Радиовещательной организации

и особенности «тематического планирования»

В течение десятилетий у нас в стране государственное веща­ние — Всесоюзное радио — в организационном плане представ­ляло собой часть огромной структуры, на которую были возложе­ны в полном объеме все без исключения вопросы материаль­но-технического обеспечения вещания, планирование и подго­товка передач, идеологический контроль за ними, подбор и пере­подготовка кадров, международные связи и руководство местны­ми вещательными организациями.

Всесоюзное радио — группа подразделений Гостелерадио СССР, которая занималась непосредственно вещанием на страну, — состо­яло из Главных редакций и Программной дирекции.

Главные редакции создавались по направлениям (видам) ве­щания. Эти направления определялись тематическими или адрес­ными признаками: Главная редакция информации, Главная ре­дакция пропаганды, Главная редакция литературно-драматиче­ского вещания, Главная редакция музыкального вещания, а так­же Главная редакция передач для детей и юношества и Главная редакция вещания для молодежи (радиостанция «Юность»).

Внутри каждой из них существовали отделы, также образованные строго по тематическому и функциональному признакам. Напри­мер, в составе Главной редакции информации («Последние изве­стия» и «Маяк») были отделы общественно-политической инфор­мации, международной информации — они занимались «заготов­кой» материалов к эфиру, и отдел выпуска, который непосредст­венно формировал новостные программы; на радиостанции «Юность» — отделы комсомольской жизни, художественного вос­питания и — по аналогии с «Маяком» — отдел подготовки про­грамм (выпуска).

Заметим, что для государственного вещания эти образования были очень прочными, так как обусловливали четкую специали­зацию журналистов, а также жесткий контроль за содержанием передач. Обратим внимание на такое обстоятельство: после лик­видации Всесоюзного радио некоторые Главные редакции преоб­разовались в коммерческие радиостанции, сохранив принадлеж­ность к тому направлению вещания, которое они реализовывали прежде: на базе литдрамы музыкальной и детской редакции поя­вилось «Радио 1 — Культура»; «Маяк» и радиостанция «Юность» после долгих организационно-творческих блужданий и реоргани­заций стали единой коммерческой станцией, но внутренние свои структуры они практически сохранили, хотя значительно сокра­тили число работников.

Кроме редакций, занятых содержательным обеспечением эфи­ра, в структуре Всесоюзного радио находилась Главная дирекция программ со следующими функциями:

— перспективное и текущее планирование программ Централь­ного радиовещания;

— координация по содержанию и жанрам передач внутри раз­личных программ Центрального радиовещания, передач Цент­рального радиовещания и Центрального телевидения, а также координация Центрального и местного (регионального) веща­ния;

— информация в печати и по радио о передачах на текущий день и предстоящую неделю;

— организация выпуска радиопередач в эфир как предваритель­но записанных на магнитную ленту, так и требующих непо­средственного чтения дикторами у микрофона; осуществление прямых трансляций с мест событий (дикторы обеспечивали ведение всех передач Центрального радиовещания круглосу­точно по восьми общесоюзным программам);

— анализ писем радиослушателей, обобщение данных по ис­пользованию писем радиослушателей в передачах Всесоюзного радио, контроль за своевременностью ответов на письма слу­шателей.

Вся эта довольно громоздкая система предназначалась прежде всего для контроля за текстами, которые шли в эфир. Вот «лест­ница», которую проходил материал от момента его подписания до выхода в эфир (это касалось любого материала, будь то собы­тийный комментарий, сложная радиокомпозиция или, напротив, крохотная заметка — пересказ сообщения с телетайпной ленты).

На аккуратно отпечатанном тексте передачи расписывался ре­дактор (подпись автора шла на второй экземпляр, который на всякий случай оставался в столе редактора для возможных «после-эфирных разборок»). Этот листок вкладывали в бумажную папку (так называемую «эфирную папку»), и она отправлялась на визу к замзаву или заведующему отделом. Затем на этой папке оставля­ли автографы заместитель или главный редактор, директор про­граммы вещательного дня и цензор, ставивший печать «разреше­но». И, наконец, диктор, который объявлял передачу в эфире, тоже расписывался на этой папке, обозначив фактическое время передачи в эфир и соответствие ее многократно завизированному тексту.

Итак, шесть человек своей профессиональной честью и зани­маемой должностью должны были гарантировать отсутствие в пе­редаче какой-либо ереси. Впрочем, отлично понимая, как столь громоздкий механизм мешает журналистам и в конечном итоге ухудшает качество программ, руководство Всесоюзного радио иногда шло на создание временных редакций, в которых журна­листам и редакторам оказывалось больше доверия. В эту группу корреспондентов отбирали наиболее талантливых и опытных ре­портеров и комментаторов и давали им право сдавать материалы на эфир лишь с одной визой цензуры, а иногда руководителю этой группы разрешали указывать на эфирной папке: «Без визы» — и сразу отдавать текст дикторам или пленку на эфир.

Этот опыт впервые был использован в работе группы радио­журналистов, которые готовили ежедневную передачу «Подвиг народа» к 20-летию Победы над фашистской Германией. В свою очередь организация работы такого временного журналистского подразделения копировала практику Бюро стратегической пропа­ганды, созданного на государственном ' вещании США в 1940—1941 годах для подготовки оперативных информацион­но-публицистических и документально-художественных про­грамм, посвященных «лицу врага» — императорской Японии и гитлеровской Германии. Это был цикл ежедневных проблемных комментариев, радиоочерков и радиокомпозиций, раскрывавших суть фашизма, его антидемократическую, античеловеческую на­правленность. К работе над этими темами Бюро пригласило луч­ших радиожурналистов Америки, известных сценаристов и ре­жиссеров из Голливуда, предоставив им полную свободу самовы­

16 >

ражения. На каждой из передач стояла виза лишь военной цензу­ры, дабы корреспондент или сценарист случайно не обнародова­ли секретные материалы.

Такие же возможности были предоставлены и сотрудникам «Подвига народа», которыми руководил превосходный журналист и многоопытный редактор радио Олег Куденко.

Опыт подобной работы в практике Всесоюзного радио исполь­зовался не раз, чаще всего в ходе какой-либо «юбилейной» кам­пании, но широкого применения он не получил — по вполне по­нятным соображениям многоступенчатый идеологический конт­роль за каждым словом и за каждым звуком был генеральным по­стулатом взаимоотношений государства и журналистов. Ситуация принципиально изменилась после ликвидации цензуры и перехо­да к массированному выпуску журналистов в прямой эфир.

Однако структура государственных вещательных организаций в основе своей сохранилась, и главная радиокомпания страны «Радио России» в организационном плане копирует структурные принципы и признаки бывшего Всесоюзного радио, правда, не­сколько снизив статус отдельных подразделений: вместо Главных редакций существуют теперь отделы, которые иногда называются «студиями».

Важно отметить, что переход к бесцензурному вещанию и для государственного радио, конечно, означал принципиальные из­менения в процессе подготовки передач. Постепенно сокращал­ся, а в ряде случаев и исчезал процесс многоступенчатого визи­рования: стало вполне достаточно подписей редактора и одного из руководителей станции; в абсолютном большинстве бестексто­вая запись не требует расшифровки; проблемы обсуждаются в случае возникновения конфликта лишь на основе звукозаписи с эфира, если она велась.

Что касается традиционных принципов программирования ве­щания, то один из самых главных — тематическое планирование — по-прежнему остается в практике современного радио, но, конеч­но, не в столь всеобъемлющем виде.

Что такое тематическое планирование? Это соответствие со­держания передач дня, недели, месяца календарю исторических событий и пропагандистско-рекламных мероприятий. Достигает­ся оно следующим образом.

Сначала формируется сетка вещания, т.е. расписание передач на день, неделю, месяц, реже на квартал. В ней обозначены часы и дни определенных жанрово-тематических рубрик. Например:

5.00. Утренние новости.

5.10. Утренняя зарядка.

5.20. Обзор газет.

5.30. Передача для жителей села.

6.00. Последние известия.

6.15. Музыкальная передача. Народные несни.

6.45. Международный комментарий.

И так далее...

...12.30. В рабочий полдень. Концерт по заявкам.

13.00. В детском радиотеатре. Премьера.

14.00. Собеседник. Радиожурнал для пенсионеров. И так далее...

...19.00. Последние известия. 19.30. Спектакль «Театра у микрофона» (по вторникам и пятницам),

или:

19.30. Трансляция симфонического концерта (по средам), или:

19.30. Вечер джаза (по субботам), или:

19.30. Новости рок-н-ролла (один раз в месяц, последняя суббота). И так далее...

Эта рубрикация стабильна и постоянна. Она вырабатывается на каждый день или на определенный период достаточно тщатель­но для того, чтобы учесть интересы всех структурных подразделе­ний вещательной организации и, насколько это возможно, инте­ресы аудитории.

После того как сетка вещания разработана, начинается ее за­полнение. В зависимости от концепции всей деятельности стан­ции ее руководство утверждает список событий, которые должны быть отмечены в передачах сразу всех направлений или по отдель­ности — силами информационных, общественно-политических или художественных редакций.

Прежде всего сюда попадают юбилеи общенационального ха­рактера — День Конституции, День защитника Отечества, Меж­дународный женский день и т.д., затем важнейшие обществен­но-политические мероприятия, например выборы. Затем, и это самый длинный список, юбилеи выдающихся деятелей прошлого и современности — очередное «-летие» Пушкина, Моцарта, На­полеона, Солженицына, создателя атомной бомбы и т.д. по вкусу начальства. И только после этого приведенная выше сетка веща­ния приобретает жанровое тематическое наполнение и выглядит примерно следующим образом:

...5.30. Передача для жителей села. Беседа. Мичурин и современные ми­чуринцы...

6.15. Музыкальная передача. Народные песни в исполнении Лидии Рус­лановой — к 100-летию певицы...

...12.30. В рабочий полдень. Концерт по заявкам рабочих автозавода име­ни Лихачева (в связи с юбилеем грузовика АМО).

13.00. В детском радиотеатре. Премьера. Новые приключения «Знамени­тых капитанов» (к 45-летию рубрики)...

...19.30. Трансляция симфонического концерта (к открытию Международ­ного конкурса имени П.И. Чайковского) или:

19.30. Вечер джаза. Дюк Эллингтон (к 100-летию со дня рождения).

На первый взгляд такое планирование весьма логично, ибо позволяет предусмотреть все мало-мальски значимые события и ситуации общественной жизни. Однако пользоваться этим прин­ципом нужно очень осторожно, потому что на практике он приво­дит к анекдотическим нелепостям, ибо освобождает большинство программистов и от ответственности, и от инициативы, которая часто бывает наказуема. Вот как выглядело тематическое плани­рование в последние годы существования Всесоюзного радио.

В марте текущего года редакторы всех редакций давали свои предложения по поводу содержания передач на будущий год. В мае эти предложения утверждались (или не утверждались) на уровне художественных советов и коллегий в Главных редакциях. Не позднее 1 июня сводный темплан передач на будущий год с указанием рубрик, авторов и участников обсуждался на коллегии Гостелерадио, затем шла его доработка и уточнение на всех уров­нях, и уже ранней осенью план подписывало высшее радиоруко­водство, и он становился законом для всех после утверждения в ЦК КПСС.

На практике это означало, что где-нибудь в мае 1990 года каждый редактор должен был знать, КТО, ЧТО и в КАКОЙ ФОР­МЕ будет говорить в декабре 1991 года по поводу очередного юбилея образования СССР или какие артисты будут заняты в принятой к постановке в Малом театре новой пьесе.

Все вместе это составляло толстенную книгу в несколько сот страниц, которая выходила тиражом минимум в 200 экземпляров; сколько денег, бумаги и производственных затрат уходило на это реально никто не подсчитывал, а бессмыслицу всех усилий и тру­дов только подчеркивали такие "мелочи", как то, что к декабрю 1991 года Советский Союз развалился, пьеса так и не была по­ставлена, а разрекламированные артисты покинули сцену Малого театра: один — вообще закончив свои земные дела, а второй — из-за перехода в новую труппу.

Однако тематическое планирование опасно не только непред­сказуемостью жизни, которая гораздо чаще, чем это кажется, де­лает нереальными многие радужные перспективы. Стремление «на всех уровнях» и во всех видах вещания отметиться по поводу общенациональных юбилеев и праздников неизбежно приводило и продолжает приводить к дублированию материалов.

Во многих научных трудах и пособиях по радиожурналистике в качестве анекдотического приводится пример неразумности ве­щателей в связи с празднованием Дня Советской Армии и Военно-Мор­ского Флота 23 февраля. Вот что обрушивалось на обыкновенного слушателя, живущего, скажем, в небольшом поселке на Волге:

...7.10. Выступление по поселковому радиоузлу ветерана войны, в течение 10 минут излагавшего текст передовой статьи газеты «Правда» за 23 фев­раля прошлого года...

...7.30. По районному радио практически с этим же текстом выступает райвоенком...

...9.30. Областное радио транслирует беседу о Вооруженных Силах страны, с которой выступил областной военный комиссар......10.00. «Маяк» передает полностью текст «свежей» передовой газеты «Правда» на ту же тему...

...14.00. Тот же «Маяк» предоставляет микрофон одному из заместителей министра обороны...

И, наконец, в 19.00 перед началом торжественного заседания, на котором с докладом выступает начальник Главного политуп­равления, и праздничного концерта в эфире звучит в записи на пленку речь министра обороны. Он напоминает всему населению страны о замечательных традициях отечественных Вооруженных Сил и задачах, стоящих сегодня перед ними и касающихся всех, в том числе и жителя того приволжского поселка.

Итак, семь раз по одному и тому же каналу звучит практически один и тот же текст. Песня «Вставай, страна огромная...» передается от трех до семи раз, «По долинам и по взгорьям...» — шесть—де­вять раз в день (все цифры — данные за 23 февраля 1985 года).

Кажется, все это ушло в прошлое вместе с ЦК КПСС и Госте­лерадио СССР. Но вот 23 февраля 1999 года. Речей поменьше, но в различных обработках — от классического варианта до джазо­вой и рок-н-ролльной версий — мелодия песни «По долинам и по взгорьям...» звучала в эфире минимум по два-три раза в про­граммах более 20 радиостанций, работавших из Москвы.

А пушкинский юбилей в 1999 году, когда элементарные «нор­мы повторов» были "преодолены" редакторами, комментаторами и программистами абсолютного большинства отечественных стан­ций! Один из музыковедов, исследующий взаимоотношения радио и классической музыки, подсчитал, что в различных программах государственного и коммерческого вещания романс «Я помню чудное мгновенье...» в исполнении И.С. Козловского, С.Я. Лемешева и их коллег только за одну «юбилейную декаду» с 1 по 10 июня про­звучал более 70 (!) раз. Такие вот минусы тематического планирова­ния преследуют отечественное вещание на рубеже XXI века.

Во избежание этого программирование информацион­но-музыкальных многопрофильных станций, работающих в ре­жиме «пшас поп §1ор», строится по совсем другим принципам и критериям, опирающимся не на календарь событий, а на запросы

2 (в 5

аудитории и формат радиостанции. В определенной мере темати­ческое планирование сохраняется в практике современных ком­мерческих информационно-музыкальных станций, особенно крупных по масштабам своей деятельности, многопрофильных по видам вещания, тематике и адресности материалов. Однако оно не имеет, как мы уже говорили, директивного влияния на фор­мирование передач, а является побочным, дополнительным фак­тором при решении различных вопросов программирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: