нашей, имеющих сильные парламентские традиции, возможно использовать демократическое собрание избранников народа для осуществления задач социалистической революции... В условиях объединения парламентской борьбы с мощным народным движением, возглавляемым рабочим классом и его партией, не исключена возможность в нашу эпоху превратить парламент из инструмента буржуазного господства в орудие социального преобразования страны» («XV Congres du Parti communiste francais», см. «Carriers du communisme», numero special, 1959, p. 61). Развивая ленинское учение о борьбе за демократию как составной части борьбы за социализм, Т. подчеркивал, что в совр. эпоху между этапами демократич. и социалистич. преобразований нет большого исто-рич. интервала: руководящая роль рабочего класса в политич. борьбе народа, говорил он, сближает и объединяет этп два этапа. И хотя формы перехода к социалистич. революции могут быть различными — она не может происходить без борьбы широких трудящихся масс; ее содержанием в переходный период неизменно остается диктатура пролетариата (см. там же, р. 60—61).
|
|
Необходимым условием установления во Франции подлинной демократии и социализма Т. считал союз пролетариата со средними слоями города и деревни. Существ, фактором в едином антпмонополистич. фронте является активное участие интеллигенции — наиболее творческой части средних классов (см. Oeuvres choisies, v. 3, P., 1965, p. 268).
Придавая принципиальное значение единству действий между коммунистами и социалистами как представителями двух партий, выражающих интересы рабочего класса, Т. указывал на недопустимость и опасность каких бы то ни было проявлений сектантства в этом вопросе. Компартия,— говорил Т.,— в своей политике должна исходить в первую очередь из того, что объединяет демократич. силы страны, а не из противоречий, разъединяющих этп силы (см. «XVI Congres du Parti communiste francais», в журн.: «Cahiers du communisme», numero special, 1961, p. 615).
После установления в 1958 во Франции режима личной власти ФКП разработала и предложила др. левым партиям и группировкам в качестве базы для единства действий программу борьбы за новый, более высокий, этап демократии. В этот период Т. высказал мысль о том, что сотрудничество компартии с социалистич. партией и др. демократич. организациями необходимо не только для установления подлинной демократии, но и для строительства социалистич. общества.
Вместе с другими компартиями ФКП, руководимая Т., вела упорную борьбу за разрядку междунар. напряженности, за мирное сосуществование, за полное и контролируемое разоружение. Движение за мир Т. рассматривал как один из центр, моментов общей борьбы тр5гдящнхся за свое социальное освобождение. Исходя из принципов ленинизма и учитывая изменения, происшедшие после второй мировой войны (и в первую очередь образование лагеря социализма), Т. одним из первых среди марксистов-ленинцев выдвинул положение о том, что в наше время война перестала быть фатальной и неизбежной и что мир может быть сохранен и гарантирован совместными усилиями всех миролюбивых народов (см. Избр. произв., т. 2, М., 1959, с. 196—97).
|
|
Проводя антиколониальную политику, ФКП во главе с Т. выступила инициатором и организатором массовых кампаний против войны во Вьетнаме, Алжире, поддерживала требования нац. независимости и стремление к полной экономич. и политич. самостоятельности народов Марокко, Туниса и других французских колоний.
На посту ген. секретаря ФКП Т. вел непримиримую борьбу против бурж. идеологии и в первую очередь — антикоммунизма как серьезного препятствия на пути нар. масс к миру, демократии и социализму. В своих работах и выступлениях Т. указывал на авангардную роль КПСС как руководителя победоносной социалистич. революции и строительства коммунистич. общества в СССР. Т. был большим другом Советского Союза и много сделал для укрепления дружбы между народами СССР и Франции; в конце 40-х гг. в разгар «холодной войны» Т. выдвинул лозунг: «Французский народ не будет, никогда не будет воевать против Советского Союза!». В 1964 на XVII съезде ФКП (последнем съезде, на к-ром он выступал) в ответ на антисов. кампанию, проводимую руководителями КПК, Т. заявил, что междунар. рабочее и коммунистическое, равно как и национально-осво-бодит. движение, не достигло бы такого подъема и масштаба без победы Октябрьской социалистич. революции в России и постоянной поддержки сов. народа (см. Oeuvres choisies, v. 3, p. 325).
С оч.: Oeuvres de Maurice Thorez, livres 2—5, P., [1950— 1964]; Oeuvres choisies, v. 1—3, P., 1965—67; в рус. пер.— Избранные статьи и речи, М., 1966.
Лит.: Maurice Thorez, le communisme et notre temps, «Cahiers du communisme», 1965, № 4, 5; Histoire du Parti communiste francais (manuel), P., Г1964].
P. Варфаломеева. Москва.
Т0РНДАЙК (Thorndike), Эдуард Ли (31 авг. 1874— 9 авг. 1949) — амер. психолог, работавший гл. обр. в области сравнит, психологии и проблем обучения. Проф. Колумбийского ун-та (с 1904). Т. разработал методику изучения поведения животных при помощи «проблемных клеток», т. е. клеток с секретом, механизм к-рого должно «открыть» само животное. Эта методика заложила основы новой схемы эксперимента: создание проблемной ситуации — регистрация движений. На основе своих опытов Т. сделал вывод, что в поведении животного отсутствует целесообразность, т. е. не наступает характерное для человека внезапное понимание, выражающееся в принятии решения на основе единств, пробы. Представляя интеллект животных как инструмент приспособления к среде, Т. для объяснения пути такого приспособления сформулировал закон «проб и ошибок»: пробы, случайно оказавшиеся удачными, в дальнейшем закрепляются, создавая видимость целесообразного поведения. Впоследствии этот закон был перенесен на человека (опыты Руггера). Работы Т. в сравнит, психологии способствовали разрушению традиции ант-ропоморфич. истолкования поведения животных и внедрению объективных методов исследования поведения. По сути дела Т. (без введения самих терминов) сконструировал осн. схему анализа поведения, характерную для бихевиоризма, хотя бихевиористы критиковали Т. за неполностью преодоленный субъективный подход. В совр. психологии (в т. ч. в сов. психологии, а также в работах Пиаже, Холла, Тол-мена и др.) показано, что закон проб и ошибок не выражает характерной для поведения направленности каждой пробы, ее включенности в определ. психич. структуру; в сущности, этот закон применим лишь к узкой сфере искусственно построенных ситуаций. Концепция Т. подвергалась критике также за ее механицизм.
|
|
Свои методы Т. применил для исследования обучаемости детей. Его осн. работа в этой области «Педагогическая психология» («Educational psychology», N. Y., 1903) оказала большое влияние на исследования обучения в США, в т. ч. и на совр. амер. концепции программированного обучения. Обучение трактовалось Т. как процесс приспособления индивида к среде, т. е. с биологич. позиций; центральным здесь был для него «закон эффекта» — зависимость упроче-