Подхода

1.Информация, по мнению некоторых философов, является категорией тождественной, равнозначной знанию: информация представляет собой знание, сообщения, сведения.

2. В качестве знания выступает не вся информация, а лишь та ее часть, которая преобразована и переработана субъектом познания. Информация не отрефлексированная субъектом познания не пропущенная через него не является знанием. В процессе переработки информация должна приобрести знаковую форму или выразится в ней с помощью других знаний, хранящихся в памяти, она должна получить смысл и значение.

В теории уголовного процесса при изучении вопроса о сущности уголовно-процессуального познания информация и знание рассматриваются как элементы ретроспективного познания.

А.А. Давлетов указывает, что информация представляет собой сведения сообщения, сигнал о факте, полученный от материальных объектов, которые сохранили следы факта в результате его отражения. Информация это средство, при помощи которого устанавливается факт. Критерием различия между информацией и знанием как элементами ретроспективного познания является, по мнению А.А. Давлетова, необходимость проверки имеющихся сведений с точки зрения их достоверности и достаточны. Субъект подходит к сведениям критически, изучает их как с качественной, так и с количественной стороны и завершает познавательный акт, только когда располагает достоверной и достаточной информацией. При этом «если мы удовлетворены увиденным, прочитанным, услышанным, т.е. восприняли это и можем его использовать, то у нас есть знание. Если же увиденное, прочитанное, услышанное нас не устраивает, вызывает сомнения, то мы располагаем информацией, но еще не имеем знания».

Специальные знания, таким образом, это, прежде всего, информация специального характера, воспринятая и переработанная субъектом познания. Объем специальных знаний субъекта познания постоянно пополняется в силу специфики его деятельности в том числе. Но субъект познания обладает определенным объемом знаний, или иначе интеллектуальным потенциалом и до момента начала приобретения специальных знаний.

Знания человека возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных в сознании приводит к образованию представлений и понятий. В этих двух формах знания сохраняются в памяти. Как бы ни были общие представления и абстрактны понятия, главное их назначение — организация и регулирование практической деятельности. То есть, непосредственным компонентом человеческой деятельности знания не выступают, они регулируют и организуют ее. Знания и деятельность тесно переплетены. Знания поднимают деятельность на более высокий уровень осознанности, повышают уверенность человека в правильности ее выполнения. Деятельность без знаний невозможна.

Структуру человеческой деятельности представляют как взаимосвязь внутренних и внешних компонентов. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и процессы центральной нервной системы, психологические процессы и состояния (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь), к внешним – разнообразные движения, порождаемые ее практическим выполнением – умения, навыки, привычки.

Привычка – это непродуктивный компонент деятельности, негибкая, часто неразумная ее часть, которая осуществляется человеком механически и не имеет сознательной цели или продуктивного завершения. Привычка в силу своих особенностей не включается в структуру специальных знаний как основу деятельности сведущего лица в уголовном процессе

Навык

— упрочившийся способ выполнения действий. Деятельность будет выполнена квалифицированно, если человек овладел навыками.

В основе выработки навыка у человека лежат развернутые, осознанные действия. Особенностью образования навыков является их постепенная автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Конечно, в первоначальный период сознание контролирует движение, но по мере выработки навыка происходит постепенное отключение контроля сознания. Превращение действия в навык дает возможность высвободить сознание для решения более сложных задач деятельности. Таким образом, в любой деятельности овладение правильными приемами ее использования и выработка навыков является предпосылкой ее успешного выполнения.

Различают четыре вида навыков: двигательные, мыслительные, сенсорные навыки и навыки поведения.

Двигательные навыки включены в самые различные виды деятельности. Без выработки двигательных навыков невозможно воздействие на предмет труда, управление технологическими процессами, устная и письменная речь, передвижение в пространстве и т. д. Не меньшее значение имеют навыки мыслительной деятельности, выступающие как обязательные компоненты умственного труда. Важное место в умственной деятельности принадлежит навыкам распределения и концентрации внимания, наблюдения. Выработка сенсорных навыков лежит в основе развития чувствительности. Навыки поведения имеют большое значение в формировании особенностей личности. Они складываются на основе знаний о нормах поведения и закрепляются упражнениями. Навыки поведения лежат в основе привычных форм поведения. Когда человек овладевает каким-нибудь видом деятельности, то у него обычно вырабатывается система навыков, причем новые навыки накладываются на ранее сложившиеся, которые оказывают положительное или отрицательное влияние на формирование нового навыка.

Умением называют и самый элементарный уровень выполнения действий, и мастерство человека в данном виде деятельности.

Следует различать элементарные умения, идущие вслед за знаниями и первым опытом действий, и умения, выражающие ту или иную степень мастерства в выполнении деятельности, которая возникает после выработки навыков. Элементарные умения — это действия, возникшие на основе знаний в результате подражания действиям или самостоятельных проб и ошибок в обращении с предметом. Умение – мастерство возникает на основе уже выработанных навыков и широкого круга знаний.

Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Структуру умений составляют, навыки, операции и действия.

Умения делятся на несколько типов: двигательные, познавательные, теоретические и практические.

Двигательные включают разнообразные движения, сложные и простые, составляющие внешние, моторные аспекты деятельности. Познавательные умения включают способности связанные с поиском, восприятием, запоминанием и переработкой информации. Они соотносятся с основными психическими процессами и предполагают формирование знаний. Теоретические умения связаны с абстрактным интеллектом. Они выражаются в способности субъекта анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории, производить перевод информации из одной знаковой системы в другую. Практические умения выражаются в способности квалифицированно и эффективно выполнять сложные целенаправленные акты, воздействовать на материальный мир в процессе осуществления деятельности.

Опыт

В качестве понятия, которым охватываются вышеназванные аспекты человеческой деятельности, является опыт, который включает приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки, формирующиеся в основном в процессе обучения, имеющие социальный характер.

Опыт заключается «в воспоминаниях о наблюдениях и воспринятых впечатлениях в течение известного периода кратковременной человеческой жизни».

Знания и опыт два неразрывно связанных элемента в структуре специального знания. Суждения только на основании опыта неполны.

Т.В. Аверьянова –. Знания и опыт обладают устойчивой взаимосвязью и даже взаимозависимостью: «…без соответствующих научных знаний, позволяющих, например, систематизировать полученные в процессе практической деятельности сведения в целях дальнейшего совершенствования своего профессионального уровня, субъект не может быть отнесен к разряду специалистов, обладающих специальными знаниями в полном смысле этого слова. Как, впрочем, и знания научных основ, приобретенные в процессе обучения, без опыта практической деятельности в данной ситуации также нельзя считать специальными знаниями в «должном» смысле».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: