Дисциплина «Правоохранительные органы» носит вводный характер для дисциплин общепрофессионального цикла и является практически введением в специальность «юриспруденция». Она преподается студентам первого курса, не имеющим опыта обучения в высших учебных заведениях. Поэтому особенность ее преподавания заключается в том, чтобы научить студентов получать специальные знания по юридической специальности и самостоятельно организовывать свою работу в новых для них условиях.
Изучение дисциплины предполагает логическое сочетание лекционных и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов над учебным и нормативным материалом. В процессе преподавания применяется комплекс традиционных и современных форм и методов обучения, в том числе методы проблемного и эвристического (частнопоискового) обучения. Метод проблемного обучения состоит в постановке проблемы, в анализе встречающихся в юридической литературе дискуссионных взглядов и определения путей решения проблемы. Эвристический метод обучения предполагает самостоятельность студента в поиске решений проблем на основе уже усвоенных знаний.
|
|
Лекции читаются по всем разделам и темам изучаемой дисциплины. При проведении первых лекций необходимо обратить особое внимание на доступность материала и темп его изложения (возможность конспектирования), дать рекомендации по организации самостоятельной работы и обеспечить контроль усвоения пройденного материала. В ходе изложения лекционного материала преподаватель должен заострить внимание студентов на том факте, что целью изучения дисциплины является исследование назначения и структуры правоохранительных органов, характера их взаимодействия с другими государственными органами и негосударственными организациями, вовлеченными в сферу правоохранительной деятельности. При этом необходимо продемонстрировать связи и преемственность отраслей теоретического блока научной юриспруденции, т.е. теории государства и права, конституционного права, уголовного и уголовно-процессуального права, гражданско-процессуального права и арбитражно-процессуального права и др.
Для более успешного освоения лекционного материала необходимо указать студентам на взаимосвязь юридических понятий и терминов, раскрыть их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки. Например, рассматривая соотношение таких понятий, как «учебная дисциплина «Правоохранительные органы в РФ» – «правоохранительные органы России» – «организация правоохранительных органов» – «деятельность правоохранительных органов», следует обратить внимание студентов не только на общие термины в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета. «Учебная дисциплина “Правоохранительные органы РФ» – это совокупность знаний, изучаемых студентами. «Правоохранительные органы России» – это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие «организация правоохранительных органов» указывает на организационное устройство органов, их систему в РФ. «Деятельность правоохранительных органов» раскрывает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц.
|
|
При изложении лекционного материала преподаватель должен обратить особенное внимание на темы Раздела I:
- № 1 «Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы»;
- № 3 «Конституционные основы судебной власти»;
- № 4 «Правосудие и его демократические принципы».
Лекции по указанным темам носят проблемный характер, поэтому необходимо показать студентам различные научные взгляды, встречающиеся в учебной и научной литературе в отношении понятий «правоохранительная деятельность», «система правоохранительных органов», «полномочия судебной власти», «правосудие».
Немаловажное значение в методике преподавания дисциплины имеет наглядность учебного материала, которая выражается в применении схем, отражающих структуру конкретных правоохранительных органов. Восприятие информации, изложенной в схемах, позволяет студентам быстрее и лучше усвоить правовую информацию, уяснить логическую взаимосвязь отдельных вопросов и систематизировать теоретический материал. Использование схем является наиболее эффективным и необходимым при изучении тем, посвященным изучению системы, состава и структуры отдельных судебных и правоохранительных органов (органов предварительного расследования, органов обеспечения безопасности и охраны правопорядка, органов прокуратуры, органов юстиции). К ним относятся темы №№ 5-9 Раздела I и №№ 12-15 Раздела II.
Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы» имеет определенные сложности. Во-первых, они связаны со значительным объемом нормативной базы курса, включающей в себя большое количество законодательных актов различной юридической силы. Во-вторых, обусловлены продолжающимися в стране судебной и административной реформами, которые затрагивают многие из изучаемых институтов. Указанные обстоятельства предполагают активную самостоятельную работу студентов с законодательными и иными правовыми актами, а также учет текущих изменений в законодательстве РФ. Поэтому в процессе преподавания дисциплины перед преподавателем стоят задачи:
- ознакомить студентов с официальными источниками опубликования нормативно-правовых актов;
- научить их ориентироваться в нормативных актах по темам, самостоятельно изучать положения нормативно-правовых актов и уяснять их смысл;
- систематизировать нормативные предписания разных нормативных актов, касающиеся одного и того же вопроса.
При проведении семинарских занятий преподаватель должен четко формулировать цель занятия и основные проблемные вопросы. После докладов студентов необходимо подчеркнуть положительные аспекты их работы, обратить внимание на имеющиеся неточности (ошибки), дать рекомендации по подготовке к следующим докладам. Рефераты, предполагающие анализ научных публикаций по предложенным темам рекомендуется заслушивать в середине занятия.
Семинар может включать в себя элементы индивидуального собеседования. Преподаватель должен осуществлять индивидуальный контроль работы студентов; давать соответствующие рекомендации; в случае необходимости помочь студенту составить индивидуальный план работы по изучению дисциплины «Правоохранительные органы». При подведении итогов семинарских занятий преподаватель оценивает каждого выступавшего студента, выделяя наиболее активных.
|
|
Наиболее предпочтительными формами контроля самостоятельной работы студентов является устный опрос студентов по вопросам, указанным в плане семинарских занятий; обсуждение вариантов решения домашних заданий к семинарским занятиям; проведение письменных контрольных работ и тестовых заданий по каждому разделу учебной дисциплины.
Устный опрос студентов способствует закреплению изученного материала, приобретению ими опыта устных публичных выступлений. Решение домашних заданий и последующее их обсуждение на семинарских занятиях вырабатывает у студентов умение проводить юридический анализ конкретных ситуаций, возникающих в правоприменительной практике правоохранительных органов; способствует развитию самостоятельных навыков в поиске путей их решения на основе уже усвоенных знаний. Письменные контрольные работы по итогам изучения каждого раздела учебной дисциплины способствуют систематизации учебного материала и уяснения логической взаимосвязи между отдельными темами, приобретения у студентов навыков краткого письменного изложения своих мыслей. Тестирование наиболее эффективно для предварительной проверки знаний, полученных студентами при изучении всего курса дисциплины, и допуска их к экзамену.
Примерные варианты тестовых заданий
1. Укажите признаки правоохранительной деятельности:
а) осуществляется только с помощью применения юридических мер воздействия;
б) осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства;
в) основания применения юридических мер воздействия и их содержание устанавливаются уполномоченными служащими правоохранительных органов;
г) осуществляется специализированными органами исполнительной власти.
|
|
2. Какие из перечисленных судов не входят в судебную систему Российской Федерации?
а) гарнизонные военные суды;
б) третейские суды;
в) арбитражные апелляционные суды;
г) конституционные (уставные) суды субъектов РФ.
3. Структурным подразделением Верховного Суда РФ является:
а) Кассационная коллегия;
б) Высшая квалификационная коллегия судей РФ;
в) Судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
г) Совет судей РФ.
4. Какой из перечисленных принципов не является принципом правосудия:
а) принцип участия граждан в отправлении правосудия;
б) принцип сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;
в) принцип состязательности и равноправия сторон;
г) принцип осуществления правосудия только судом.
5. Независимость судьи обеспечивается:
а) неприкосновенностью судьи;
б) предусмотренной законом процедурой осуществления правосудия;
в) системой органов судейского сообщества;
г) всем вышеперечисленным.
6. Генеральный прокурор РФ назначается на должность:
а) Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ;
б) Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ;
в) Председателем Правительства РФ по представлению коллегии Генеральной прокуратуры РФ;
г) Президентом РФ по представлению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.
7. К функциям прокуратуры РФ относится:
а) исполнение уголовных наказаний;
б) осуществление правосудия;
в) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;
г) организационное обеспечение деятельности судов.
8. К полномочиям Министерства юстиции РФ относится:
а) участие в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;
б) организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за частной детективной и охранной деятельностью на территории РФ;
в) утверждение состава экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи;
г) организация и осуществление в соответствии с законодательством РФ контроля за оборотом оружия.
9. К обязанностям судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, относится:
а) обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников процесса и свидетелей;
б) председательствование в судебных заседаниях;
в) проведение экспертиз по уголовным делам и по делам об административных правонарушениях;
г) принятие мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
10. К основным задачам Министерства внутренних дел РФ относится:
а) исполнение в соответствии с законодательством РФ уголовных наказаний, содержание под стражей лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений;
б) обеспечение деятельности Уполномоченного РФ при Европейском Суде по правам человека;
в) разработка основных направлений стратегии развития государства, обеспечения национальной безопасности и конкурентоспособности РФ;
г) обеспечение охраны общественного порядка.
11. В полицию общественной безопасности входят:
а) дежурные части;
б) подразделения по налоговым преступлениям;
в) оперативно-поисковые подразделения;
г) подразделения уголовного розыска.
12. К какому понятию относится следующее определение: «Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз»?
а) законность;
б) безопасность;
в) обороноспособность;
г) общественный порядок.
13. Предварительное расследование производится в форме:
а) предварительного следствия либо дознания;
б) уголовного судопроизводства.
в) уголовного преследования;
г) оперативно-розыскной деятельности либо дознания.
14. Укажите формы адвокатских образований:
а) адвокатское бюро;
б) адвокатская контора;
в) Всероссийский съезд адвокатов;
г) палата адвокатов.
15. Какое из перечисленных действий не относится к нотариальным действиям:
а) передача заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
б) удостоверение сделок;
в) обеспечение доказательств;
г) участие в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве.