Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобразование, исправление) — всесословного движения в ряде европейских стран, направленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устранение всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.
Идеологическая подоплека Реформации складывалась на протяжении нескольких веков. В Англии XIV в появляется учение профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа (1320—1384), который требовал подчинения английской церкви в гражданских делах королю. Уиклиф выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве священников отпускать грехи и выдавать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Уиклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369—1415), проповедавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций.
Но подлинное начало движения Реформации связано с именем католического священника, профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483 – 1546), который 31 октября 1517 г. прибил на двери церкви в Виттенберге “95 тезисов». В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, которым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульгенциях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В последующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его посредничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.
|
|
От имени Мартина Лютера пошло название одной из ветвей протестантизма – лютеранства.
Вслед за Лютером критику католической церкви продолжил швейцарский теолог Жан Кальвин (1505 – 1564). Он – автор трактата «Наставления в христианской вере» (1536), создатель религиозного государства в Женеве в 1540-е – 1560-е гг. («Женевский папа»), основатель Женевского университета, готовившего кадры протестантских проповедников для всех европейских стран.
По имени Жана Кальвина названа вторая ветвь протестантизма – кальвинизм.
Существует и третья ветвь протестантизма – англиканство – историческим рождением которого стало провозглашение королем Генрихом VIII Тюдором себя главой независимой от Римского папы английской церкви в 1534 г.
Все три перечисленные направления протестантизма в истории этого течения христианства составляют ранний период – XVI век.
Основы вероучения протестантизма:
В каждом из указанных трех направлениях протестантизма существует ряд особенностей, однако и для лютеранства, и для кальвинизма, и для англиканства общими в догматике являются следующие положения:
|
|
V Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является учение об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они являются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.
V Библия объявляется единственным источником вероучения, причем наибольшим уважением пользуется Новый Завет. Весь комплекс Священного Предания отвергается.
V Отрицается непогрешимость и всевластие Римского папы в вопросах веры, отвергается институт монашества и раздача, а тем более продажа индульгенций.
V Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение; благодать равно дается всем крещенным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, проповедников, благовестников, пасторов, епископов.
V Отрицаются католические догматы о чистилище, о «запасе добрых дел».
V Отрицается роль Церкви как посредника между Богом и людьми.
V Протестантизм выступал за упрощение и удешевление культа, поэтому в протестантизме отрицается почитание икон, святых и святых мощей; из семи христианских таинств признаются лишь два – крещение и причащение (евхаристия). Остальные таинства заменяются простыми обрядами.
V Из религиозных праздников в протестантизме сохранились лишь те, которые связаны непосредственно с Иисусом Христом.
V Основу богослужения составляют чтение Библии и проповедь. Большое значение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.
Лютеранство:
География: протестантизм лютеранского толка является господствующей конфессией в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии. Значительно количество лютеран в США, Германии, Австрии и Венгрии. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. протестантов. Всего в мире насчитывается около 200 лютеранских церковных организаций. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который поддерживает около 50 млн. верующих.
Лютеранство признает авторитет Никео-Царьградского Символа веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехизисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580). Еще в 1526 г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», переведен на немецкий язык молитвенник с ритуалом крещения. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия. В лютеранских церквях – кирхах - нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.
Отрицаются: целибат; необходимость добрых дел и пожертвований в пользу церкви; богослужение на латыни (оно проводится на национальном языке).
В лютеранстве разрешено занимать выборные церковные посты женщинам.
Кальвинизм:
География: кальвинизм является господствующей конфессией в Нидерландах, Шотландии, ЮАР. Сильны позиции кальвинистов в Швейцарии, Франции, ФРГ и США, Канаде и Австралии. Общее число кальвинистов на Земле – около 40 млн. человек, кальвинистских организаций – около 190.
В отличие от лютеранства в кальвинизме нет общеобязательного Символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написанные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536—1559), в которых систематизируются идеи Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545) (катехизис – от греч. “наставление”, “поучение” – краткое изложение вероучения в форме вопросов и ответов), а также «Шотландское вероисповедание» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.
|
|
Особенности догматики и культа: большое значение в кальвинистском вероучении имеет доктрина об абсолютном предопределении, избранности, согласно ни своей верой, ни своими поступками человек не может ничего изменить в своей судьбе после смерти, ибо Бог согласно своей воле заранее предопределил, кому быть избранным и спастись после смерти, а кому быть осужденным и обреченным на вечные муки. Свидетельство избранности человека – профессиональные успехи и материальное благосостояние.
Из догмата о предопределении вытекает проповедь мирского аскетизма в личной жизни – обязательное посещение всеми церкви и соблюдение жестких нравственных требований, призывов не лениться, не расточать средства на себя, а пускать их в оборот. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.
В культовой практике запрещены почти все внешние атрибуты культа (алтари, иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как символические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, которое включает также пение псалмов и молитв.
Англиканство:
Англиканство распространено в Великобритании, Шотландии, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, ЮАР, частично в Индии и США. Общее число последователей англиканства на Земле – около 68 млн. человек. В англиканстве имеется 25 автономных церквей и церковных организаций.
Англиканство – некий средний путь между католицизмом и континентальным европейским протестантизмом.
«Актом о единообразии» в 1549 г. была введена англиканская литургия, изложенная в «Книге общих молитв». В 1571 г. был утвержден англиканский Символ веры, так называемые «39 статей».
Основы догматики и культа: англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви и лютеранский догмат о спасении личной верой. Сохранена церковная иерархия: архиепископы, епископы, священники, диаконы. Епископат назначается монархом по рекомендации правительства. Главой англиканской церкви считается король Великобритании. Священнослужители англиканских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допускаются и женщины.
|
|
Период позднего протестантизма приходится на XVII – XIX вв. и характеризуется появлением огромного множества сект. Рассмотрим наиболее известные и многочисленные из них: