Наименование тем, их содержание и объем

Наименование и содержание тем Объем выделяемого времени, час.
Тема 1. Средства массовой коммуникации в парадигме социальной психологии. Основные особенности mass communication: массовость аудитории, гетерогенность аудитории, использование высокоскоростных и репродукционных средств связи и информации, быстрое распространение сообщений, относительно небольшая потребительская стоимость получаемой информации. Л.В. Петров об уникальных свойствах массовой коммуникации: диахронность, диатопность, мультиплицирование, симультанность, репликация.  
Тема 2. Психология процесса коммуникации. Коммуникационный процесс и средства массовой информации. Теоретические модели коммуникационного процесса. Структура личности как база восприятия информации. Коммуникатор и психологические способы его изучения. Институциональное и индивидуальное в фигуре коммуникатора. Престижность, надежность и доверительность коммуникатора. Средства массовой информации и их роль в массовой коммуникации. Влияние формы (СМИ) на содержание информации. Демассификация средств связи в условиях информационного общества (О. Тоффлер). Аудитория как социальная группа. Социологические и психологические аспекты изучения аудиторий. Типология аудитории. Сегментация аудитории. Модели визуальной коммуникации: М. Маклюэн, Р. Арнхейм, Ю.Лотман, К. Метц, Р. Барт и др. Восприятие содержания в массовой коммуникации. Влияние канала коммуникации. Особенности воздействия различных средств массовой информации как следствие различий их выразительных средств. Связь с аудиторией в теле-, радио-, Интернет-коммуникациях. Психология процесса коммуникации. Роль установки и стереотипа в процессе массовой коммуникации, интерес как фактор коммуникации. Внимание, восприятие, понимание и запоминание в процессе коммуникации. Мотивы и потребности, мотивация и ожидания, опыт и воображение в механизме обращения аудитории к СМИ.  
Тема 3. Убеждение и внушение. Психологические модели убеждающего воздействия. Понятие внушения как социально-психологический феномен воздействия на психику личности. Факторы внушаемости. Понятие конформности личности и его психологический механизм воздействия. Феномен манипулирования сознанием личности. Факторы эффективного внушения: свойства личности (ее высокий социальный статус и рейтинг), психические свойства и процессы (в первую очередь, связанные с тревожностью личности в условиях рынка и низкой самооценкой), характеристика отношений между суггестером и суггерентом: доверие, авторитет, зависимость. Способы «конструирования» сообщения: уровень аргументированности, сочетание логических и эмоциональных компонентов. Убеждение. Психологические модели убеждающего воздействия. Роль групповых факторов в процессе убеждения. Понятие массовых вкусов. Конформизм. Соотношение логических и эмоциональных апелляций к аудитории. Психотехнологии создания аргументации и убедительных выводов в сообщении. Классификация форм обращения и стилей обращения в организации коммуникационного пространства.  
Тема 4. Психологические эффекты массовой коммуникации. Методы психологического воздействия в массовой коммуникации. Подражание, заражение, внушение. Самовнушение. Формы косвенного внушения: намек, косвенное одобрение и косвенное осуждение. Симптомы огруппления мышления. Теории медиаэффектов. Эффект аудитории, эффект аккумуляции, эффект зрителя-наблюдателя, эффект запоздалой реакции, эффект ложного консенсуса и т.д. Механизмы психологической защиты (вытеснение, проекция и рационализация) и их проявления в массовой коомуникации.  
Тема 5. Психология пропаганды. СМИ как «четвертая власть». Приоритетная роль масс-медиа в управлении массовым сознанием: высокоэффективные технические средства, научные методы воздействия на людей, программирование поведения. Объективные и субъективные факторы, влияющие на ход и результаты пропаганды. Формирование, закрепление и изменение установок по отношению к объектам, имеющим социальную значимость. Манипулирование. Формы манипулирования общественным мнением: утаивание информации, смещение акцентов, искажение информации. Языковое манипулирование: понятие, разновидности, механизмы. Манипулирование через обращение к эмоциям. Манипулирование через обращение к социальным установкам. Манипулирование через обращение к представлениям о мире. Пропаганда и политическая агитация. Имидж политика через призму СМИ. Психологические способы влияния СМИ на участников предвыборных кампаний.  
Тема 6. Психология слухов. Слухи как специфический вид межличностной коммуникации. Слухи как отражение общих социальных стереотипов и установок аудитории. Слухи как отражение общественного мнения и общественных настроений. Слухи как выражение информационной ситуации в регионе. Природа слухов. Слух как СМИ, или «самая массовая из всех массовых коммуникаций». Самотранслируемость, устность, анонимность и другие особенности слухов. Классификация слухов: 1) экспрессивные слухи – эмоциональные состояния, выражаемые в содержании слухов, а также типы эмоциональных реакций: слух-желание, слух-пугало, агрессивный слух; 2) слухи ложные, полуложные, близкие к действительности (по степени достоверности); 3) прямые слухи, опосредованные слухи, контрслухи. Факторы циркуляции слухов. Информационный вакуум как основной фактор слухов. Каналы распространения слухов. Устные слухи, аудиослухи, видеослухи, графические слухи. Роль СМИ в распространении слухов. Психология искажения сообщения в процессе передачи слухов. Эффект фасцинации. Борьба со слухами.  
Тема 7. Психология моды. Социология и психология моды. Мода как социально-психологический феномен. Социокультурная роль моды. А. Смит о влиянии моды на эволюцию одежды, мебели, архитектуры, музыки, нравственности. Особая роль вкусов элиты в распространении моды. Г. Спенсер о двух видах подражательных действий. Стремление к равенству с лицами более высокого статуса как основной мотив возникновения моды. У. Самнер о нормативном и принудительном характере моды. Г. Тард о моде и обычае как двух основных видах подражания. Г. Зиммель о классовом (бессословном) характере моды (мода как удовлетворение двойственной потребности человека – отличаться и быть похожим на других). Т. Веблен о роли престижа, демонстративности и «показного потребления» в функционировании моды. Э. Сепир о месте моды в личностной идентификации, самовыражении и укреплении «я», благодаря социально санкционированному отказу от старых и внедрению новых социокультурных норм. Г. Блумер о моде как средстве внедрения новых социальных форм и адаптаций к ним в изменяющемся мире. Современные представления о социально-психологических механизмах функционирования моды.  
Тема 8. Психология творчества в коммуникационных процессах. Психология творчества как: 1) изучение роли воображения, мышления, интуиции, вдохновения, надситуативной активности; 2) изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляющихся в процессе творчества, – способностей, таланта, гениальности и пр.; 3) изучение влияний, испытываемых личностью при ее вхождении в творческий коллектив; 4) изучение факторов, способных стимулировать творческую активность, – групповой дискуссии, мозговой атаки, некоторых психофармакологических средств. Творческие способности и творческое мышление. Механизмы творчества. Комбинирование, агглютинация, акцентирование, типизация. Психодиагностика творческих способностей. Резервы творческих возможностей. Методы активизации творческого мышления. Психологические особенности научного творчества. Психология творчества специалиста PR, создателя рекламы, имиджмейкера, журналиста. Коммуникативные и организационные качества личности. Психологические особенности творческого работника в связях с общественностью. Тесты достижений, интеллектуальные тесты, тесты способнсотей, социально-психологические тесты, проективные тесты. Психодиагностика способностей к обучению и самообучению.  
Тема 9. Символика коммуникационного процесса различных сфер общественной жизни. Знаки, символы и эмблемы в коммуникационном процессе: место, роль, функции. Символика коммуникационного процесса различных сфер общественной жизни (политика, культура, религия, бизнес). Символика и эмблематика в корпоративном имидже.  
Тема 10. Теория и практика психологических исследований массовой коммуникации. Психологические исследования массовой коммуникации. Психологические и социально-психологические аспекты изучения массовой коммуникации. Зависимость восприятия информации от образа коммуникатора. Понятие имиджа. Создание имиджа коммуникатора.  
Всего:  

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ по дисциплине

а) основная литература

1. Геращенко Л. Л. Мифология рекламы. – М.: Изд. дом «Диаграмма», 2006. – 464 с.

2. Лебедев-Любимов А. Н. Психология рекламы. – СПб.: Питер, 2008. – 384 с.

3. Лебон Г. Психология народов и масс. – М.: Терра, 2008. – 272 с.

4. Майерс Д. Социальная психология: 7-е изд.- СПб: Питер, 2009. – 794 с.

5. Ульяновский А. В. Маркетинговые коммуникации: 28 инструментов миллениума. – М.: Эксмо, 2008. – 432 с.

6. Учёнова В. В. Реклама и массовая культура: служанка или госпожа? – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

7. Фельсер Г. Психология потребителей и реклама / пер. с нем. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2009. – 704 с.

8. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2009. – 288 с.

б) дополнительная литература

9. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., Аспект Пресс, 2001. – 375 с.

10. Аронсон Э. Общественное животное. – СПб.: Прайм-Еврознак, 1998. – 395 с.

11. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. — М.: Медиум, 1995.

12. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. – СПб.: Питер, 2005. – 203 с.

13. Гусев Д. Г. Уши машут ослом. Современное социальное программирование / Д. Г. Гусев, О. А. Матвейчев, Р. Р. Хазеев, С. Ю. Чернаков. – М.: Alex J. Bakster group, 2006. – 192 с.

14. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2001. – 448 с.

15. Ильин В. И. Поведение потребителей / В. И. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 224 с. То же [Электронный ресурс] // Энциклопедия маркетинга [сайт]. – URL: https://www.marketing.spb.ru/read/m7/index.htm (10.10.09).

16. Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. – М.: Эксмо, 2005. – 832 с.

17. Кириллова Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну. – М.: Академический проект, 2005.

18. Кросс-культурная психология: исследования и применение. – Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2007. – 560 с.

19. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). – М.: Прогресс, 1994. – 272 с.

20. Назаретян А. П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2004. - 192 с.

21. Ойстер К. Социальная психология групп. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. – 224 с.

22. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. – СПб.: Питер, 2005. – 480 с.

23. Петренко В. Ф., Митина О. В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. – М.: Изд-во МГУ, 1997. – 214 с.

24. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, К.: Ваклер, 2006. – 576 с.

25. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Т. 1. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. – 608 с.

26. Райгородский Д. Я. Психология и психоанализ власти. Т. 2. Хрестоматия. – Самара: Изд. Дом «БАХРАХ», 1999. – 576 с.

27. Рожков И.Я., Кисмерешкин В.Г. От брендинга к бренд-билдингу. М., 2004.

28. Романов А.А. Реклама: между социумом и маркетингом. - М., 2002.

29. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. В. В. Румынского, под ред. Е. Н. Емельянова, B. C. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 429 с.

30. Узнадзе Д. Н. Психология установки. – СПб.: Питер, 2001. – 416 с.

31. Ульяновский А. В. Мифодизайн: коммерчиские и социальные мифы.- СПб.: Питер, 2005. – 544 с.

32. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. – СПб.: Речь, 2001. – 230 с.

33. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб: Прайм-Еврознак, М: Олма-Пресс, 2003. – 445 с.

34. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность. – М.: Педагогика, 1986. – 408 с.

35. Шарков Ф.И. Интегрированные рекламные коммуникации. – М., 2004.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: