В X – XI вв. сложились и основные школы мусульманского канонического права, возникла теория права – фикх.
Одна из основных проблем фикха — проблема источников права. Помимо Корана и сунны такими источниками считаются также методы использования священных текстов в тех случаях, когда они не содержат прямых указаний. К этим методам относятся логическое суждение по аналогии (кийас), общее согласие всех членов общины (иджма), свободное индивидуальное суждение (рай). Поскольку единого мнения по поводу применения этих дополнительных источников не было, произошло деление теоретиков мусульманского права на школы (мазхабы). В X—XI вв. сложились четыре таких мазхаба: ханифитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский.
Ханифиты - последователи Абу Ханифа Нумана (699-767), который стремился приспособить жесткие нормы Корана и сунны к практической жизни мусульман. Ханифиты ратовали за широкое использование иджмы, кийаса, райя и выработали «принцип согласия», согласно которому при решении спорных вопросов следует, используя кийас, руководствоваться критерием пользы для мусульманской общины, т.е. из двух решений выбирать то, которое в наибольшей степени отвечает практическим нуждам.
|
|
Ханифитский мазхаб получил распространение в Средней Азии, Турции, Ираке, Индии.
Маликиты — последователи Малика Ибн Анаса (713—795), автора одного из самых авторитетных сборников хадисов. Маликиты - строгие приверженцы хадисов, они отвергают рассудочное толкование Корана, отличаются нетерпимостью, допускают применение кийаса в более ограниченных случаях, чем ханифиты.
Маликитский мазхаб распространен в Магрибе и Западной Африке.
Шафииты — последователи аш-Шафи (767—820), который считается основателем методологии фикха. Система шафиитов представляет собой своеобразный компромисс между ханифитской и маликитской, но все же она ближе к последней. Так, шафииты стремятся точно определить применение логического суждения по аналогии и не одобряют «принципа согласия».
Шафиитский мазхаб распространен в Египте, Сирии, Йемене, Восточной Африке.
Ханбалиты — последователи Ахмада ибн Ханбала (780-855), взгляды которого были систематизированы его учениками. Эти взгляды отличаются крайней нетерпимостью ко всякому новшеству в делах веры, фактическим отрицанием любого рационального толкования Корана и хадисов. К кийасу хан-балиты разрешают прибегать лишь в крайних случаях, а под иджмой понимают только единогласное мнение сподвижников Мухаммеда.
С XI по XV в. ханбалиты имели сравнительно много последователей в Сирии и Палестине, затем начался упадок их мазхаба, который позднее возродился в Саудовской Аравии.
|
|
Шариат
Фикх является основой судопроизводства, деятельности мусульманских судей и законоведов. Передача судебного процесса в руки богословов и тесная связь между религией и правом составляли характерную черту средневекового мусульманского общества. По мере исторического развития народов Ближнего и Среднего Востока мусульманское право постепенно превращалось в застывшую систему.
Фикх является теоретическим обоснованием и осмыслением шариата (букв. «правильный путь к цели»), т.е. комплекса разработанных богословами правил жизни мусульман. Термины «шариат» и «фикх» иногда употребляются как синонимы, что не совсем верно. Шариат не сводится к мусульманскому праву. Шариат охватывает юридические нормы, принципы и правила поведения мусульман во всех областях жизни. Шариат считается Божественным законом, переданным людям через Коран, сунну и сочинения мусульманских правоведов. Соблюдение шариата предполагает такой образ жизни, который угоден Аллаху и ведет мусульман в рай. Шариат регулирует отношения людей к Аллаху, т.е. правила культа, людей друг к другу и определяет наказания за нарушение правил. Шариат воплощается в трудах по фикху, в религиозных установлениях мусульманских законоведов – фетвах - и в судебной практике. С распространением ислама шариат вытеснил адат (обычное право); в то же время адат оказал несомненное влияние на шариат, в котором нашли отражение многие доисламские традиции и обычаи арабов, а также других народов, исповедующих ислам.
Z Шариат точно регламентирует, что является для мусульманина запретным и что дозволенным. Система запретов регулирует поведение в быту и хозяйственную жизнь мусульман. Так, шариат запрещает мусульманам изображать живые существа, есть свинину, употреблять серебряную и золотую посуду. Из запретов, регулирующих экономику, наибольший интерес представляет запрещение взимать ростовщический процент, несомненно, отразившее реакцию мелких арабских торговцев и земледельческих племен наих закабаление вследствие ростовщических операций мекканской знати (в период возникновения ислама).
Z В шариате детально разработана система наказаний. Особо жестоко караются любое покушение на частную и личную собственность и нарушение супружеской верности. За воровство, совершенное впервые, отсекают четыре пальца правой руки; за повторную кражу отсекают левую ступню; в третий раз наказанием становится пожизненное заключениев тюрьму. Если же осужденный попытается что-нибудь украсть в тюрьме, его казнят. За прелюбодеяние мужчину наказывают сотней ударов хлыста; муж, увидевший, что кто-то прелюбодействовал с его женой, имеет право убить обоих нарушителей супружеской верности.
Z Шариат строго фиксирует имущественные и наследственные права. Характерная черта мусульманского права наследования — это распределение имущества между всеми наследниками в зависимости от степени родства и пола. Преимущество имеют отец, мать и дети покойного, при этом доля мужчины в два раза больше доли женщины. Если у человека несколько наследников, он не имеет права оставить все наследство одному из них.
Z Шариат строго фиксирует условия аренды земли, найма рабочей силы, налоговую систему. Шариат регулирует также правила погашения долга, ведения торговых операций.
Z Строго регламентируются шариатом семейные отношения, формы брака, условия развода, сумма калыма и т.п.
Z Шариат фиксирует также мусульманские ритуалы и праздники, молитвенные, погребальные обряды, поведение во время поста, во время хаджа в Мекку и т.д.
Z Наконец, шариат регулирует также отношения мусульман с иноверцами. Иноверцы находятся в неравном наложении с мусульманами. Иноверцам, живущим в мусульманской стране, гарантируется защита жизни, имущества, права исповедовать свою религию при условии уплаты всех мусульманских налогов (кроме закята) и дополнительного налога — джизья (подушного налога). Шариат запрещает мусульманкам выходить замуж за неверного (кафира), а иноверцам - вступать в священные места мусульман. Эти установления были направлены на обособление мусульманской общины, противопоставление ее немусульманам, поддержание представлений об исключительности ислама.
|
|
Суфизм и народный ислам:
Шариату, который устанавливал путь к Богу через неукоснительное выполнение мусульманами Божественного закона, начиная с VIII в. противостоял путь религиозно-нравственного совершенствования и мистического постижения Бога, проповедуемый суфиями.
Суфизм возник в VIII—IX вв. на основе аскетических тенденций. Сам термин «суфий» восходит к слову «суф» — «шерсть»; грубые шерстяные рубища были одеждой аскетов.
Суфизм был во многом созвучен тому пониманию ислама, которое сложилось в социальных низах. Связь суфизма с так называемым народным исламом позволяла суфиям успешно соперничать в популярности с богословами, знатоками догм и мусульманского права.
Существенную часть мировоззрения суфиев составляет особая концепция нравственного совершенствования человека, связанная с проповедью аскетизма и отрешения от мирских благ.
В религиозно-философском плане суфизм представляет собой интуитивное познание Божества, постижение абсолютной Истины без предварительного логического рассуждения. Суфизм предполагает веру в возможность непосредственного, личного и глубоко интимного общения индивида с Богом и даже в крайнем варианте слияние с ним в состоянии экстаза.
Суфиев нередко почитали как святых. Культ святых, заступников перед Аллахом, не вполне одобряемый догматическим богословием (которое видит в этом культе отступление от принципа единобожия), был тем не менее широко распространен в народе (мусульмане почитают также могилы святых).
|
|
Народный ислам вообще несколько отличается от догматического. Так, в народном исламе существуют праздники, связанные с языческими верованиями, бытуют представления об ангелах, о шайтанах (дьяволах) и их главе Иблисе, сохраняются древние обычаи и обряды. В странах, где ислам распространился в период арабских завоеваний и позднее (в Индии, Индонезии, Средней Азии, Африке), народный ислам несет на себе отпечаток местных представлений и верований.
Суфийский мистицизм (тасаввуф), отразивший стремление народных масс непосредственно прибегать к заступничеству Бога, в свою очередь оказал несомненное воздействие на народный ислам. Предшественниками суфиев были захиды (аскеты), появившиеся уже в VII в.
Первоначально у суфиев не было разработанной системы взглядов. Они отличались набожностью, проповедовали отказ от мирских желаний, призывали к искупительным молитвам. Однако по мере распространения мистицизма была определена главная цель суфиев - единение с Богом - и путь достижения этой цели. (тарика, тарикат; термин «тарика» обозначает также, братство, орден суфиев).
Мистическое постижение истины трактуется в суфизме как накопление положительных качеств, таких, как терпение, страдание, надежда на спасение, отказ от мирских благ, упование на Аллаха. Рассматривая шариат как чисто внешние формы благочестия, суфии создали собственную сложную систему правил мистических радений. Помимо внутренней самодисциплины и аскетизма, освобождающего дух от желаний плоти, они придавали большое значение использованию музыки и поэзии.
Суфии занимались также проблемами мусульманской философии, разрабатывали этические и космологические концепции. Некоторые исследователи ислама считают, что заметное влияние на труды суфиев оказала эллинистическая философия.
Фигура руководителя, наставника — шейха — занимала важное место в деятельности суфиев. Только от него могли его ученики — мюриды — получить необходимые знания и мистический опыт. Наиболее популярные суфийские учителя становились основателями братств-орденов (тарика), в которых начиная с XII в. объединяются приверженцы исламского мистицизма. Считается, что основатель братства является заступником людей перед Богом и что его знания и опыт передаются последующим поколениям. Нищенствующие суфии назывались вишами или факирами. Было много суфиев, предававшихся аскетическим и мистическим упражнениям, но при этом не оставлявших и своих мирских занятий (торговлю, ремесло и т.п.).