Обычно каждое исследование, в том числе систем управления (СУ), должно начинаться с составления программы исследовательских работ.
Программа исследования СУ представляет собой комплекс основополагающих положений проведения исследовательских работ, определяющих цели, задачи, объект, предмет, используемые ресурсы, а также предполагаемые результаты исследования и условия его проведения
Программа разрабатывается на основе определения и осознания целей развития организации (фирмы, корпорации, предприятия, офиса и пр.), определения проблем ее развития, выделения решающих проблем, продвигающих развитие к цели кратчайшим путем.
Программа должна давать ясный ответ на вопросы: зачем необходимо проводить исследование, что исследовать и какими средствами и методами? Она должна содержать обоснование актуальности и важности проблемы как предмета исследования, раскрывать ее общее содержание и роль относительно других проблем, необходимые условия для успешного решения проблемы (финансирование, кадровое обеспечение, организационные условия, временные ограничения и пр.).
|
|
По существу, она является документом, в котором излагаются исчерпывающие сведения о планируемой исследовательской работе и характеризуется форма конкретизации целей исследования.
Структурно программа, в основном, включает:
1) титульный лист;
2) список исполнителей и соисполнителей;
3)основную часть:
· обоснование актуальности проведения исследования,
· его цели и задачи,
· объект и предмет,
· ресурсы,
· методы и используемые технические средства,
· условия проведения,
· ожидаемые результаты,
· календарный план с указанием сроков проведения исследовательских работ;
· смету затрат;
· источники финансирования,
· контроль за ходом исследования.
Содержание структурных разделов программы должно давать ответы на многие вопросы. В первую очередь это относится к вопросам актуальности и цели проведения исследования. Именно ответы на данные вопросы определяют содержание программы исследования.
В зависимости от охвата различных областей системы управления исследования можно разделить на: комплексные, локальные, функциональные, многофункциональные, междисциплинарные.
Комплексные исследования включают в себя рассмотрение целого ряда вопросов, касающихся функционирования системы управления в целом, а также ее отдельных частей.
Локальные исследования осуществляются по одному из направлений или участков работы аппарата управления (исследование документационного обслуживания деятельности аппарата управления, технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ, организационной структуры и т.п.).
|
|
Функциональные исследования охватывают одну из предметных областей деятельности аппарата управления (исследование в области управления финансовой или маркетинговой деятельностью и др.).
Многофункциональные исследования охватывают несколько функций деловой активности (например, организация производства, технология и маркетинг). Они концентрируются на взаимодействии между ними и на проблемах, охватывающих более чем одну функцию.
Междисциплинарные исследования предусматривают анализ проблем с разных точек зрения. Например, проблема деловой стратегии организации может иметь технологические, экономические, финансовые, юридические, психосоциологические и другие аспекты.
Таким образом, при разработке программы исследования необходимо в соответствии с его целью определить область, которую оно будет охватывать, - это отправная точка для дальнейшего планирования и организации работ.
В зависимости от поставленной цели определяются конкретные задачи и объекты исследования. Программа исследования может включать рассмотрение различных предметных областей.
Так, при комплексном исследовании системы управления имеет смысл начать работу с общей характеристики организации, например область деятельности, продукция, история, местоположение и др. Для полного комплексного исследования надо рассмотреть также факторы внешней среды, но поскольку их очень много, следует рассматривать наиболее значимые из них, помогающие решению конкретной проблемы. В зависимости от цели исследований могут быть рассмотрены также задачи и стратегия организации в целом, управление финансами, маркетингом, производственной деятельностью, человеческими ресурсами и др.
Перечень объектов исследования составляется в соответствии с поставленными целями и задачами. Последовательность рассмотрения предметных областей устанавливается с учетом специфических особенностей организации, имеющейся информации, пожеланий руководства и ожидаемых результатов.
Программа исследования представляет собой содержание и подробный план предстоящей деятельности. Разработка программы предусматривает:
• определение перечня предметных областей, которые должны быть обследованы;
• установление приоритетов их рассмотрения, определение степени детализации исследования;
• определение методики исследования, т.е. приемов и методов, которые следует использовать при выявлении и решении проблемы;
• определение методов и средств сбора и обработки информации по исследуемой проблеме: составление анкет, карт, группировочных таблиц и других инструментов, необходимых для проведения работы;
• определение состава отчетной документации и требований к ней, включая сроки предоставления, рассмотрения и утверждения.
Планирование работ при исследовании СУ: основные задачи, формы
Успешное исследование любого элемента и компонента СУ во многом зависит от планирования исследовательских работ.
План исследования - это комплекс показателей, отражающих связь и последовательность ключевых мероприятий, ведущих к полной реализации программы и разрешению проблемы.
План представляет собой организационную конкретизацию программы исследования. Он как бы соединяет содержание проблемы с организационными возможностями и вариантами ее практического решения.
Планирование обычно носит формально-директивный и достаточно жесткий характер. Однако применительно к исследованиям оно таковым может быть частично, поскольку из-за наличия неопределенностей, которые появляются в ходе проведения исследовательских работ, трудно заранее формализовать все детали и нюансы процесса познания, а также возможные риски и последствия принимаемых при этом решений.
|
|
Тем не менее, планирование необходимо для формирования исследовательских групп и исполнителей, установления и распределения функций, выявления взаимосвязей и взаимодействия между ними, определения необходимых ресурсов и их распределения, установления последовательности проведения исследовательских работ и их контроля.
Не всякая проблема исследования может решаться последовательно и успешно этап за этапом. В процессах ее решения могут возникать возмущающие факторы, непредвиденные ситуации и обстоятельства. Они влияют на выполнение плана, иногда заставляют оперативно корректировать его, бывают случаи, когда план вообще может быть разрушен.
Поэтому по сложным проблемам исследования бывает полезно разрабатывать алгоритм исследования, который позволяет предусматривать возможные возвратные операции при неудачных решениях или непредвиденных трудностях, быстро находить адрес таких возвратов.
Алгоритм -это технология решения проблемы, предусматривающая не только последовательность и параллельность различных операций, но и возможности их неудачи, поиск новых путей решения проблемы в рамках данной программы, корректировку содержательного взаимодействия проблем.
В этом случае составляется гибкий план исследований, учитывающий его алгоритм, в котором, в свою очередь, находит отражение сложность и неординарность проблемы. В плане такого типа указываются не жесткие, а нормативные величины (диапазон) сроков выполнения различных работ, имеются дополнительные пункты согласования и оценки результатов.
Планирование исследования СУ - одна из важнейших функций менеджмента любой организации. Серьезный подход к планированию создает основу для получения объективных знаний о системе.
Планирование - это не только умение составить весь порядок действий для осуществления исследования, но и способность предвидеть всякие неожиданности при выполнении исследовательских работ. Отсутствие плана исследования СУ ведет, как правило, к безвозвратным потерям времени и других ресурсов, а в конечном итоге - к невозможности получения эффективных результатов познавательной деятельности.
|
|
Любое нововведение приносит эффект лишь в том случае, если оно подготовлено в техническом, экономическом, организационном, кадровом и социально-психологическом отношении, если учтено его воздействие на все стороны экономического и социального развития предприятия.
Основная задача планирования исследования систем управления - определение системы мероприятий, предусматривающих порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
При проведении прикладных исследований, изучающих проблемы конкретной организации, план работ может предусматривать также апробацию и внедрение результатов исследований в практику управления.
Апробация может состоять в обсуждении выполненного исследования с руководством организации, а также в рассмотрении полученных результатов на совещании, конференции, собрании трудового коллектива.
Внедрение результатов исследования осуществляется путем их активного применения в практике управления.
Формы отображения плановых работ могут быть ориентированы на:
1) процесс;
2) результат;
3) процесс и результат.
К первому виду относятся:
(а) координационный план (в котором отображаются мероприятия, исполнители, сроки исполнения и планируемый результат);
(б) ленточный график (предусматривает последовательность выполняемых работ, сроки их выполнения и исполнителей, отличается большей наглядностью, чем координационный план, но эта форма не позволяет отобразить взаимозависимость выполняемых работ);
(в) сетевой график;
(г) сетевая матрица.
Ко второму виду форм планов можно отнести дерево целей.
Третий вид может включать блок-схему процесса управления и логико-информационную схему процесса управления. Недостатком этих планов является отсутствие указаний на взаимосвязь работ, т.е. по данным формам нельзя ответить на некоторые вопросы (например: можно ли какую-либо работу начать раньше? что будет, если отдельные работы будут выполнены досрочно или позже установленного срока? как это повлияет на сроки начала и окончания других работ?).
Многие из указанных недостатков можно преодолеть, отображая планы с использованием сетевых методов.
Независимо от формы отображения практически всегда план исследования является конкретным продолжением намеченной ранее программы исследовательских работ.
6.4. Принципы и этапы планирования исследований СУ
При планировании исследования СУ необходимо руководствоваться рядом принципов, например:
• системность - планирование при соблюдении этого принципа должно учитывать цели исследования, взаимосвязь и взаимодействие всех элементов исследуемых объектов, подразделений и выполнение общего цикла управления при исследовании;
• необходимое участие - при проведении исследований, в зависимости от объектов и масштабов проводимых исследовательских работ, должны принимать плановое участие все, кто связан с этим процессом, т.е. планирование должно быть партисипативным;
• непрерывность - планировать работу так чтобы она осуществлялась постоянно и непрерывно, т.е. плановые работы должны следовать одна за другой;
• гибкость - выполнение этого правила позволяет вносить изменения в направленность плановых работ с учетом возникающих внутренних и внешних воздействий; во многом гибкость планирования может достигаться наличием различного вида ресурсов;
• достаточная значительность - плановые работы должны соответствовать поставленным исследовательским целям и задачам;
• необходимая трудоемкость - трудоемкость плановых работ должна быть соизмеримой с целями и задачами исследования;
• реальность - плановые работы по проведению исследований должны быть реально выполнимыми обеспеченными ресурсами;
• конкретность - все плановые работы должны быть сформулированы ясно, доходчиво и конкретно;
• адресность и ответственность - форма планов должна предусматривать адресную регламентацию ответственных лиц и исполнителей по каждому из мероприятий;
• контролируемость - плановые работы должны предусматривать возможность простого, наглядного и эффективного контроля их исполнения, а также возможность корректировки отклонений от запланированных мероприятий.
Формы представления планов исследования, как уже отмечалось ранее, могут быть различными. Наибольшее распространение получили планы следующих видов: матрично-столбцовые, планы-графики, сетевые графики, циклограммы и др.
Планирование исследования систем управления включает в себя следующие этапы:
1) определение организации, ее отдельных подразделений или рабочих мест, которые будут обследованы;
2) определение примерного объема работ по выявлению и исследованию проблемы;
3) формулирование ожидаемых результатов;
4) определение количественного и профессионально - квалификационного состава сотрудников, необходимых для реализации запланированного объема работ;
5) установление сроков выполнения запланированной работы;
6) определение условий, необходимых для выполнения исследований, в том числе потребности в помещениях, организационной технике, оборудовании, инвентаре и др.;
7) расчет сметной стоимости планируемой работы.
Общий план исследования конкретизируется в рабочем плане -документе, который составляется в целях развития плана исследований по теме. Он определяет:
• разделение общего объема работ на этапы;
• календарные сроки начала и окончания работ по этапам исследования, график выполнения работ;
• распределение сфер и конкретных объектов исследования по рабочим группам и отдельным исполнителям;
• установление конкретных задач и компетенций руководителей рабочих групп и исполнителей;
• описание промежуточных результатов, а также установление формы и сроков предоставления заказчику отчетных документов;
• определение стоимости работ по каждому этапу исследования.
Таким образом, план исследования по теме определяет объем работ, сроки, потребные ресурсы, ожидаемые результаты.
Рабочий план представляет собой график действий, состав и компетенции исполнителей, график проведения исследований, стоимость работ на каждом этапе исследования.
6.5. Бизнес-планирование прикладных исследований СУ
Проведение многих прикладных исследований СУ должно быть продиктовано необходимостью:
• объективно определять потенциальные возможности предприятия с учетом целей его деятельности, стратегии и тактики их достижения, что должно реализовываться в перспективных и текущих планах;
• выявить слабые и сильные стороны в управляемой и управляющей (СУ) подсистемах социальной экономической системы организации.
В условиях рынка и конкуренции предпринимателям и менеджерам предприятий нельзя полагаться только на опыт, интуицию и видимые удачные обстоятельства, поэтому можно сказать, что основой основ прикладного исследования при совершенствовании управления являются вопросы бизнес - планирования прикладных исследований СУ.
Каждое такое исследование должно проводиться не ради самого исследования, а для
(1) получения новых знаний о системе управления и
(2) улучшения результатов предпринимательской деятельности.
При этом достижение первой указанной цели, в свою очередь, позволяет получить в последующем полезные социальные, экологические, экономические и другие эффекты. Все это обусловливает проведение работ по бизнес - планированию целесообразности исследований СУ с их обоснованием.
В процессе работ, связанных с бизнес - планированием исследования СУ, привлекаются самые широкие круги работников предприятия, что порождает дух сотрудничества, творчества в коллективе, и способствует единению всех действий работников различных категорий. Процесс планирования обеспечивает взаимоувязку и взаимодействие всех подразделений, их целей, задач и функций.
Общеизвестным инструментом рассматриваемого вида планирования на предприятии выступает так называемый бизнес-план. Применительно к прикладному исследованию СУ он представляет собой документ, предваряющий начало проведения исследования и определяющий его цели, обосновывающий на основе анализа все появляющиеся при этом проблемы, определяющий источники финансирования, пути и способы достижения поставленных целей.
Цель бизнес-плана - подтвердить с помощью конкретного анализа и расчетов, что идеи, связанные с прикладным исследованием, практически осуществимы.
Практика разработки бизнес-планов получила широкое распространение в развитых странах Запада. В российской практике близким аналогом бизнес-плана является технико-экономическое обоснование (ТЭО) проведения НИР.
Бизнес-план может составляться как для внутреннего, так и для внешнего пользования, но все-таки чаще всего его составляют для будущих вкладчиков, инвесторов, для заключения с ними соглашений об инвестициях и кредитах, т.е. для сторонних относительно предприятия пользователей.
Бизнес-план должен быть идеально документирован. Поскольку он может детально изучаться будущими инвесторами, кредиторами и т.п., поэтому должен быть написан теми, кто будет его исполнять. К созданию бизнес-плана следует привлекать в ряде случаев специалистов сторонних организаций (ученых, экономистов и др.) Однако не исключается возможность привлечения к этой работе и вкладчиков, инвесторов, которые могли бы усилить потенциал организаторов, исполнителей и специалистов сторонних организаций, участвующих в разработке бизнес-планов.
Как и всякий перспективный документ, бизнес-план должен пересматриваться и корректироваться в зависимости от ситуации, существующей и возможной конъюнктуры. Этого требуют интересы дела, это необходимо для полдержания успешных отношений с инвесторами и другими заинтересованными сторонами.
Общие требования к бизнес-плану, как важнейшему инструменту предпринимательского менеджмента, аналогичны тем, что предъявляются организационно-правовым документом планового характера. К требованиям, которые должны максимально учитываться разработчиками такого документа следует в первую очередь отнести:
• достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);
• своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время);
• достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);
• понятность и доступность для восприятия.
Наряду с указанными требованиями материалы бизнес-плана должны также обладать:
• четкостью и логической последовательностью;
• убедительностью аргументации; конкретностью и краткостью;
• обоснованностью всех положений и их рекламной привлекательностью.
Нельзя составлять бизнес-план большого объема и перегружать его лишней информацией, так как обычно его просматривают и используют многие деловые люди. В большинстве случаев объем всего бизнес-плана не должен превышать 20 - 25 страниц машинописного текста (через два интервала).
Структура бизнес-плана (состав основных разделов) различается в зависимости от целей его исследования и других обстоятельств. Однако независимо от структуры разделов бизнес-план должен предваряться титульным листом. Кроме того, целесообразно также составлять оглавление (содержание) и перечень условных обозначений, символов и сокращений.
Обобщая примеры структур разделов бизнес-планов применительно к исследованиям прикладного характера на промышленном предприятии можно рекомендовать следующий наиболее типовой вариант его структуры.
Титульный лист.
Содержание (оглавление).
Перечень условных обозначений, символов и сокращений.
Введение.
Основные разделы.
1. Цель, объект, предмет, задачи, методология и методика исследования СУ.
2. Характеристика и потенциал предприятия.
3. Описание вида предпринимательской деятельности.
4. Описание продукции.
5. Оценка рынков сбыта.
6. Описание и оценка конкурентов.
7. Прогноз сбыта продукции.
8. Стратегия маркетинга.
9. План маркетинга.
10. План производства.
11. План ресурсного обеспечения исследования СУ (информационного, ТСУ, персоналом).
12. План функционально-организационного обеспечения исследования СУ (функционального, управленческо - технологического, методического, организационно-структурного).
13. Процедуры принятия решений.
14. Анализ прибыльности исследования СУ.
15. Финансовая стратегия и требования к инвестициям.
15. Финансовый план.
Приложения.