Сравнительно-исторический подход

Особенно интенсивно этот метод стал развиваться начиная с эпохи Про­свещения. Началось целенаправленное изучение влияния естественно-гео­графической и социальной среды на формирование общих и отличительных черт исторических культур и, соответственно, их систематический сравни­тельный анализ. Постановка данных вопросов стимулировалась различными факторами - прежде всего расширением исторического горизонта в резуль­тате великих географических открытий. Благодаря им европейцы столкну­лись со множеством неизвестных народов, которые находились на иных сту­пенях общественного развития и имели специфические культуры, верования, обычаи. Таким образом постепенно формировалось понимание общечелове­ческой культуры как некоего результата творчества различных народов.

Происходила дальнейшее накопление эмпирического материала, дела­лись теоретические обобщения. Ценный вклад в историю религии внесли эт­нография и социальная антропология с их пониманием магии, ритуалов, культов. Изучение санскрита, других восточных языков, расшифровка еги­петских иероглифов дали возможность сравнительных исследований грече­ской, месопотамской, египетской, римской и иных религий. Появилась так называемая сравнительная мифология. Этот период был отмечен такими ши­рокоизвестными именами, как М. Рикки, Ж.Лафито, Ш. де Бросс, У. Джонс, Э. Бюрнуф, Ф. Шампольон.

В эпоху Просвещения сложилось представление о единой природе чело­века, его психики. Многочисленные сравнения между европейскими и иными культурами преследовали цель выявить тождественность представителей че­ловеческого рода. Одним из первых эту проблему поднял Ф. Вольтер, меч­тавший об универсальной культуре, эталоном которой было бы стремление человека к знанию. В своих работах "Опыт о всеобщей истории и о нравах и духе народов", "Размышление об истории", "Философские письма" и других он углубил и расширил представления о прошлом и настоящем человечества. Вольтер решительно отвергал господствующую концепцию происхождения цивилизации от маленького народа, жившего в Палестине, и указывал на вы­сокую культуру Древнего Египта, включая в мировой исторический процесс индусов, арабов, китайцев, персов. Порывая с европоцентризмом, философ рассматривал Восток не как страшный и варварский мир, но как обитель вы­сокой культуры, мудрости, гуманизма. Исследуя эволюцию религии, Воль­тер, как и многие просветители, пришел к идее создания единой "естествен­ной религии". Хотя все существующие религии непостоянны, изменчивы, ос­тается одна общая "естественная", в которой поклоняются верховному Боже­ству, представляющему собой не что иное, как справедливость. Д. Дидро в своем сочинении "О достаточности естественной религии" придерживался тех же взглядов; их элементы можно обнаружить у П. Бейля и Ш. Монтескье.

Мыслители эпохи Просвещения, с одной стороны, подчеркивали специ­фики исторических эпох, присущих им культур и религий, с другой, - обос­новали единство истории разных народов и стран, стремясь найти в ней об­щее и существенное.

Появление эволюционного метода познания способствовало дальней­шему совершенствованию сравнительно-исторического подхода. Возникло сравнительное языкознание, представители которого - В. Гумбольдт, Ш. Бонне - подчеркивали, что каждый этап существования языка является ре­зультатом его предшествующего развития. При помощи сравнительно-исто­рического метода стало возможным нахождение определенных закономерно­стей формирования языков различных народов. Был поставлен вопрос о так называемом праязыке как основы всех индоевропейских языков, и соответст­венно, предпринята попытка найти общий базис многообразных религиозных верований, обычаев, нравов.

Этнограф Дж. Мак-Леннан одним из первых попытался провести систе­матическое сравнительное изучение первобытных обществ во всемирном масштабе. В своем труде "Примитивный брак. Исследование о происхожде­нии обряда похищения и свадебных церемоний" он показывал, что немного­численность семейных групп, экзогамия, насильственность браков, убийства новорожденных девочек, полиандрия являются взаимосвязанными институ­тами и их изменения подчинены общим законам социального развития. На­пример, установившийся обычай похищения из чужого племени постепенно привел к предубеждению против брака с женщинами своего племени вообще. Так возникла экзогамия (этот термин и термин "эндогамия" введены самим Мак-Леннаном). Для истории религии важна еще одна работа ученого - "О почитании животных и растений", посвященная анализу тотемизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: