Хариджиты

В X – XI вв. сложились и основные школы мусульманского канонического права, возникла теория права – фикх.

Одна из основных проблем фикха — проблема источников права. Помимо Корана и сунны такими источниками считаются также методы использования священных текстов в тех случаях, когда они не содержат прямых указаний. К этим методам относятся логическое суждение по аналогии (кийас), общее согла­сие всех членов общины (иджма), свободное индивидуальное суждение (рай). Поскольку единого мнения по поводу применения этих дополнительных источни­ков не было, произошло деление теоретиков мусульманского права на школы (мазхабы). В X—XI вв. сложились четыре таких мазхаба: ханифитский, шафиит­ский, маликитский и ханбалитский.

Ханифиты - последователи Абу Ханифа Нумана (699-767), который стре­мился приспособить жесткие нормы Корана и сунны к практической жизни му­сульман. Ханифиты ратовали за широкое использование иджмы, кийаса, райя и выработали «принцип согласия», согласно которому при решении спорных во­просов следует, используя кийас, руководствоваться критерием пользы для му­сульманской общины, т.е. из двух решений выбирать то, которое в наибольшей степени отвечает практическим нуждам.

Ханифитский мазхаб получил распространение в Средней Азии, Турции, Ираке, Индии.

Маликиты последователи Малика Ибн Анаса (713—795), автора одного из самых авторитетных сборников хадисов. Маликиты - строгие приверженцы ха­дисов, они отвергают рассудочное толкование Корана, отличаются нетерпимо­стью, допускают применение кийаса в более ограниченных случаях, чем хани­фиты.

Маликитский мазхаб распространен в Магрибе и Западной Африке.

Шафииты последователи аш-Шафи (767—820), который считается ос­нователем методологии фикха. Система шафиитов представляет собой своеобраз­ный компромисс между ханифитской и маликитской, но все же она ближе к по­следней. Так, шафииты стремятся точно определить применение логического су­ждения по аналогии и не одобряют «принципа согласия».

Шафиитский мазхаб распространен в Египте, Сирии, Йемене, Восточной Африке.

Ханбалиты — последователи Ахмада ибн Ханбала (780-855), взгляды ко­торого были систематизированы его учениками. Эти взгляды отличаются крайней нетерпимостью ко всякому новшеству в делах веры, фактическим отрицанием любого рационального толкования Корана и хадисов. К кийасу хан-балиты раз­решают прибегать лишь в крайних случаях, а под иджмой понимают только еди­ногласное мнение сподвижников Мухаммеда.

С XI по XV в. ханбалиты имели сравнительно много последователей в Сирии и Палестине, затем начался упадок их мазхаба, который позднее возродился в Саудовской Аравии.

Шариат

Фикх является основой судопроизводства, деятельности мусульманских су­дей и законоведов. Передача судебного процесса в руки богословов и тесная связь между религией и правом составляли характерную черту средневекового мусуль­манского общества. По мере исторического развития народов Ближнего и Сред­него Востока мусульманское право постепенно превращалось в застывшую сис­тему.

Фикх является теоретическим обоснованием и осмыслением шариата (букв. «правильный путь к цели»), т.е. комплекса разработанных богословами правил жизни мусульман. Термины «шариат» и «фикх» иногда употребляются как сино­нимы, что не совсем верно. Шариат не сво­дится к мусульманскому праву. Ша­риат охватывает юридические нормы, принци­пы и правила поведения мусульман во всех областях жизни. Шариат считается Божественным законом, переданным людям через Коран, сунну и сочинения мусульманских правоведов. Соблюдение шариата предполагает такой образ жизни, который угоден Аллаху и ведет му­сульман в рай. Шариат регулирует отношения людей к Аллаху, т.е. правила культа, людей друг к другу и определяет наказания за нарушение правил. Ша­риат воплощается в трудах по фикху, в религиозных установлениях мусульман­ских законоведов – фетвах - и в судебной практике. С распространением ислама шариат вытеснил адат (обычное право); в то же время адат оказал несомненное влияние на шариат, в котором нашли отражение многие доисламские традиции и обычаи арабов, а также других народов, исповедующих ислам.

Z Шариат точно регламентирует, что является для мусульманина запретным и что дозволенным. Система запретов регулирует поведение в быту и хозяйствен­ную жизнь мусульман. Так, шариат запрещает мусульманам изображать жи­вые существа, есть свинину, употреблять серебряную и золотую посуду. Из запретов, регулирующих экономику, наибольший интерес представляет запреще­ние взимать ростовщический процент, несомненно, отразившее реакцию мел­ких арабских торговцев и земледельческих племен наих закабаление вследствие ростовщических операций мекканской знати (в период возникновения ислама).

Z В шариате детально разработана система наказаний. Особо жестоко ка­раются любое покушение на частную и личную собственность и нарушение супружеской верности. За воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца правой руки; за повторную кражу отсекают левую ступню; в третий раз наказанием становится пожизненное заключениев тюрьму. Если же осужденный попытается что-нибудь украсть в тюрьме, его казнят. За прелюбодеяние мужчину наказывают сотней ударов хлыста; муж, увидевший, что кто-то прелюбодейство­вал с его женой, имеет право убить обоих нарушителей супружеской верности.

Z Шариат строго фиксирует имущественные и наследственные права. Харак­терная черта мусульманского права наследования — это распределение имуще­ства между всеми наследниками в зависимости от степени родства и пола. Пре­имущество имеют отец, мать и дети покойного, при этом доля мужчины в два раза больше доли женщины. Если у человека несколько наследников, он не имеет права оставить все наследство одному из них.

Z Шариат строго фиксирует условия аренды земли, найма рабочей силы, нало­говую систему. Шариат регулирует также правила погашения долга, ведения торговых операций.

Z Строго регламентируются шариатом семейные отношения, формы брака, ус­ловия развода, сумма калыма и т.п.

Z Шариат фиксирует также мусульманские ритуалы и праздники, молитвен­ные, погребальные обряды, поведение во время поста, во время хаджа в Мекку и т.д.

Z Наконец, шариат регулирует также отношения мусульман с иноверцами. Иноверцы находятся в неравном наложении с мусульманами. Иноверцам, живу­щим в мусульманской стране, гарантируется защита жизни, имущества, права ис­поведовать свою религию при условии уплаты всех мусульманских налогов (кроме закята) и дополнительного налога — джизья (подушного налога). Шариат запрещает мусульманкам выходить замуж за неверного (кафира), а иноверцам - вступать в священные места мусульман. Эти установления были направлены на обособление мусульманской общины, противопоставление ее немусульманам, поддержание представлений об исключительности ислама.

Суфизм и народный ислам:

Шариату, который устанавливал путь к Богу через неукоснительное выпол­нение мусульманами Божественного закона, на­чиная с VIII в. противостоял путь религиозно-нравственного совершенствова­ния и мистического постижения Бога, про­поведуемый суфиями.

Суфизм возник в VIII—IX вв. на основе аскетических тенденций. Сам термин «суфий» восходит к слову «суф» — «шерсть»; грубые шерстяные рубища были одеждой аскетов.

Суфизм был во многом созвучен тому пониманию ислама, которое сложи­лось в социальных низах. Связь суфизма с так называемым народным исламом позволяла суфиям успешно соперничать в популярности с богословами, знато­ками догм и мусульманского права.

Существенную часть мировоззрения суфиев составляет особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ.

В религиозно-философском плане суфизм представляет собой интуитивное познание Божества, постижение абсолютной Истины без предварительного логи­ческого рассуждения. Суфизм предполагает веру в возможность непосредствен­ного, личного и глубоко интимного общения индивида с Богом и даже в крайнем варианте слияние с ним в состоянии экстаза.

Суфиев нередко почитали как святых. Культ святых, заступников перед Ал­лахом, не вполне одобряемый догматическим бо­гословием (которое видит в этом культе от­ступление от принципа единобожия), был тем не менее широко распро­странен в на­роде (мусульмане почитают также могилы святых).

Народный ислам вообще несколько от­личается от догматического. Так, в на­ро­дном исламе существуют праздники, свя­занные с языческими верованиями, быту­ют представления об ангелах, о шайтанах (дьяволах) и их главе Иблисе, со­храняются древние обычаи и обряды. В странах, где ислам распространился в пе­риод арабских завоеваний и позднее (в Индии, Индоне­зии, Средней Азии, Аф­рике), народный ислам несет на себе отпечаток местных представлений и верова­ний.

Суфийский мистицизм (тасаввуф), от­разивший стремление народных масс непос­редственно прибегать к заступничеству Бога, в свою очередь оказал несо­мненное воздей­ствие на народный ислам. Предшественни­ками суфиев были за­хиды (аскеты), появив­шиеся уже в VII в.

Первоначально у суфи­ев не было разработанной системы взгля­дов. Они от­личались набожностью, пропо­ведовали отказ от мирских желаний, при­зывали к искупительным молитвам. Одна­ко по мере распространения мистицизма была оп­ределена главная цель суфиев - единение с Богом - и путь достижения этой цели. (тарика, тарикат; термин «тарика» обозна­чает также, братство, орден суфиев).

Мистическое постижение истины трак­туется в суфизме как накопление положи­тельных качеств, таких, как терпение, стра­дание, надежда на спа­сение, отказ от мирс­ких благ, упование на Аллаха. Рассматри­вая шариат как чисто внешние формы бла­гочестия, суфии создали собственную слож­ную сис­тему правил мистических радений. Помимо внутренней самодисцип­лины и аске­тизма, освобождающего дух от желаний плоти, они придавали большое зна­чение использованию музыки и поэзии.

Суфии занимались также пробле­мами мусульманской философии, разраба­тывали этические и космологические кон­цепции. Некоторые исследователи ис­лама считают, что заметное влияние на труды суфиев оказала эллинистическая филосо­фия.

Фигура руководителя, наставника — шейха занимала важное место в дея­тельности суфиев. Только от него могли его ученики — мюриды получить не­обходимые знания и мистический опыт. Наиболее популярные суфийские учителя становились основателями братств-орденов (тарика), в которых начиная с XII в. объединяются приверженцы исламского мистицизма. Считается, что основатель братства является заступником людей перед Богом и что его знания и опыт пере­даются последующим поколениям. Нищенствующие суфии назывались вишами или факирами. Было много суфиев, предававшихся аскетическим и мистическим упражнениям, но при этом не оставлявших и своих мирских занятий (торгов­лю, ремесло и т.п.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: