Японские пилоты, отличившиеся в небе Монголии

Халхин — Гол глазами зарубежных историков...

Японский истребитель Ki-27 — основной противник наших лётчиков в небе над Халхин — Голом.

В мае 1939 года произошёл Номонганский инцидент, известный также под названием боёв на Халхин — Голе. Причиной конфликта стала плохо определённая граница между Внешней Монголией и Манчжурией. Небольшая перестрелка быстро превратилась в полномасштабную, хотя и необъявленную, войну. 10 мая 1939 года племя монгольских кочевников пересекло реку Халхин — Гол, чтобы перебраться на новые пастбища. Но кочевников остановила и выпроводила обратно маньчжурская пограничная охрана. На следующий день монгольская кавалерия атаковала маньчжурские блок — посты, а спустя ещё 24 часа в дело вступили танки. Подобная провокация привела в бешенство командование Квантунской армии, и японцы двинули в Номонганскую равнину пехоту и авиацию.

----------------------<cut>----------------------

В ответ на подобные действия японцев Советский Союз в соответствии с советско — монгольским пактом о взаимопомощи, заключенным в 1936 году, перебросил к месту конфликта части 1-й Армии, дислоцированные прежде в районе Тамсак — Булак в 90 км к юго — западу от Халхин — Гола. Советскую пехоту поддерживали 2 истребительных полка, оснащённых самолётами И-15 и И-16, а также части бомбардировочной и разведывательной авиации.

Первая кровь пролилась в небе над Халхин — Голом 20 мая, когда 3 "Нейта" из 24-го сентая (командир — подполковник Кодзиро Мацумура) перехватили пару И-16, сопровождавших разведчик — биплан Р-5. В завязавшемся бою Р-5 был сбит, а оба И-16 ушли на север. Спустя 3 дня, несколько Ки-27 вступили в поединок с 6 И-16, после которого заявили 3 воздушные победы.

С каждым разом в воздушных сражениях с обоих сторон участвовало всё больше и больше самолётов. Японцы сконцентрировали в приграничной полосе 5 истребительных полков — все были оснащены Ки-27. Советские ветераны, которые уже не раз вступали в бой с японской морской авиацией, сражаясь в рядах китайских ВВС, теперь снова оказались лицом к лицу с японскими пилотами, на этот раз из армейской авиации.

26 мая впервые вступили в бой самолёты 11-го сентая — 9 Ки-27 завязали бой с группой И-16, сбив при этом, по данным японской стороны 9 поликарповских истребителей. Спустя 2 дня более чем 60 советских истребителей вылетели, чтобы нанести ответный удар, однако 18 Ки-27 из 11-го сентая потеряв одну машину одержали невероятное число побед — 42 (по японским данным). В действительности советская сторона потеряла всего 10 машин — завышение результатов в несколько раз стало обычным делом для японских лётчиков — истребителей, в том числе и для будущих известных асов...

22 июня более 100 советских истребителей пересекли Халхин — Гол и углубились на территорию Манчжурии. 11-й сентай опять смог выслать только 18 машин. Японцы заявили 47 воздушных побед, русские — 31, в действительности потери японской стороны составили 5 машин, а с советской — 11!

Пока части Красной Армии вели бои с япоцами на земле, над головами воюющих сторон разыгрывались грандиозные воздушные баталии. Японские и советские лётчики постоянно проявляли мужество. Часто случалось, что пилоты приземлялись на равнине, чтобы подобрать своих сбитых товарищей. Например 26 мая командир 70-го ИАП майор В. М. Забалуев был сбит над территорией Манчжурии и выпрыгнул из горящего самолёта с парашютом. Его ведомый — майор Сергей Грицевец — сумел приземлиться и под носом у японских пехотинцев, не обращая внимания на плотный винтовочно — пулемётный огонь, взлетел, взяв на борт своего командира.

Следует отметить, что советское командование использовало небе над Халхин — Голом и для испытаний новейших видов самолётов и авиационного вооружения: именно там впервые нашли применение бипланы И-153 "Чайка" с убирающимися шасси, И-16 с пушечным вооружением, реактивные снаряды РС-82 класса "воздух — воздух".

Поскольку события на земле разворачивались не в пользу японской стороны, командование Квантунской армии приняло решение нанести несколько ударов по целям, расположенным глубоко на территории противника. 27 июня 104 самолёта из 2-го Хикодана нанесли бомбовый удар по монгольской базе в Тамсак — Булак. Пока японские бомбовозы бомбили аэродром, в небо поднялось несколько десятков советских истребителей. В течение 30 минут в небе над Тамсак — Булаком шло сражение, в котором с обоих сторон участвовало более 150 самолётов. Отбомбившись, японцы вернулись на базу, потеряв 2 истребителя и 3 бомбардировщика. Однако только один бомбардировщик совершил вынужденную посадку на территории Монголии, а другой бомбардировщик, приземлившись поблизсти, подобрал экипаж!

На протяжении июля напряжённость в небе не уменьшилась, а наоборот возросла. Однако новые советские И-153 явно уступали японским Ки-27, поэтому несли потери. Советскому командованию становилось ясно, что эра бипланов окончательно ушла в прошлое. Тогда русские изменили тактику и начали проводить рейды группами И-16, причём пилоты получили указание не вступать в бой с Ки-27. Кроме того, в части начали поступать новые модификации И-16 (тип 12 и 17), вооружённые 20-мм пушками ШВАК и оборудованные бронеспинкой кресла пилота.

В августе 1939 года японцы с удивлением обнаружили, что им удаётся сбивать всё меньше и меньше советских самолётов, в то время как собственные потери неуклонно росли. Японское командование быстро определило, что причиной этого стала новая тактика советских пилотов. Кроме того, японские пилоты, совершавшие в день до 4-х боевых вылетов и более были на грани полного физического истощения. Сухопутные войска японцев также были изрядно потрёпаны в непрерывных боях. Поэтому стремясь спасти всё, что ещё было можно, Япония предложила Советскому Союзу заключить перемирие. Сталин, который в это время был больше озабочен проблемой оккупации Польши, охотно принял предложение японской стороны. Однако пока политики вели переговоры, лётчики продолжали сражаться. Последнее крупное сражение имело место 15 сентября 1939 года. С японской стороны в нём участвовали самолёты из 1-го, 11-го, 24-го, 59-го и 64-го сентаев. На следующий день перемирие было подписано и обе стороны прекратили огонь.

Как русские, так и японцы старались приумножить свои победы и приуменьшить свои потери. Например, советская сторона полагала, что уничтожила 650 японских самолётов (в действительности Япония потеряла 162 машины), а японцы утверждали, что им удалось сбить 1162 самолёта противника в воздухе и ещё 98 уничтожить на земле (действительные потери Советского Союза — 207 самолётов). Лучший японский ас — фельдфебель Хиромичи Синохара — заявил 58 воздушных побед, в то время как лучший советский лётчик — майор Сергей Иванович Грицевец из 70-го ИАП записал на свой боевой счёт более 10 японских самолётов, доведя его (с учётом боёв в Испании) до 42.

Номонганский вооружённый конфликт стал важной репетицией 2-й Мировой войны, японские пилоты армейской авиации смогли на собственном опыте узнать свои сильные и слабые стороны. Опыт боёв показал, что для успешной борьбы с противником, избегающим открытого боя, следует иметь более скоростные самолёты. Кроме того, вооружение японских истребителей составляли 7,7-мм пулемёты, которые был практически бесполезны против хорошо бронированных советских истребителей. А негерметизированные топливные баки Ки-27 делали японские истребители особенно чувствительными к пушечному огню советских самолётов. Радиооборудование на японских самолётах также было ниже всякой критики (однако, намного лучше чем на советских). Пожелания пилотов были учтены японскими самолетостроителями и через 2 года на вооружение японской армейской авиации поступил новый истребитель Накадзима Ки-43 "Хаябуса" (кодовое название "Оскар").

Японские пилоты, отличившиеся в небе Монголии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: