Издательство «Кереку» ПГУ им. С.Торайгырова, № 3, 2008

3.1

Б.С. Лукшин.

© Конторович А.Э., Коржубаев А.Г., Эдер Л.В., Минеральные ресурсы России. Экономика и управление, 5-2006

Закон РК «Об энергосбережении». Указ Президента Н.А.Назарбаева

От 25.12.97г. №210-13 РК.

Болотов А.В., Уткин Л.А., Бакенов К.А. Электроснабжение удаленных

Объектов с использованием автономных источников энергии (международный

Опыт и перспективы Республики Казахстан). Труды 3-й международной

Научно-технической конференции «Энергетика, телекоммуникации и высшее

Образование в современных условиях. -Алматы, 2002. -С. 28-31.

Садырбаева Г.А. Применение экологически чистых источников

Энергии. // Экологическое образование в Казахстане, № 2, 2005. -С. 15-17.

Влияние энергетического фактора на экономическую безопасность

Регионов Российской Федерации / В.Г.Благодатских и др.; под ред.

А.И.Татаркина. Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1998. – 197 с.

Мустафина Р.М., Мустафина Г.М., Танат А.Х. Исследование

Электроэнергетической безопасности регионов Казахстана методом

скаляризации. // Вестник ПГУ. Серия энергетическая. - Павлодар:

Издательство «Кереку» ПГУ им. С.Торайгырова, № 3, 2008.

Угрозами энергетической безопасности являются события кратковременного или долговременного характера, которые могут дестабилизировать работу энергокомплекса, ограничить или нарушить энергообеспечение, привести к авариям и другим негативным последствиям для энергетики, экономики и общества.Энергетическую безопасность можно определить как состояние, при котором государство, его предприятия и жители имеют доступ к достаточному количеству энергетических ресурсов по разумным рыночным ценам. При этом в среднесрочной перспективе этому состоянию ничто не должно угрожать.Иначе говоря, понятие «энергетическая безопасность» следует охарактеризовать как отсутствие опасности или «защищенность граждан и государства в целом от угроз дефицита всех видов энергии и энергоресурсов, возникающих из-за воздействия негативных природных, техногенных, управленческих, социально-экономических, внутри и внешнеполитических факторов».

Существует несколько критериев оценок угроз энергетической безопасности. К ним мы будем относить: надежность поставок энергоресурсов, объем импорта энергоресурсов, развитость инфраструктуры, наличие военного потенциала для своевременного парирования угроз, адекватность цен и наличие внутренних ресурсов.

Стабильность поставок означает, что государство имеет стабильный, непрерывный поток энергоресурсов в необходимых видах и количестве. Их уязвимость вполне реальна, поскольку во многих случаях импорт нефти и газа идет из относительно нестабильных регионов, будь то Венесуэла, Нигерия или Индонезия. При этом использование военной силы в данной ситуации вполне возможно и временами имеет место. Примером прямого вмешательства может служить военная операция США в Ираке. Косвенным образом государства влияют на энергетически богатые регионы, поддерживая те или иные политические режимы и наращивая объем торговли вооружениями, как это делается, например, на Центрально-Азиатском пространстве. При таком течении событий надежность поставок из зависимых в военно-технологическом плане энергетически богатых государств значительно повышается.

Инфраструктуры – тоже немаловажный критерий. Наличие большой трубопроводной сети, выходов к морю, танкеров для транспортировки значительно снижает риски энергетической безопасности того или иного государства, позволяя ему диверсифицировать пути и источники экспорта или импорта энергоресурсов в зависимости от складывающейся международной и национальной политической, экономической и военной ситуации. Этот же критерий можно тесно связать с наличием значительного военного потенциала для своевременного парирования угроз. Все в большей степени государства используют военную силу для отстаивания своих энергетических интересов. Способность защитить собственные ресурсы, объекты транспортной инфраструктуры или, спроецировав силу в какой-либо другой регион, получить преимущества в энергетическом снабжении, становятся все более существенным обстоятельством в системе снижения энергетических рисков современных государств.

Необходимо отметить, что угрозы энергетической безопасности – это риски политического, экономического, военного, технологического характера, возникающие на всех этапах пути энергоресурсов от производителя к потребителю, начиная с процесса освоения месторождения и заканчивая процедурой доставки нефти или газа. Существует целый ряд угроз стабильному обеспечению государства углеводородными ресурсами – начиная с прямых атак и заканчивая асимметричными действиями стран и блоков друг против друга.

Что же касается России,то тут не возможно не упомянуть о Топливно-энергетическом комплексе,так как он является важнейшим элементом экономики страны. Капитальные вложения в отрасли ТЭК за счет всех источников финансирования составляют более трети общего объема инвестиций. Несмотря на то, что отрасли ТЭК в основном относятся к первичному сектору экономики, объем продукции в расчете на одного работника в ТЭК более чем в 2 раза превышает средний показатель по промышленности. Россия – крупнейший в мире производитель и экспортер нефти и газа как по физическим объемам и энергетической ценности, так и по денежным доходам от продаж нефти, газа и угля на международных рынках. Крупнейшая составляющая ТЭК – нефтегазовый комплекс (НГК). Доля НГК в налоговых поступлениях в государственный бюджет от ТЭК составляет свыше 90 %, в инвестициях в основной капитал – 75 %. Нефть и газ составляют более 70 % в структуре первичного топливно-энергетического баланса страны.

Одновременно НГК России в значительной мере интегрирован в мировую экономику. В 2005 г. доходы от экспорта нефти, нефтепродуктов и газа составили около 150 млрд дол., или более 60 % всех доходов от экспорта. В 2006 г. ожидается, что экспорт продукции НГК превысит 70 % всего российского экспорта. От поставок энергоносителей из нашей страны зависит функционирование экономики многих стран, прежде всего Европы, где более 30 % всего импорта нефти и около половины импорта газа приходится на Россию. В свою очередь процессы в мировой экономике влияют на ситуацию в НГК страны, поскольку уже более 70 % продукции нефтяной промышленности и свыше 30 % газа экспортируется.

В этих условиях эффективная работа НГК, с одной стороны, определяет возможности страны по реализации экономических и геополитических интересов в мире, а с другой – экономическую и энергетическую безопасность собственно российской экономики.

Энергетическая безопасность предполагает защищенность населения и экономики страны от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. Эти угрозы определяются внутренними и внешними экономическими и внеэкономическими факторами, включая макроэкономическую ситуацию, структурную сбалансированность и технологический уровень экономики, конъюнктуру спроса и цен, наличие и состояние транспортной инфраструктуры, уровень и перспективы развития энергопроизводящих отраслей, степень защищенности от террористических и военных акций.

В энергопроизводящих, прежде всего энергоизбыточных (экспортирующих энергоресурсы), странах, к которым относится Россия, главное условие обеспечения энергетической безопасности – надежное и устойчивое функционирование отраслей ТЭК. Важнейший фактор долгосрочного развития ТЭК – расширенное воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) с учетом ожидаемых объемов внутреннего потребления и выполнения экспортных обязательств.

Согласно утвержденной Правительством РФ "Энергетической стратегии России на период до 2020 года" (далее – Энергетическая стратегия) в долгосрочной перспективе доля углеводородов в структуре топливно-энергетического баланса (ТЭБ) сохранится на современном уровне при росте абсолютных значений использования нефти и газа

Таблица 1. Потребление основных видов первичной энергии в России до 2020 г.

Показатели Сценарий* Значения показателей по годам
     
Внутреннее потребление первичной энергии, млн т у.т.        
       
       
       
Энергоемкость ВВП (2002 г. = 100), %        
       
       
       
Внутреннее потребление по видам топлива, млн т у.т.:        
газовое        
       
       
       
жидкое        
       
       
       
твердое        
       
       
       
возобновляемые и неисчерпаемые источники энергии (ВНИЭ)        
       
       
       

*Сценарий: 1 – критический, 2 – умеренный, 3 – благоприятный, 4 – оптимистический

(включены в Энергетическую стратегию в качестве перспективных ориентиров).

Таблица 2. Прогноз структуры топливно-энергетического баланса России до 2020 г.

Вид топлива Сценарий* Значения показателей по годам, %
     
Газовое   47,8 46,5 46,7
  48,7 46,9 45,9
  48,3 46,7 45,1
  49,0 48,3 46,4
Жидкое   21,5 22,6 22,3
  21,1 21,6 22,0
  20,9 21,4 21,3
  20,8 21,8 22,3
Твердое   18,9 19,3 19,4
  18,8 19,6 20,2
  19,0 19,0 19,4
  19,1 18,2 19,3
ВНИЭ   11,8 11,6 11,7
  11,4 11,8 12,0
  11,8 11,6 12,4
  11,1 11,9 12,0

Сценарий: 1 – критический, 2 – умеренный, 3 – благоприятный, 4 – оптимистический (включены в Энергетическую стратегию в качестве перспективных ориентиров).

Динамика добычи основных видов топлива обусловлена потребностями экономики и перспективами экспорта, стоимостью прироста их разведанных запасов, ценами реализации каждого вида топлива на внутренних и внешних рынках, зависимостями цен их производства от масштабов развития основных топливных баз. В Энергетической стратегии определены следующие количественные ориентиры развития отраслей ТЭК:

1) увеличение производства первичных энергоресурсов до 1700-1820 млн т у.т. в 2010 г. и до 1810-2040 млн т у.т. в 2020 г.;

2) рост выработки электроэнергии до 1015-1070 млрд кВт·ч в 2010 г. и до 1215-1365 млрд кВт·ч в 2020 г.;

3) увеличение добычи нефти до 445-490 млн т в 2010 г. и до 450-520 млн т в 2020 г.;

4) рост производства моторных топлив до 101-111 млн т в 2010 г. и до 115-135 млн т в 2020 г.;

5) увеличение добычи газа до 635-665 млрд м3 в 2010 г. и до 680-730 млрд м3 в 2020 г.;

6) рост добычи угля до 310-335 млн т в 2010 г. и до 375-445 млн т в 2020 г.;

7) увеличение отпуска тепла до 1570-1625 млн Гкал в 2010 г. и до 1720-1820 млн Гкал в 2020 г.

Ряд количественных ориентиров, намеченных в Энергетической стратегии на средне- и долгосрочную перспективу, был превышен уже в первые 2-3 года, темп роста других показателей существенно отстает от утвержденных планов. В частности, в результате чрезвычайно благоприятной конъюнктуры мировых цен в 2000-2005 гг. прирост годовой добычи нефти за этот период составил более 170 млн т, или более 55 %. Значительно отстают от намеченных ориентиров объемы добычи угля. Не решены многие организационные вопросы развития энергопроизводящих отраслей.

Необходимо отметить следующие серьезные угрозы развитию ТЭК России:

· недостаточная инвестиционная активность в газовой и угольной промышленности (прежде всего в геологоразведке) и электроэнергетике;

· слабая инновационная активность нефтегазовых, угольных и энергетических компаний;

· низкий технологический уровень предприятий нефтегазового и угольного машиностроения;

· большие потери энергоносителей и энергии при добыче, подготовке, транспорте и переработке нефти, газа и угля;

· низкие глубина переработки нефти и качество производимых на российских НПЗ нефтепродуктов;

· недостатки в законодательной и нормативной базе, в частности отсутствие документов, которые реально стимулировали бы воспроизводство запасов, добычу, глубокую переработку нефти и качество нефтепродуктов, переработку газа и развитие нефте-, газо- и углехимической промышленности;

· отсутствие государственной программы совершенствования нефте-, газо- и углепереработки, увеличения ее глубины, повышения качества нефтепродуктов, развития нефте-, газо- и углехимической промышленности;

· неэффективная работа жилищно-коммунального хозяйства, особенно в области экономичного газо- и теплоснабжения, недостаточная активность в области современных технологий децентрализованного (автономного) энергообеспечения;

· недостаточный для решения перспективных задач ТЭК уровень образования и специальной подготовки кадров;

· длительное отставание ВМСБ от уровней добычи нефти и газа.

Для решения стоящих перед энергетическим и нефтегазовым комплексом страны проблем необходимо резко повысить эффективность государственного регулирования, выполнить научное обоснование параметров функционирования ТЭК и его отраслей.

Современное состояние сырьевой базы углеводородного сырья характеризуется снижением текущих разведанных запасов нефти и газа и низкими темпами их воспроизводства (табл. 3).

Таблица 3. Добыча и прирост запасов нефти и газа в России в 1991-2003 гг.

Показатели Значение показателей по годам
                              1994- 2005
Добыча нефти, млн т                                
Прирост запасов нефти, млн т                                
Кратность восполнения запасов нефти 2,01 1,41 1,25 0,7 0,59 0,72 0,82 0,76 0,82 0,91 0,86 0,68 0,9 0,52 0,61 0,74
Отношение добычи нефти к приросту запасов 0,5 0,71 0,8 1,42 1,68 1,39 1,21 1,31 1,22 1,1 1,16 1,46 1,11 1,92 1,65 1,36
"Проедание" / "расширение" запасов нефти (прирост минус добыча), млн т       -94 -125 -85 -54 -71 -55 -28 -48 -120 -120 -220 -185 -1205
Добыча газа, млрд м3                                
Прирост запасов газа, млрд м3                                
Кратность восполнения запасов газа 2,71 2,83 1,17 0,44 0,32 0,3 0,69 0,47 0,35 0,77 0,86 0,86 0,9 0,92 1,03 0,66
Отношение добычи к приросту запасов 0,37 0,35 0,85 2,28 3,16 3,33 1,45 2,11 2,83 1,3 1,16 1,16 1,11 1,09 0,97 1,51
"Проедание" / "расширение" запасов газа (прирост минус добыча), млрд м3       -341 -407 -421 -178 -311 -382 -134 -81 -81 -60 -52   -2468
Объем глубокого разведочного бурения на нефть и газ, тыс. м                                
Эффективность глубокого бурения, т у.т./м*                                

Продолжает ухудшаться структура разведанных запасов нефти. Происходит опережающая разработка наиболее рентабельных частей месторождений и залежей. Вновь подготавливаемые запасы сосредоточены в основном в средних и мелких месторождениях, являются в значительной части трудноизвлекаемыми. В 1980-х гг. объем трудноизвлекаемых запасов возрос в 1,5 раза, а активных запасов, обеспечивающих порядка 70 % текущей добычи, практически не изменился. В 1990-х гг. произошло резкое сокращение объема активных запасов – на 27 %, в то время как объем трудноизвлекаемых запасов остался на прежнем уровне. В настоящее время из текущих запасов нефти 38,4 % приурочены к низкопроницаемым коллекторам, 19,6 % находятся в подгазовых зонах нефтегазовых залежей, 13,6 % относятся к тяжелым и 10,4 % – к высоковязким нефтям. Объем трудноизвлекаемых запасов составляет более половины разведанных запасов страны.

Выполненный в ИНГГ СО РАН анализ показывает, что на имеющемся фонде открытых месторождений обеспечивать предусмотренные Энергетической стратегией уровни добычи нефти можно только до 2011-2012 гг. После этого необходимо вводить в разработку новые, еще не открытые месторождения. Выявление и разведка месторождений – долгосрочный процесс с высокими рисками, требующий значительных инвестиций. В период до 2020 г. на территории и акваториях России необходимо выявить и разведать месторождения с запасами нефти свыше 11,5 млрд т и газа – свыше 18 трлн м3. Подготовка запасов 1 т нефти в целом по стране будет стоить 2,8дол., 1 тыс. м3 газа – 0,93 дол. Общие ассигнования в геолого-разведочные работы должны составить свыше 47млрд дол. Эти работы должны быть сконцентрированы в первую очередь в Западной Сибири, Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), на шельфах российских морей (Баренцево, Карское, Печорское, Каспийское, Охотское).

С учетом ситуации в экономике и энергетике России и устойчивых международных тенденций энергетическая политика России должна быть направлена на решение следующих основных задач:

1) увеличение добычи энергетических ресурсов для обеспечения экономики и населения страны и расширения поставок на международный рынок, спрос на котором будет возрастать;

2) повышение эффективности использования энергетических ресурсов за счет их глубокой переработки;

3) рост энергонасыщенности экономики и бытовой сферы для обеспечения технологического развития экономики и повышения уровня жизни населения;

4) диверсификация структуры ТЭБ и обеспечение региональной сбалансированности энергообеспечения за счет увеличения роли угля и атомной энергии в европейской части страны, газификации восточных регионов;

5) диверсификация экспорта энергоносителей по направлениям, способам и маршрутам поставок, в первую очередь развитие восточного (азиатско-тихоокеанского) направления экспорта нефти, газа, угля, продуктов их переработки;

6) обеспечение расширенного ВМСБ энергоносителей, прежде всего нефти и газа.

И хотя Беларусь имеет немало возможностей для выработки собственной электрической и тепловой энергии, мы вынуждены закупать импортные углеводороды. Это ставит страну в зависимость от поставок и делает уязвимой по отношению к колебаниям цен на энергоресурсы, а регулярные в последнее время нефтегазовые коллизии в отношениях с РФ со всей очевидностью демонстрируют наличие фактора угрозы энергетической безопасности страны. Преодоление зависимости от российского сырья займет достаточно длительное время. Необходимо избежать такой степени зависимости, которая несет угрозу национальной безопасности и суверенитету. Тем более что существуют и альтернативные варианты. Важным условием энергетической безопасности является не только наличие ресурсов, но и их диверсификация. В частности, необходимо по возможности уходить от закупок только у одной страны-поставщика и от использования только одного вида топлива. Наилучший вариант – использование трех видов, где на каждый из них в общем энергетическом балансе страны приходится по 1/3.

Для Беларуси в этой роли выступают природный газ, мазут и сырье местного происхождения. В настоящее же время не преодолен дисбаланс, при котором более 90% энергии поступает от природного газа. Причем, если цены на газ еще прогнозируемы, то цены на нефть подвержены существенным колебаниям, что затрудняет расчеты на перспективу.

По данным на 2010 год, в общем объеме энергоресурсов, используемых в Беларуси, более 90% составляют газ и другие традиционные энергоносители. А доля возобновляемых источников энергии – 7,3%.

В 2010 году была принята Стратегия энергетической безопасности на 2011-2015 годы и на период до 2020 года. Правительством в июне 2010 года был утвержден перечень государственных программ научных исследований на 2011–2015 годы. Он включает, помимо прочего, мониторинг энергетической безопасности страны и разработку новых технологий выявления и преодоления угроз энергетической безопасности.

Итак, в обеспечении энергетической безопасности Беларуси основными направлениями являются:

1) диверсификация энергоисточников,

2) диверсификация поставщиков энергоносителей,

3) замещение импортируемых энергоносителей местными видами топлива и возобновляемыми источниками энергии,

4) повышение надежности энергетического оборудования и систем,

5) повышение эффективности использования энергии.

В рамках данного обзора сосредоточимся на первых трех.

Диверсификация энергоисточников определяется как основное направление обеспечения энергетической безопасности страны на самом высоком уровне. Выступая на Четвертом всебелорусском народном собрании, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко отметил, что приоритетом работы правительства должно стать обеспечение к 2015 году получения более 30% энергии из собственных источников и диверсификации оставшихся 70% как по поставщикам, так и по видам. Планируется, что к 2015 году доля местных видов топлива достигнет не менее 28% (в 2010 году – около 22%). Использование традиционных видов тоже можно оптимизировать. Но не менее важно и активнее внедрять возобновляемые виды топлива.

Что касается диверсификации поставщиков традиционных углеводородов, от которых пока не избавиться, то здесь идет активный поиск партнеров. В принятой в июне 2007 года Директиве Президента Республики Беларусь № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства» были систематизированы предложения по снижению зависимости страны от поставок зарубежных энергоресурсов.Наряду со снижением энергоемкости ВВП была поставлена задача обеспечить заключение долгосрочных соглашений на поставку топливно-энергетических ресурсов в Беларусь: к 2020 году один зарубежный поставщик не должен занимать более 65% в поставках энергоресурсов.

После ряда попыток наладить поставки нефти из таких стран, как Ирак и Судан, Беларусь наладила сотрудничество с Венесуэлой. В 2007 году там были зарегистрированы совместные предприятия по сейсморазведочным работам – АО «Сисмика БелоВенесолана» и по добыче нефти – АО «Петролера БелоВенесолана». Последнее с 2008 года ведет добычу на двух выделенных местными властями месторождениях: Блок Х Лаго Медио и Гуаро Есте. В 2009 году Венесуэла передала ему еще три нефтяных актива – Лагунилас Блок II, Оритупано Норте и Остра. Добыча предприятия за 2008–2009 годы составила более 1,3 млн тонн нефти. Одновременно специалисты «Беларуснефти» изучают запасы нефти и газа месторождения Хунин-1 в бассейне реки Ориноко, который может стать главным нефтегазовым активом Беларуси после речицких месторождений. Важное направление сотрудничества Беларуси и Венесуэлы в нефтегазовой сфере – поставки танкерами нефти через Одессу и порты других стран. Согласно подписанному главами двух стран в 2010 г. соглашению, до конца года в Беларусь было поставлено около 4 млн тонн нефти.

Дефицит традиционных энергоисточников вынуждает искать альтернативу. Не случайно полномасштабное развитие альтернативной энергетики началось после энергетического кризиса 1970-х годов, когда цены на нефть существенно возросли. Аналогичная ситуация вынудила и Беларусь по-иному взглянуть на потенциал местных видов топлива.

Одним из основных направлений диверсификации импорта энергоресурсов является увеличение использования местных источников энергии. В соответствии с принятым в декабре 2009 года постановлением Совета Министров Республики Беларусь № 1593, доля местных топливно-энергетических ресурсов в балансе котельно-печного топлива в 2010 году была доведена до 20,5% при снижении потребления населением на 27,8 тыс.т условного топлива.

По мнению экспертов, для развития возобновляемой энергетики в последние годы сделано немало, но, все же, недостаточно. Введенный в эксплуатацию ряд энергетических объектов, использующих местные виды топлива – древесину, отходы деревообработки и торф, пока играет относительно небольшую роль в энергосистеме страны. Но сегодня важнее разрушить сложившиеся стереотипы о незаменимости традиционных источников энергии и неэффективности альтернативных. Если ранее даже среди энергетиков было много скептиков, не понимавших, зачем переходить на местное сырье, когда есть дешевый российский газ, то в последние годы необходимость диверсификации энергоресурсов не вызывает сомнений.

Эксперты отмечают, что как раз в СНГ и, в частности в Беларуси, поддержка властью внедрения возобновляемых ресурсов и снижения углеводородной составляющей в энергобалансе достаточно высока. В целом по СНГ доля экологически чистых источников составляет порядка 5% от общего энергобаланса, а к 2030 году может возрасти до 15%.

Сегодня в странах СНГ наибольшее развитие получила биоэнергетика: здесь применяются хорошо освоенные и низкозатратные технологии. А мы вообще являемся одним из лидеров в этом деле на постсоветском пространстве. У нас идет и развитие законодательства в этом направлении – в частности, 27 декабря 2010 года Утвержден Закон РБ «О возобновляемых источниках энергии».

Наиболее перспективным для Беларуси возобновляемым топливом является древесина. Она дешевле мазута примерно вдвое. И хотя количество теплоты, которое выделяется при сгорании дров, по сравнению с газом ниже, рост цен на газ заставляет вернуться к этому источнику. Например, в Швеции 19% энергии добывается из отходов древесины. Почти в каждом шведском городке есть мини-ТЭЦ, снабжающая население теплом и электричеством. Топливо там покупается не в единицах объема или веса, а с учетом получаемой от него энергии.

На сегодняшний день имеющийся объем древесного топлива превышает потребности Беларуси, так как естественный прирост древесины у нас составляет 28 млн кубометров в год, а ежегодная вырубка достигает порядка 15 млн кубометров.

Использование древесины в качестве топлива рентабельно. Подсчитано, что замена котла, который использует бытовое топливо, на древесно-топливный котел в наших условиях окупает себя за 1,5 года. Правда, эффективность его работы зависит от качества топлива. Имеет значение, будут ли это опилки с повышенным содержанием влаги или приготовленная по технологии древесная щепа. Важными факторами являются срок возобновления древесины (дерево растет не один год) и ее рациональное использование. В частности, из упомянутых 15 млн. кубометров только 70% используется по назначению, а 30 % в виде опилок и прочих отходов просто гниет или сжигается. Необходимо учитывать и то, что около 20% белорусских лесов загрязнено радионуклидами, а еще 18% –охраняемые территории, где ограничена хозяйственная деятельность.

В Беларуси есть потенциал для производства энергии из биомассы – сегодня это основной альтернативный источник энергии в мире, доля которого составляет до 50%. Например, в силу специфики нашей экономики важным потенциальным источником энергии являются отходы сельскохозяйственного производства. Так, из 8 млн тонн зерновых в 2010 году солома составила почти 1 млн тонн, что эквивалентно 230 тыс. т условного топлива. Предусматривается строительство биогазовых комплексов на подобных отходах, а также с использованием иловых осадков очистных сооружений и газа, добываемого на полигонах захоронения коммунально-бытовых отходов. В 2010-2012 годах должно быть введено в строй 39 таких источников, в 2013-2015 годах может появиться еще 146, что позволит заместить почти 400 тыс. тонн условного топлива. Доказали свою рентабельность и проекты по выработке энергии из масел, сахара, крахмала. Самое главное – обеспечить устойчивость поставок сырья. Кроме того, будет более эффективно использоваться обычный мусор, а для этого намечено строительство мусоросжигающих заводов.

Еще одним источником энергии является вода. Экономический потенциал белорусских рек оценивается в 260 мегаватт. До 2015 года планируется построить ряд гидроэлектростанций, суммарная мощность которых составит 15,3 мегаватт. Это даст возможность произвести около 1 млрд кВт/ч энергии. На 2011 год запланирован ввод в эксплуатацию Гродненской и Полоцкой ГЭС, ряд гидроэлектростанций появится на Западной Двине, Немане и Днепре.

Использование энергии ветра в нашей стране пока только начинается. Суммарная мощность действующих в Беларуси ветроустановок едва превышает 1,5 мегаватт, но все еще впереди, уверены специалисты.

Планируется активизировать использование и солнечной энергии, хотя белорусский климат и не вполне благоприятен для этого. Однако такие попытки уже предпринимаются. Например, в Солигорском районе в 2010 году была введена в эксплуатацию гелиоводонагревательная установка мощностью 160 киловатт для подогрева воды, используемой в сельском хозяйстве. Начато использование и геотермальной энергии – в частности, при отоплении ряда станций минского метро.

В целом к 2025 году планируется довести использование местных традиционных и альтернативных источников энергии до 25% от ее общего объема. По итогам 2008 года этот показатель составил 17%, в 2009 году –20% (из них 13 % – возобновляемые источники). Планируется, что в 2015 году доля местных видов топлива в балансе котельно-печного топлива достигнет не менее 28% (в 2010 году около 22%). Беларусь здесь идет в ногу с ЕС, где планируется увеличить долю возобновляемых энергетических ресурсов к 2020 году до 21,3 % от общего объема.

Отдельным аспектом является перспектива строительства в Беларуси первой собственной АЭС, подготовка к чему ведется ускоренными темпами. Изучаются экономические, экологические и социальные моменты, формируется законодательная база и структуры по надзору за строительством.

В общем, методы укрепления энергетической безопасности Беларуси имеются. Сама жизнь заставляет серьезно задуматься об этом.

А Казахстану в энергетической безопасности свойственны те

же проблемы, что возникли в странах с новой конкурентной системой;: еще не создана единая энергетическая система страны; практически в республике отсутствуют предприятия по производству энергетического оборудования, что еще более усугубляет проблему в условиях глобализации рынка энергоресурсов; резко снизились показатели надежности снабжения электрической энергией. Одним из кризисных и достаточно существенных явлений, угрожающих энергетической безопасности, является энергорасточительность экономики республики. В настоящее время в Казахстане крайне низкая эффективность использования энергоресурсов. Потери электроэнергии в республике доходят до 35%; продукция, производимая в стране одна из самых энергоемких по сравнению с другими странами СНГ: 25% себестоимости – это энергетическая составляющая. Закон РК «Об энергосбережении» «регулирует общественные отношения в области энергосбережения с целью создания экономических и организационных условий для эффективного использования топливно-энергетических ресурсов Республики Казахстан и охраны окружающей среды». В статье 4 этого Закона «Основные направления энергосбережения» в качестве одного из основных направлений выделяется развитие возобновляемых источников энергии. Доля электрической энергии, вырабатываемой на основе возобновляемых источников энергии солнца, ветра, термальных вод в Казахстане составляет только 0,02 %. В стране есть 10 районов со средней скоростью ветра 8-10 м/с, в то время. как ветростанции в странах Европейского союза работают при средней скорости

ветра 4-5 м/с. Ветрокоридор Джунгарских ворот имеет потенциал более 1000 МВт.час. Ведутся работы по обеспечению электроэнергией санатория «Алма-Арасан» в городе Алматы за счет использования ветроустановки с расчетной мощностью 24 Мвт. В Алматинском институте энергетики и связи под руководством профессора, д.т.н. А.В.Болотова в течение ряда лет ведутся работы по разработке и применению ветростанций для создания локальных электроэнергетических систем с использованием дизельных станций и аккумуляторных батарей с целью обеспечения электрической энергией отдаленных автономных объектов со значительным потреблением электропотреблением и наличием ответственных приемников электрической энергии. Для электроснабжения потребителей малой электрической мощности используются опытные образцы ветроэнергетических установок мощностью 1,5, 5 и 20 кВт.

Анализ и оценка уровней энергетической безопасности могут быть

проведены с применением метода индикативного анализа, позволяющего решать задачи функционирования больших социально-технико-экономических систем, к которым относится энергетическая система. Этим системам свойственны разнообразие свойств, параметров, сложность внутренних и внешних связей, неопределенность состояний и условий развития. Состояние энергетических систем на современном этапе, динамику изменения состояния систем за ретроспективный период, ожидаемое развитие на прогнозируемое время можно определить по значениям индикаторов. Оценка уровня энергетической безопасности в целом и отдельно по тому или иному показателю проводится при сопоставлении значений индикаторов с индикаторами пороговых (граничных) уровней. Граничные или пороговые значения индикаторов служат для качественного разграничения состояний энергосистем, подразделяющихся на нормальное, предкризисное и кризисное.

По методу индикативного анализа проведено определение состояния энергетической безопасности областей Казахстана в 2006 году по блоку обеспеченности электрической энергией по следующим шести индикаторам:

- изменение душевого потребления электроэнергии;

- изменение душевого потребления энергии в коммунально-бытовом хозяйстве;

- доли собственных источников в балансе электроэнергии;

- изменение доли региона по отношению к стране в выработке электроэнергии;

- изменение доли региона по отношению к стране в потреблении электрической энергии;

- удельный вес наиболее крупной электростанции в регионе.

За базовый при проведении анализа и расчетов взят 1991 год, предшествовавший началу коренных общественно-политических, экономических и социальных преобразований в стране. В связи с тем, что возрастающий рост дефицита электрической энергии отрицательно сказывается на электроэнергетической безопасности, ситуация в кризисной зоне подразделена на 4 подуровня:

- кризисная нестабильная ситуация состояния энергетической безопасности;

- кризисная угрожающая ситуация состояния энергетической безопасности;

- кризисная критическая ситуация состояния энергетической безопасности;

- кризисная чрезвычайная ситуация состояния энергетической безопасности.

Энергетическая безопасность – существенная, если не главная составляющая экономической безопасности страны. Следовательно, для обеспечения энергией дальнейших экономических преобразований в стране необходимо создание системы мониторинга энергетической безопасности страны. Кроме того, необходимо проводить политику диверсификации источников энергетических ресурсов, отдавая предпочтение отвечающим экологическим требованиям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: