Умственные действия 277


адекватного обстоятельствам поведения), когда эти действия производятся в уме, без опоры на внешние средства или слышимую речь. У. д. могут быть на­глядными и понятийными, эмоциональными и познава­тельными и т.д., их отличит, признак составляет то и только то, что они выполняются во внутр. поле соз­нания. Второй обязательный (но уже не отличитель­ный) признак У. д. заключается в том, что субъект отличает то, что находится или происходит во внутр. поле сознания, от всего, что существует вне сознания. Процесс формирования У. д. можно схема­тически представить в виде пяти осн. этапов. Пер­вый — это образование «ориентировочной основы дей­ствия», в к-рую входят структура объекта или ситуа­ции (задачи) и план возможного действия (решения задачи). В дальнейшем этот сложный образ вместе с идеальными действиями по его применению становится «ориентировочной частью» нового действия, психоло-гич. механизмом управления им. Второй этап — фор­мирование самого действия, к-рое сначала (именно поскольку оно новое) начинается с внешней матери­альной формы; ее разновидностью является материа­лизованная форма — действие с моделями, черте­жами или письм. знаками. После достаточного осво­ения эта форма действия переносится в умств. план, но не прямо (это невозможно), а через посредство еще одной, речевой формы действия. В свою очередь ре­чевое действие предполагает выделение существ, звена — схемы предметной ситуации и самого дейст­вия. Только эту схему можно однозначно выразить речью и затем перенести — вместе с проблемной ситуа­цией (задачей) и действием — в самостоятельный речевой план (третий этап процесса), строящийся по нормам обществ, сознания и невозможный при его отсутствии (у животных, у человека в условиях пато­логии). Речевой план тоже сначала является внешним; внутренним он становится лишь в результате преоб­разования громкой, обращенной к др. человеку речи. Т. о., между планом материального (материализован­ного) действия и умств. планом располагаются отра­жающий «ручную практику» план восприятия с его более или менее явственной схематизацией и план речи как обществ, сознания.

В начале переноса в умств. план в нем полностью воспроизводится предыдущая громкоречевая форма действия. Какой бы она ни представлялась субъекту, на самом деле эта первая форма собственно У. д. яв­ляется поэтому не чем иным, как «внешней речью про себя» (четвертый этап процесса). Но затем осво­ение действия в умств. плане ведет к сокращению его обременительной и к этому времени уже стерео­типной собственно речевой стороны. В конце концов от речевого действия «в сознании» сохраняются толь­ко его речевые значения, но без прежней их члено­раздельности, к-рой они обязаны именно своей рече­вой основе. Из «внешней речи про себя» действие пере­ходит в собственно «внутреннюю речь», к-рая и состав­ляет последний, пятый этап формирования У. д. Тогда оно начинает представляться в самонаблюдении как неопредел, переживание некоего процесса, текущего автоматически, направленного на задачу, сопровож­даемого чувствами уверенности, сомнений, ошибоч­ности и т. д. («согласования-рассогласования» фактич. исполнения с образцом), но в самом течении не свя­занного с к.-л. сенсорными образами. Все это совпа­дает с психологич. характеристикой мысли, какой она прежде описывалась, и позволяет сделать заклю­чение, что в итоге этих превращений предметное дей­ствие получает форму мысли, становится мыслью об этом предметном действии. Объективно оно становится мыслью уже на уровне громкой речи, когда принимает форму суждения. Но тогда речевая оболочка представ­ляется еще настолько внешней, что выступает лишь как


сообщение о действии. Когда же сама речь перево­дится на положение того, что только «имеется в виду», тогда предметное действие уже и субъективно пред­ставляется «чистой мыслью». Теперь, управляя фор­мированием У. д., человек знает, что это лишь «явле­ние», и знает, какое земное содержание скрывается за его кулисами.

Т. о., поэтапное формирование У. д. раскрывает механизм возникновения конкретного психич. про­цесса. Этот механизм становится развернутой схемой объяснения многих психологич. явлений. Действие всегда направлено на определ. свойства объектов, и при каждом его применении наличие или отсутствие этих свойств устанавливается в постоянном порядке. Внешний стереотип этих свойств как «раздражителей» ведет к образованию динамич. стереотипа, к-рый, встречая в дальнейшем характерное сочетание своих раздражителей, сразу дает картину объекта со всеми этими его свойствами. Так возникают новые образы, чувственные и отвлеченные.

У нек-рых действий их исполнит, часть остается во внешнем поле: у физич. действий — в поле вещей, у перцептивных — в поле восприятия. Ориентиро­вочная же часть этих действий может проходить или обычную эволюцию У. д. или, минуя речь, оставаться идеальным «движением внимания» в поле восприятия.

Можно сказать, что уже в наст, время разные виды познават. деятельности получают объяснение из раз­ных задач и условий формирования идеальных, в частности У. д. Таким же путем можно подойти и к др. формам психич. деятельности, а также к анализу способностей и черт характера. В этом смысле форми­рование У. д. выступает не только как один из объек­тов психологич. исследования, но и как метод изу­чения др. психологич. процессов.

Этапы, проходимые при формировании действий и
понятий, не исчезают, а становятся скрытым основа­
нием каждой новой формы. Происходит наслаивание
последоват. форм действия и, т. о., за каждым «явле­
нием» оказывается «сущность», к-рая не предсущест-
вует, но образуется и, сложившись, действует как
специфич. механизм «явления». В этом процессе «яв­
ление» получает объяснение и функцион. оправдание,
т. к. выясняется, что оно образует наиболее совер­
шенную и экономную форму психологич. управления
поведением. Т. о., учение о формировании У. д. поз­
воляет преодолеть понимание психич. явлений как
лишенных собств. сущности эпифеноменов, истинные
механизмы к-рых приходилось искать за пределами
психологии, в порождающих физиологич. процессах
или в логико-математических отношениях отражен­
ных вещей. П. Гальперин. Москва.

Принципиальное значение процесса формирования У. д. было подчеркнуто Л. С. Выготским в учении о высших специфически общественных психич. функциях. Выготский указал, что последние образуются путем «врастания» речевых форм общения людей во внутр. план индивидуального созна­ния и превращения их через промежуточную форму «общения с самим собой» в собственно человеческие формы психич. дея­тельности. По мысли Выготского, в высших психич. функциях речь служит таким же орудием, как материальные орудия в процессе труда. В 30-е гг. в работах А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца и Л. И. Божович эти взгляды получили даль­нейшее развитие: на первый план была выдвинута идея дея­тельности, позволившая углубить представления о механизме У. д. Большое влияние на развитие концепции У. д. оказало выдвинутое И. П. Павловым положение о психике как ориен­тировке по отношению к исполнит, формам поведения. В тру­дах Запорожца, Д. Б. Эльконина и П. Я. Гальперина оно было расширено — ориентировочная деятельность стала раскры­ваться как функцион. характеристика психического. На этой основе была построена теория У. д., впервые изложенная Галь­периным («Изв. АПН РСФСР», 1953, т. 45). В рамках этой тео­рии поэтапное формирование У. д. рассматривается как осн. средство формирования и развития мышления.

Лит.: Гальперин П. Я., Развитие исследований по формированию У. д., в кн.: Психологич. наука в СССР, т. 1, М., 1959; его же, Психология мышления и учение о поэтапном формировании У. д., в кн.: Исследования мыш-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: