Глава VII. Как бы ни оценивалось творчество отдельного журналиста, ре­дакции, органа или канала информации, без выяснения их влия­ния на аудиторию эта оценка не может

РАДИОАУДИТОРИЯ И ЕЕ ИЗУЧЕНИЕ

Как бы ни оценивалось творчество отдельного журналиста, ре­дакции, органа или канала информации, без выяснения их влия­ния на аудиторию эта оценка не может считаться окончательной и полной. «Через аудиторию» раскрывается и такое кардинальное понятие, как эффективность деятельности того или иного вида СМИ, и многие другие. Сведения о реакции аудитории позволя­ют вносить коррективы в деятельность редакций, т.е. осуществ­лять обратную связь, или интерактивное общение. Не случайно говорят, что радиовещание без изучения аудитории — это моно­лог в пустоту.

Аудиторию изучают представители различных наук, многочис­ленные организации и службы. Среди них есть государственные и частные, общероссийские и региональные, работающие в рам­ках вещательных организаций и универсальные социологические центры, принимающие любые заказы, в том числе и на аудитор­ные исследования. Знание аудитории — это одна из составляю­щих журналистской профессии, квалифицированный журналист без него не может состояться.

Представление о своей аудитории дает возможность радиожур­налисту более целенаправленно выбрать проблемы, темы, конк­ретные факты и тем самым «попасть в точку», в настроение, ко­торое в этот момент владеет слушателями. Можно более точно выбрать форму своего выступления, позаботиться о создании наиболее благоприятного «режима» восприятия. Иными словами, знание аудитории позволит прогнозировать воздействие сообще­ния на слушателей, поможет лучше ориентироваться в вопросах массового сознания, общественного мнения, получить представ­ление об интересах, ценностях, установках, ожиданиях, стереоти­пах различных групп общества. Для журналиста это не отвлечен­ные понятия — он постоянно сталкивается с ними в практиче­ской деятельности, в процессе общения с аудиторией.

Методы, техника, приемы научного исследования аудитории близки к тем, которыми пользуется радиожурналист. Однако в

социологии они разработаны более строго и более тщательно, чем в журналистской практике.

Изучение аудитории СМИ — специализированная отрасль социологии, социальной психологии, некоторых других дисцип­лин. Полезность овладения арсеналом научных средств по проб­леме очевидна. Радиожурналист может обратиться к специаль­ной литературе.

В этой главе учебника рассматривается научный подход к изу­чению радиоаудитории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: