Протестантизм

Протестантизм возник в результате Реформации (лат. reformatio — преобра­зование, исправление) — всесословного движения в ряде европейских стран, на­правленного на преобразование церкви в духе евангельских идеалов и на устране­ние всего того, что в средневековом католицизме реформаторам представлялось отходом от этих идеалов.

Идеологическая подоплека Реформации складывалась на протяжении не­скольких веков. В Англии XIV в появляется учение профессора Оксфордского университета Джона Уиклифа (1320—1384), который требовал подчинения анг­лийской церкви в гражданских делах королю. Уиклиф выступал против поборов римских пап с Англии, усомнился в праве священников отпускать грехи и выда­вать индульгенции, настаивал на приоритете Священного Писания над церковным преданием. Идеи Уиклифа оказали влияние на взгляды профессора Пражского университета Яна Гуса (1369—1415), проповедавшего отказ церкви от богатств и от продажи индульгенций.

Но подлинное начало движения Реформации связано с именем католического священника, профессора теологии Виттенбергского университета Мартина Лю­тера (1483 – 1546), который 31 октября 1517 г. прибил на двери церкви в Виттен­берге “95 тезисов». В них Лютер выдвинул принцип внутреннего раскаяния, ко­торым должна стать вся жизнь христианина, и критиковал учение об индульген­циях, о чистилище, о молитве за умерших и спасении заслугами святых. В после­дующем Лютер отверг папскую власть, особую благодать священства и его по­средничество в спасении, выдвинул требование упростить обрядность, подчинить церковь государям.

От имени Мартина Лютера пошло название одной из ветвей протестантизма – лютеранства.

Вслед за Лютером критику католической церкви продолжил швейцарский теолог Жан Кальвин (1505 – 1564). Он – автор трактата «Наставления в христи­анской вере» (1536), создатель религиозного государства в Женеве в 1540-е – 1560-е гг. («Женевский папа»), основатель Женевского университета, готовив­шего кадры протестантских проповедников для всех европейских стран.

По имени Жана Кальвина названа вторая ветвь протестантизма – кальвинизм.

Существует и третья ветвь протестантизма – англиканство – историческим рождением которого стало провозглашение королем Генрихом VIII Тюдором себя главой независимой от Римского папы английской церкви в 1534 г.

Все три перечисленные направления протестантизма в истории этого течения христианства составляют ранний период – XVI век.

Основы вероучения протестантизма:

В каждом из указанных трех направлениях протестантизма существует ряд особенностей, однако и для лютеранства, и для кальвинизма, и для англиканства общими в догматике являются следующие положения:

V Важнейшим догматом большинства конфессий протестантизма является уче­ние об оправдании одной верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (обряды, аскеза, богоугодные дела и т.п.) считаются несущественными. Что касается добрых дел, то они явля­ются плодом любви к Богу, проистекающей из веры в евангелие Христа.

V Библия объявляется единственным источником вероучения, причем наи­большим уважением пользуется Новый Завет. Весь комплекс Священного Предания отвергается.

V Отрицается непогрешимость и всевластие Римского папы в вопросах веры, отвергается институт монашества и раздача, а тем более продажа индуль­генций.

V Чрезвычайно важным в протестантизме является принцип всеобщего священ­ства. Всякий христианин, с точки зрения протестантов, в силу крещения получает и посвящение; благодать равно дается всем крещен­ным по вере. Все члены церкви могут играть активную роль в общинах, участвовать в выборных руководящих органах. Общины избирают или призывают специальных служителей — диаконов, пресвитеров, пропо­ведников, благовестников, пасторов, епископов.

V Отрицаются католические догматы о чистилище, о «запасе добрых дел».

V Отрицается роль Церкви как посредника между Богом и людьми.

V Протестантизм выступал за упрощение и удешевление культа, поэтому в протестантизме отрицается почитание икон, святых и святых мощей; из семи христианских таинств признаются лишь два – крещение и причаще­ние (евхаристия). Остальные таинства заменяются простыми обрядами.

V Из религиозных праздников в протестантизме сохранились лишь те, кото­рые связаны непосредственно с Иисусом Христом.

V Основу богослужения составляют чтение Библии и проповедь. Большое зна­чение имеют также индивидуальная и коллективная молитва, пение религиозных гимнов.

Лютеранство:

География: протестантизм лютеранского толка является господствующей конфессией в Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии, Эстонии, Латвии. Значи­тельно количество лютеран в США, Германии, Австрии и Венгрии. В настоящее время к нему принадлежит около 75 млн. человек из общего числа в 408 млн. про­тестантов. Всего в мире насчитывается около 200 лютеранских церковных орга­низаций. В 1947 г. создан Всемирный лютеранский союз, который поддерживает около 50 млн. верующих.

Лютеранство признает авторитет Никео-Царьградского Символа веры, имеет свои вероучительные книги — «Аугсбургское вероисповедание» (1530), катехи­зисы М. Лютера, «Книгу согласия» (1580). Еще в 1526 г. создана «Немецкая месса и последование богослужения», переведен на немецкий язык молитвенник с ри­туалом крещения. В лютеранстве сохраняется епископат, особое посвящение в духовный сан (ординация), литургия. В лютеранских церквях – кирхах - нет икон, но сохранены распятие, облачения духовенства и алтарь.

Отрицаются: целибат; необходимость добрых дел и пожертвований в пользу церкви; богослужение на латыни (оно проводится на национальном языке).

В лютеранстве разрешено занимать выборные церковные посты женщинам.

Кальвинизм:

География: кальвинизм является господствующей конфессией в Нидерлан­дах, Шотландии, ЮАР. Сильны позиции кальвинистов в Швейцарии, Франции, ФРГ и США, Канаде и Австралии. Общее число кальвинистов на Земле – около 40 млн. человек, кальвинистских организаций – около 190.

В отличие от лютеранства в кальвинизме нет общеобязательного Символа веры, единственным источником вероучения считается Библия. Авторитетными для теологов и проповедников остаются написан­ные Кальвином «Наставления в христианской вере» (1536—1559), в которых систематизируются идеи Лютера и других реформаторов, «Церковные установления» (1541), «Женевский катехизис» (1545) (катехизис – от греч. “наставление”, “поучение” – краткое изложение вероучения в форме вопросов и ответов), а также «Шотландское вероисповеда­ние» (1560), «Вестминстерское исповедание веры» (1547) и др.

Особенности догматики и культа: большое значение в кальвинистском веро­учении имеет доктрина об абсолютном предопределении, избранности, со­гласно ни своей верой, ни своими поступками человек не может ничего изменить в своей судьбе после смерти, ибо Бог согласно своей воле заранее предопределил, кому быть избранным и спастись после смерти, а кому быть осужденным и обре­ченным на вечные муки. Свидетельство избранности человека – профессиональ­ные успехи и материальное благосостояние.

Из догмата о предопределении вытекает проповедь мирского аскетизма в личной жизни – обязательное посещение всеми церкви и соблюдение жестких нравственных требований, призывов не лениться, не расточать средства на себя, а пускать их в оборот. Кальвинист должен верить, что успех в предприниматель­стве может рассматриваться как свидетельство возможной избранности.

В культовой практике запрещены почти все внешние атрибуты культа (ал­тари, иконы, свечи, крест). Крещение и причащение рассматриваются как симво­лические обряды. Проповедь является центральным элементом богослужения, ко­торое включает также пение псалмов и молитв.

Англиканство:

Англиканство распространено в Великобритании, Шотландии, Канаде, Авст­ралии, Новой Зеландии, ЮАР, частично в Индии и США. Общее число последо­вателей англиканства на Земле – около 68 млн. человек. В англиканстве имеется 25 автономных церквей и церковных организаций.

Англиканство – некий средний путь между католицизмом и континенталь­ным европейским протестантизмом.

«Актом о единообразии» в 1549 г. была введена англиканская литургия, из­ложенная в «Книге общих молитв». В 1571 г. был утвержден англиканский Сим­вол веры, так называемые «39 статей».

Основы догматики и культа: англиканство сочетает католический догмат о спасающей силе Церкви и лютеранский догмат о спасении личной верой. Сохра­нена церковная иерархия: архиепископы, епископы, священники, диаконы. Епи­скопат назначается монархом по рекомендации правительства. Главой англикан­ской церкви считается король Великобритании. Священнослужители англикан­ских церквей могут состоять в браке. В последнее время к священству допуска­ются и женщины.

Период позднего протестантизма приходится на XVII – XIX вв. и характе­ризуется появлением огромного множества сект. Рассмотрим наиболее известные и многочисленные из них:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: