Ряды динамики
Решение типовых заданий
Пример 9.1. По данным об общеобразовательных учреждениях (на начало года):
Таблица 9.1.1
Число общеобразовательных учреждений, тыс. | 66,8 | 65,5 | 64,2 | 62,5 | 60,3 | 57,3 |
Число учащихся в общеобразовательных учреждениях, тыс. чел. |
- Определите вид каждого динамического ряда.
- Постройте производный ряд динамики, на основе имеющихся.
- По одному ряду динамики, рассчитайте за каждый год показатели абсолютного прироста, темпа роста, темпа прироста, абсолютного значения 1% прироста.
- Сделайте выводы о тенденциях развития системы школьного образования в 2002-2007 гг.
Решение примера 9.1.
Пункт 1. Поскольку оба динамических ряда представлены данными на начало года, они являются моментными. Только моментные динамические ряды могут быть преобразованы в интервальные, путем пересчета исходных данных в среднегодовые, и не наоборот.
Пункт 2. Третий динамический ряд, который можно получить на основе исходных моментных динамических рядов, и также будет моментным; он может быть получен делением числа учащихся в общеобразовательных учреждениях всего на число общеобразовательных учреждений, в результате будет получен динамический ряд «Число учащихся, проходящих обучение в среднем в 1 общеобразовательном учреждении, чел.»:
|
|
Таблица 9.1.2
Число учащихся, проходящих обучение в среднем в 1 общеобразовательном учреждении, чел |
Производный динамический ряд демонстрирует ту же тенденцию, что и исходные ряды динамики – тенденцию к снижению числа школьников в среднем на одно общеобразовательное учреждение.
Пункт 3. Показатели динамики удобно рассчитывать при помощи ППП Excel, введя необходимые формулы для определения абсолютного прироста (цепного и базисного), темпов роста (цепных и базисных), и т.п. Рассчитаем показатели изменения уровня ряда на примере первого динамического ряда – о числе школ. Результаты оформим в таблицу 9.1.3.
Таблица 9.1.3
Годы | Число общеобразо-вательных учреждений, тыс. | Абсолютный прирост, тыс. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1 % прироста, учреждений | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | |||
Yi | Yi – Yi -1 | Yi -Y0 | (Yi /Yi-1) × 100 | (Yi /Y0) × 100 | (Yi /Yi-1) × 100 - 100 | (Yi /Y0) × 100 -100 | Yi -1 / 100 | |
66,8 | - | - | - | - | - | - | - | |
65,5 | -1,3 | -1,3 | 98,1 | 98,1 | -1,9 | -1,9 | ||
64,2 | -1,3 | -2,6 | 98,0 | 96,1 | -2,0 | -3,9 | ||
62,5 | -1,7 | -4,3 | 97,4 | 93,6 | -2,6 | -6,4 | ||
60,3 | -2,2 | -6,5 | 96,5 | 90,3 | -3,5 | -9,7 | ||
57,3 | -3 | -9,5 | 95,0 | 85,8 | -5,0 | -14,2 |
В результате выполнения процедуры расчета семи формул (результаты оформлены в 2-8 столбцах табл.9.1.3) в пакете Excel, достаточно быстро можно найти показатели изменения уровня того ряда динамики, который изучается. По данным таблицы 9.1.3 можно констатировать, что изучаемое явление, а именно, число школ, имеет тенденцию к снижению (цепные темпы роста ни разу не превысили 100%), за пять рассмотренных лет с 2002 по 2007 г. число школ уменьшилось на 14,2% или на 9,5 тыс. общеобразовательных учреждений. Среднегодовое снижение числа школ (графа 8 табл. 9.1.3) было максимальным в 2003 г. и минимальным – в 2007 г.
|
|
Пункт 4. Дополняя выводы, сделанные при выполнении п.п.2-3 задания, отметим, что система общего (или школьного) образования относится к фундаментальной части образовательной системы любой страны. Общее среднее образование в России можно получить как в школах и гимназиях в течение 11 лет обучения, так и параллельно с получением среднего профессионального образования – в колледжах и лицеях. За период с 2002 по 2007 г. наблюдается снижение числа общеобразовательных учреждений с 66,8 тыс. до 57,3 тыс. учреждений, или на 9,5 тыс. школ. Это вызвано, в первую очередь, снижением контингента учащихся, вызванного в свою очередь снижением рождаемости в РФ после 1992 г. Наметившаяся с 2002 г. положительная тенденция роста численности родившихся еще не успела отразиться на численности школьников за рассматриваемые периоды времени, несмотря на то, что в среднем на одно общеобразовательное учреждение численность обучающихся в 2007 г. оказалась выше, чем в 2006 г. (см. табл.9.1.2).
Пример 9.2. По данным Росстата во II квартале 2009 г в Российской Федерации наблюдалась следующая помесячная динамика изменения индекса реальных располагаемых денежных доходов населения, % к предыдущему периоду:
Таблица 9.2.1
месяцы | апрель | май | июнь |
Изменение индекса реальных располагаемых денежных доходов населения, % | +1,4 | +0,3 | -1,0 |
Определите темп прироста в целом за II квартал 2009 г.
Варианты ответа, %:
а) 100,7;
б) +0,7;
в) +0,42.
Решение примера 9.2. Для ответа на поставленный вопрос необходимо перевести исходные данные в цепные индексы и найти базисный индекс реальных располагаемых денежных доходов населения, путем перемножения цепных:
+1,4 означает 100 + 1,4 = 101,4% (или 1,014)
+0,3 означает 100 + 0,3 = 100,3% (или 1,003)
-1,0 означает 100 -1,0 = 99,0 % (или 0,99)
Базисный индекс реальных располагаемых денежных доходов населения найдем путем перемножения цепных индексов, выраженных в виде коэффициентов:
1,014 × 1,003 × 0,99 = 1,0069 × 100 = 100,7%
Таким образом, общей за II квартал 2009 г. темп роста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 100,7%, а темп прироста соответственно +0,7% (100,7 – 100). Правильный ответ: б.
Пример 9.3. По данным обследований населения по проблемам занятости, о численности граждан, имеющих статус безработного (на конец года), были рассчитаны показатели динамики:
Таблица 9.3.1
Годы | Численность граждан, имеющих статус безработного, тыс. чел. | Абсолютный прирост, тыс. чел. | Темп роста, % | Темп прироста, % | Абсолютное значение 1 % прироста, тыс. чел. | |||
цепной | базисный | цепной | базисный | цепной | базисный | |||
* | 282,7 | * | * | * | * | * | 16,376 | |
1830,1 | * | * | * | * | * | * | * | |
* | * | * | 95,18 | * | * | * | * | |
* | * | * | * | 80,87 | * | * | * | |
* | * | * | * | * | -2,0 | * | * |
- Восстановите пропущенные показатели (*).
- Определите средний за рассматриваемый период уровень ряда динамики.
- Сделайте выводы о развитии изучаемого явления в период с 2004 по 2008 гг.