Предисловие. основы катехетической дидактики

ПОДГОТОВКА И ОЦЕНКА КАТЕХИЗАЦИИ

основы катехетической дидактики

Bp. Antoni Dlugosz

Jak przygotowywac i oceniac katecheze

Czкstochowa 1997

МОСКВА 2001

Оглавление

Предисловие

I. Пророческая миссия Церкви

II. Антропологическая направленность катехизации

III. Структура антропологической катехизации

· 1. Структура экзистенциальной катехизации

· 2. Структура интерпретационной катехизации

IV. Библиотечка катехизатора

· 1. Катехетические источники

· 2. Катехетические пособия

V. Составление конспекта

· 1. Понимание темы

· 2. Формулировка дидактической и воспитательной целей

· 3 Выбор методов и пособий

· 4. Запись конспекта

VI. Критерии оценки катехетической встречи

· 1. Достижение дидактической и воспитательной целей

· 2. Оценка структуры

· 3. Элементы молитвы

· 4. Экзистенциальный элемент

· 5. Библейский элемент

· 6. Литургический элемент

· 7. Доктринальный элемент

· 8. Христоцентризм

· 9. Духовный опыт

· 10. Язык катехетической встречи

· 11. Методы, используемые на катехетическом занятии

· 12. Дидактические пособия

· 13. Способы повторения материала

· 14. Запись в тетрадь

· 15. Позиция катехизатора

· 16. Участие катехизируемых

· 17Взаимодействие катехизатора с родителями

VII. Повышение активности катехизируемых

VIII. Классификация методов и критерии их выбора

IX. Библейские методы

· 1. Драматургические методы

· 2. Экзегетические (интерпретационные) методы

· 3. Экзистенциальные методы

X. Литургические методы

XI. Катехетические методы

XII. Дидактические методы

· 1. Методы, повышающие заинтересованность

· 2. Методы, служащие передаче содержания

· 3. Методы, служащие формированию установок и убеждений

Заключение

Принятые сокращения

Библиография

Предисловие

Почти четверть века назад, на Международном Катехетическом Конгрессе в Риме, среди прочих участников выступил с докладом французский теоретик катехизации свящ. Жозеф Коломб (Colomb). Одна мысль, которую он настойчиво повторял, несомненно, запала в память слушателей, даже если они не очень хорошо знали французский язык: "Fidelite a Dieu, fidelite a l`homme!" ("Верность Богу, верность человеку!").

В книге епископа Антония Длугоша "Подготовка и оценка катехизации" эта мысль ясно выражена. Верность Богу - это верность Библии, Литургии, Преданию и Учительству Церкви. Верность человеку - это чуткое отношение к нуждам и чаяниям человека, в особенности человека молодого, это старания катехизаторов откликнуться на них в духе веры. Автор книги не только сохраняет верность этим двум направлениям, но и описывает методику, с помощью которой можно осуществлять эту прекрасную мысль в приходской катехизаторской деятельности.

Книга начинается с актуального вопроса - с "библиотечки катехизатора", в которой заботливо собираются катехетические материалы, аудио- и наглядные пособия. Уже здесь критерии отбора материалов - это двоякая, но, в конечном счете, единая верность. Антоний Длугош справедливо замечает: "Если бы не изучались проблемы человека, не удалось бы сохранить верность не только человеку, но и Богу" (с. 14). Эта мысль, переданная языком катехизации, звучит в Послании апостола Иоанна: "Кто говорит: Я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?" (1 Ин 4, 20). Для достижения этой цели используются различные формы катехизации и критерии оценки катехетических встреч. Приведенные в книге 17 критериев - это конкретное "испытание совести" для каждого катехизатора - как священника, так и мирянина (с. 42).

В процессе катехизации у катехизируемых должна произойти личная встреча с Богом в Иисусе Христе. Здесь особенно важна позиция катехизатора, который "будучи пророком, должен всегда помнить, что он не только учитель, но, прежде всего, свидетель возвещаемых истин веры" (с. 61).

Большая часть книги посвящена катехетическим методам и может оказать практическую помощь, т.к. здесь приводится не только теория, но и многочисленные способы использования этих методов. Описывается много драматургических, экзегетических (интерпретационных) методов: библейское повествование, парафраза, метод Доуэлла (Dowell) с таблицами книг Библии и цитатами. Из экзистенциальных методов, повышающих активность учеников, особенно эффективным считается метод Вестероса (Vasteras), в котором используются вопросительный и восклицательный знаки, а также стрелки. Его можно успешно применять при индивидуальном вдумчивом чтении Священного Писания. Таких разнообразных практических методов около ста! С этим богатым материалом можно постоянно экспериментировать, выбирать что-то новое, объединять различные методы, не утомляя ни себя, ни катехизируемых. Даже названия некоторых методов вызывают любопытство и наводят на размышления: библейское интервью, тематический и биографический этюд, анализ писем, речей, метод Филиппа на основе фрагмента из Деяний Апостолов (8, 4-13), аукцион, викторина, а также различные виды оценки образа жизни с точки зрения Евангелия.

Дидактические методы, по форме близкие к обучению в школе - ценный инструмент в работе катехизатора. Здесь я хочу вспомнить свой опыт работы в школе в 50-х годах, когда моим учеником был автор книги. Тогда появилось распоряжение писать конспекты. Через некоторое время на мои занятия пришел школьный инспектор (хотя прошло уже 40 лет, я до сих пор помню его фамилию) и спросил, пишу ли я конспекты. Я показал. Он их внимательно прочитал и спросил, откуда у меня эта схема… Я честно ответил, что взял ее из… журнала Glos Nauczycielski. Он очень удивился, что она "подходит" для урока религии. Возможно, это была слишком "школьная" схема, но тогда меня похвалили за конспекты перед всем педагогическим коллективом. Следовательно, можно в полном объеме использовать самые разнообразные методы дидактики.

Свящ. Людвик Важибок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: