1.Информация, по мнению некоторых философов, является категорией тождественной, равнозначной знанию: информация представляет собой знание, сообщения, сведения.
2. В качестве знания выступает не вся информация, а лишь та ее часть, которая преобразована и переработана субъектом познания. Информация не отрефлексированная субъектом познания не пропущенная через него не является знанием. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразится в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение.
В теории уголовного процесса при изучении вопроса о сущности уголовно-процессуального познания информация и знание рассматриваются как элементы ретроспективного познания.
А.А. Давлетов указывает, что информация представляет собой сведения сообщения, сигнал о факте, полученный от материальных объектов, которые сохранили следы факта в результате его отражения. Информация это средство, при помощи которого устанавливается факт. Критерием различия между информацией и знанием как элементами ретроспективного познания является, по мнению А.А. Давлетова, необходимость проверки имеющихся сведений с точки зрения их достоверности и достаточны. Субъект подходит к сведениям критически, изучает их как с качественной, так и с количественной стороны и завершает познавательный акт, только когда располагает достоверной и достаточной информацией. При этом «если мы удовлетворены увиденным, прочитанным, услышанным, т.е. восприняли это и можем его использовать, то у нас есть знание. Если же увиденное, прочитанное, услышанное нас не устраивает, вызывает сомнения, то мы располагаем информацией, но еще не имеем знания».
|
|
Специальные знания, таким образом, это, прежде всего, информация специального характера, воспринятая и переработанная субъектом познания. Объем специальных знаний субъекта познания постоянно пополняется в силу специфики его деятельности в том числе. Но субъект познания обладает определенным объемом знаний, или иначе интеллектуальным потенциалом и до момента начала приобретения специальных знаний.
Знания человека возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общие представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности. То есть, непосредственным компонентом человеческой деятельности знания не выступают, они регулируют и организуют ее. Знания и деятельность тесно переплетены. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна.
|
|
Структуру человеческой деятельности представляют как взаимосвязь внутренних и внешних компонентов. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы центральной нервной системы, психологические процессы и состояния (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь), к внешним – разнообразные движения, порождаемые ее практическим выполнением – умения, навыки, привычки.
Привычка – это непродуктивный компонент деятельности, негибкая, часто неразумная ее часть, которая осуществляется человеком механически и не имеет сознательной цели или продуктивного завершения. Привычка в силу своих особенностей не включается в структуру специальных знаний как основу деятельности сведущего лица в уголовном процессе
Навык
— упрочившийся способ выполнения действий. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками.
В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.
Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.
Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т. д. Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения. Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.
Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности.
Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение – мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.
Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Структуру умений составляют, навыки, операции и действия.
|
|
Умения делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.
Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности субъекта анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Практические умения выражаются в способности квалифицированно и эффективно выполнять сложные целенаправленные акты, воздействовать на материальный мир в процессе осуществления деятельности.
Опыт
В качестве понятия, которым охватываются вышеназванные аспекты человеческой деятельности, является опыт, который включает приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся в основном в процессе обучения, имеющие социальный характер.
Опыт заключается «в воспоминаниях о наблюдениях и воспринятых впечатлениях в течение известного периода кратковременной человеческой жизни».
Знания и опыт два неразрывно связанных элемента в структуре специального знания. Суждения только на основании опыта неполны.
Т.В. Аверьянова –. Знания и опыт обладают устойчивой взаимосвязью и даже взаимозависимостью: «…без соответствующих научных знаний, позволяющих, например, систематизировать полученные в процессе практической деятельности сведения в целях дальнейшего совершенствования своего профессионального уровня, субъект не может быть отнесен к разряду специалистов, обладающих специальными знаниями в полном смысле этого слова. Как, впрочем, и знания научных основ, приобретенные в процессе обучения, без опыта практической деятельности в данной ситуации также нельзя считать специальными знаниями в «должном» смысле».