Катарсис (греч. catharsis) — очищение, возвышение, оздоровление, отделение худшего от лучшего. Существуют три основные значения:
1. Религиозный;
2.Медицинский;
3. Эстетический.
Катарсис в религиозном смысле — это обряд очищения. В греческом языке употреблялся во множественном числе — «катармой», в латинском — lustratio — очищения и умилостивления как важнейшая часть религиозных отправлений, культовых церемоний. Очищения предшествовали всякому жертвоприношению. Внешняя и внутренняя чистота были направлены условием обращения человека к богу, совершаемого при жертвоприношении. В частности обязательным считалось омовение рук, различного рода окуривания. Главными средствами очищения служили вода и огонь.
Вот как описывает Гомер очищения в обряде жертвоприношений:
Речь обратил тут к. собравшимся Нестор,
герой геренейский:
«Милые дети, мое повеленье исполнить
спешите:
Паче других преклонить я желаю на милость
Афину...»
Так он сказал; все заботиться начали: с поля
|
|
телицу
Скоро пригнали; пришли с корабля
Телемаховы люди,
С ним переплывшие море; явился
и златоискусник,
Нужный для ковки металлов принесши
снаряд: наковальню,
Молот, клещи драгоценной отделки и все,
чем обычно
Цело свое совершал он; пришла и богиня
Афина
Жертву принять...
Взяли телицу тогда за рога Стратион
и Ехефрон;
Воду им руки умыть в обложенной цветами
лохани
Вынес из дома Аретос, в другой же руке он
с ячменем
Короб держал;»
Такого рода очищения подготавливали человека к общению с богом, к «эпифании» — богоявлению, настраивали на торжественный лад. Само жертвоприношение (чаще всего животного) позволяло человеку обратиться к богу с молитвой — просьбой, которую божество принимало или отвергало.
Второй род религиозных очищений — очищения от скверны, греховности. Такого рода очищения должны были пройти не только отдельные люди, но целые города и войска. В этом случае очищение выступает способом покаяния. Наиболее известен эпизод очищения греческого воина после оскорбления, нанесенного Агамемноном богу Аполлону. Агамемнон забрал в рабство Хрисеиду, дочь жреца Аполлона — Хриса, и ответил отказом жрецу, принесшему бесчисленный выкуп, чтобы «пленную дочь искупить». Аполлон «язву на воинство злую навел; погибли народы». Только возвращение Хрисеиды отцу, жертвоприношения Фебу (Аполлону) и очищения всего войска спасли греков.
Медицинские очищения рассматривались как способ оздоровления организма. В основе таких очищений лежало представление о соединении в человеке основных мировых стихии (идея микро- и макрокосмоса). Наиболее полно эта теория представлена в поэме Э?лпедокла «О природе», учившего о существовании четырех не сводимых друг к Другу стихий — огня, воздуха, воды и земли. В последующем Гиппократ разовьет теорию о преобладании одной из стихии в человеке и четырех типах человеческого темперамента.
|
|
Начало эстетического понимания катарсиса — очищающей роли искусства (в частности, музыки и песнопения) относят обычно к Гесиоду, описывающему волшебные свойства песнопения:
«Если кто сохнет, печалью терзаясь,
то стоит ему лишь
Песню услышать служителя муз, песнопевца,
о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах
олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем; о заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь
изменился».
Но в таком случае и у Гомера, описывающего находящегося в печали Ахилла и успокаивающегося игрой на кифаре, также содержится понимание катарсической роли искусства.
Более определенно можно говорить о понимании катарсиса у пифагорейцев, которые ввели его в систему «пифагорейского образа жизни», где огромную роль играли пищевые очищения, прогулки, мнемические упражнения и собственно катарсис как врачевание души посредством музыки. Они прогоняли от себя уныние и тоску при помощи музыки, ко она же избавляла их от раздражения и гнева. Музыка здесь входит в комплекс катарсических упражнений, суть которых состоит в восстановлении душевного равновесия. Еще более определенно очищение с душевным здоровьем связывает Платон, для которого катарсис начинается с употребления «подлинного знания» как «пищи для души». Прекрасное, способность человека припомнить идеальные образы, запечатленные в душе, позволяет, по Платону, стать человеку на путь очищения от преходящего, наносного.
Аристотель, хотя и признавал катарсическую роль музыки, основное катарсическое действие приписывал познанию. Весьма спорным является вопрос о катарсической роли трагедии. Что испытывает человек (древний грек), когда в театре наблюдает разворачивающуюся на сцене трагедию? Владислав Татаркевич отмечает: «Спорили о следующем: имел ли Аристотель в виду очищение чувств или же очищение разума от чувств». Исследователи и сам Татаркевич приходят к выводу, что Аристотель имел в виду разрядку чувств, успокоение, а не воспитание, облагораживание зрителя. То есть предполагается, что для греков, и это показательно для Аристотеля, на первый план выносился психотерапевтический эффект искусства, науки и познания. Катарсис, как способ духовного оздоровления, освобождения человека от беспокойства и отрицательных эмоций, остается важнейшим элементом европейской культуры на всем протяжении ее существования, в том числе современной.