Психологические функции массовой коммуникации

1. Функция формирования массовой психологии и массы как субъекта социаль­но-политического действия является стратегической для массовой коммуника­ции. Это не зависит от того, в каких именно формах она будет осуществляться. Ос­тальные функции выполняют роль инструментов в решении основной задачи.

2. Интеграционно-коммуникационная функция связана с формированием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории.

3. Информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат для восприятия происходящего.

4. Социализирующе-воспитательная функция формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации.

5. Функция организации поведения стимулирует конкретные действия сформи­рованной массы в определенном направлении.

В данном случае нет необходимости специально расшифровывать связи психоло­гии и психологических функций массовых коммуникаций с PR-воздействием — они очевидны. Две последние функции особенно валены для коммуникатора, осуществляющего PR-воздействие. Для массы они не имеют принципиального значения. После реализации трех первых задач масса уже формируется как само­достаточная общность, которая сама может выбрать установки, ценности, ориен­тации и удобное для себя поведение. Фактически реализация этих функций со­здает готовое пространство для целенаправленного, ситуативного политического PR в узком понимании этого выражения.

Из сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, массовая коммуникация объективно является особым способом общения разобщенных индивидов, неиз­бежно способствующим их самоорганизации в массу. Это сфера политического PR, но это и предусловие его возникновения. Это мало зависит от коммуникатора, осуществляющего PR-воздействие, но создает условия для его деятельности.

Во-вторых, помимо объективной, вынужденной для коммуникатора функции формирования естественных масс (без этого нет массовой коммуникации как осо­бого феномена), массовая коммуникация может формировать и массы искусствен­ные. Это уже прямой PR — субъективный процесс, в основном зависящий именно от коммуникатора. Он происходит при осуществлении двух последних функций и связан с манипулированием образовавшимся массовым политическим сознанием.

Таким образом, феномен массовой коммуникации можно рассматривать с нескольких точек зрения. С одной стороны, это набор технических механизмов для воздействия на психику людей. Подчеркнем: новых технологических механиз­мов, опирающихся на известные механизмы превращения индивидуального созна­ния в сознание массовое. Готовность к массовой коммуникации неизбежно усили­вается у людей, «вырванных» из привычных условий социального взаимодействия. Масса как раз и представляет собой общность людей, по разным причинам «выбитых» из своих социальных ролей.

С другой стороны, феномен массовой коммуникации — далеко не только новые технологии, использующие старую психологическую основу. Помимо средств массового тиражирования и «доставки» сообщений до аудитории, это еще и новые содержательные компоненты психологического воздействия. Современный коммуникатор просто имеет удобные системы связи с многочисленной аудиторией — он трансформирует качественно иные сообщения, вызывающие не просто слепое подчинение и некритичное подражание. Феномен массовой коммуникации в новейших формах представляет собой принципиально новый этап в развитии массового сознания.

Наконец, с третьей стороны, массовые коммуникации — это, как правило, специально организованный процесс. Стержнем организованных массовых коммуникаций чаще всего является именно политический PR, какими словами это бы ни называлось.

Психологически новизна феномена массовой коммуникации заключается в том, го внешне сохраняется максимальная степень индивидуализации и свободы человеческого сознания. Для массовой коммуникации не нужны реальные контактные группы общения и взаимодействия. Все сидят по домам, и каждый имеет свободу выбора: смотреть ему или не смотреть телевизор, а если смотреть, то какой канал, но это — внешняя сторона. Внутренне, психологически, выбора нет. Абсолютное большинство населения смотрит телевизор (причем в основном одни и те же программы), слушает одно и то же радио, читает газеты (в основном одни и те же), кассовые коммуникации трансформируют «естественные» контакты в «технические». Вслед за массами «естественными» и «искусственными» возникает принципиально новый вид масс — «технические». Соответственно, в такой ситуации политический PR из разновидности пропаганды уникальности политика, партии ли организации превращается в техническое средство обеспечения политического процесса в определенном формате.

Формирование необходимых для этого социально-политических общностей, масс связывается с тремя специфическими массово-психологическими функци­ей средств массовой коммуникации. Во-первых, функция общей регуляции психодинамики общества. Во-вторых, функция интегратора массовых настроений. В-третьих, функция управления циркуляцией психоформирующей информации. Проще говоря, речь идет о психологической регуляции общества через интеграцию массовых настроений и контроль над не соответствующей этому информацией по своим функциональным задачам это и есть политический PR. Так по крайней мере сегодня видят свой идеал сторонники усиления влияния «четвертой власти» — средств массовой информации и PR-воздействия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: