По признаку преимущественной направленности

определяется решение основных задач:

- Упр-ния с образовательной направленностью – формирование и

совершенствование знаний, умений и навыков.

- Упр-ния с воспитательной направленностью – совершенствование

интеллектуальных и морально-волевых качеств.

- Упр-ния с гигиенической направленностью – укрепление здоровья и

работоспособности.

- Комбинированные упр-ния - направлены на решение нескольких задач.

НЕУРОЧНЫЕ формы - это занятия, проводимые как специалистами, так и

самостоятельно.

К ним относят.

1. МАЛЫЕ формы:

- утренняя гимнастика;

- физкульт. пауза и физкульт. минутка;

- микро-пауза.

Эти формы занятий характеризуются невысоким уровнем нагрузок и

небольшой продолжительностью. Способствуют ускорению организма к

процессу врабатывания при переходе из состояния покоя к повседневной

деятельности.

2. КРУПНЫЕ формы:

- тренирующий характер (шейпинг, аэробика);

- оздоровительно- реабилитационный характер (походы).

Эти формы занятий характеризуются умеренной нагрузкой и большей

продолжительностью.

3. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ формы:

- эстафеты;

- соревнования.

Эти формы характеризуются четкой регламентацией проведения занятий

на основе существующих правил соревнований.

По форме руководства занятия проводятся:

-организованные;

-самостоятельные.

В зависимости от численности состава занятия м/б:

- групповые;

- индивидуальные.

По периодичности проведения занятия существуют:

- регулярные;

- эпизодические.

СТРУКТУРА учебно - тренировочного занятия.

Выделяют 4 части проведения учебно-тренировочного занятия.

1. ВВОДНАЯ часть = 5мин:

- создание рабочей обстановки;

- постановка задач на данное занятие;

- создание представления о содержании основной части.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть = 15-30 мин:

- общая разминка.

3. ОСНОВНАЯ часть = 70% от общего времени:

- изучение технических и тактических приемов;

- развитие и совершенствование Ф.качеств.

4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть = 5-10 мин:

- направлена на расслабление и восстановление организма после нагрузки.



Вопрос

ДВИЖЕНИЕ – изменение положения тела и его частей.

Отдельное движение является элементом Д.действия.

В процессе ФВ обучают различным Д.действиям и развитию способностей управлять своими движениями. При обучении Д.действиям ставится задача - довести до определенной степени совершенства Д.умения и навыка.

Этапы ОБУЧЕНИЯ движениям.

1этапознакомление, т.е. первоначальное разучивание движения.

2этап – углубленное разучивание и формирование Д.умения.

3этапформирование Д.навыка и достижение Д.мастерства.

При выполнении какого-либо Д.действия вначале возникает умение его выполнить.

Под Д. УМЕНИЕМ понимается такая степень владения Д.действия, которая

характеризуется сознательным управлением движением.

Дальнейшее совершенствование Д.действия при многократном повторении приводит к автоматизму его выполнения, т.е. умение переходит в навык.

Д. НАВЫК - это оптимальная степень владения действия высокой прочности

и надежности исполнения движений.

Выделяют жизненно необходимые навыки.

1. ХОДЬБА - способ передвижения.

В среднем человек ежедневно делает 1900 шагов(5-6 км).

За жизнь-150 тыс.км.

В зависимости от скорости различают ходьбу:

- очень медленную (2,5-3 км/ч) и медленную (3-4 км/ч);

- среднюю (4-5 км/ч);

- быструю (5-6 км/ч) и очень быструю (свыше 6 км/ч).

Оптимальная скорость при ходьбе у тренированного молодого человека

составляет 5-7 км/ч.

2. БЕГ - это способ ускоренного передвижения.

3. ПРЫЖКИ - способ преодоления препятствий.

4. ПЛАВАНИЕ - жизненно важное умение. Иногда возникает ситуация, когда

человеку необходимо просто продержаться на воде 3-5мин.



Вопрос

НАГРУЗКА - определяющая величина воздействия Ф.упр-ний на организм

человека.

Нагрузку рассматривают с двух сторон.

1. Внешняя сторона - определяется показателями нагрузки, характерными

внешними параметрами совершаемой работы, а именно:

а). Продолжительностью.

б). Объемом выполнения.

в). Количеством повторений.

2. Внутренняя сторона - определяется величиной физиологических

и биохимических сдвигов в организме, вызываемых упр-нием, а именно:

а). Степенью увеличения ЧСС.

б). Минутным объемом крови.

в). Потреблением кислорода.

Нагрузка существует:

1. Стандартной – одинаковой по своим внешним параметрам в каждый

момент выполнения упр-ния.

2. Вариативной (переменной) – изменяющейся в ходе выполнения упр-ния.

Величина нагрузки складывается из объема и интенсивности выполнения

упр-ний за одну тренировку или тренировочный цикл.

Под ОБЪЕМОМ понимают.

1. Длительность выполнения упр-ний.

2. Суммарноеколичество выполняемой работы (за одно занятие или месяц).

Например.

а). В упр-ниях циклического характера объем оценивают по

километражу;

б). В упр-ниях с отягощениями по количеству подходов;

в). В спорт. играх по количеству атакующих и защитных

действий.

ИНТЕНСИВНОСТЬ - это скорость выполнения определенного объема

нагрузки.

Чем выше интенсивность упр-ния, тем меньше возможный объем нагрузки.

Например.

а). Объем передвижения (в беге, плавание);

б). Темп игры (спорт.игры).

МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ – отношение времени, потраченного на

выполнение упр-ния к общему времени занятия.

Нагрузка имеет характер.

1. Непрерывный - когда при выполнении упр-ния отсутствует пауза

отдыха.

2. Прерывный (интервальный)- когда между упр-ями имеются интервалы

отдыха.

ОТДЫХ различают.

1. Пассивный - относительный покой и отсутствие активной Д.деятельности.

2. Активный - переключение на др. вид деятельности

Например.

а). В беге - спокойная ходьба.

б). В плавание - неторопливые движения в воде.

3. Смешанный - сочетание активного и пассивного отдыха.

Интервалы отдыха.

1. Полный - обеспечивает восстановление работоспособности до исходного

уровня, т.е. появляется чувство готовности к работе.

2. Неполный - очередное выполнение упр-ния приходится на период

не довосстановления работоспособности.

3. Экстремальный - очередное выполнение упр-ния совпадает с фазой

повышения работоспособности.

4. Длинный - очередная работа выполнена в тот момент, когда следы

предыдущего задания почти утрачены.



Вопрос

СПОРТ - это составная часть ФК, сложившаяся в форме соревновательной

деятельности, направленный на подготовку спортсменов

к соревнованиям.

Отличие спорта от ФК заключается в том, что в нем присутствует соревновательный компонент.

В мире сложились следующие ТИПЫ спорта.

1. Спорт ВЫСШИХДОСТИЖЕНИЙ - Олимпийские игры, чемпионаты

и кубки Европы, Мира.

2. МАССОВЫЙ спорт - стимул для повышения Д.активности человека и факт

участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет значение

для самого участника, как показатель его Ф.подготовленности.

3. ДЕТСКО - ЮНОШЕСКИЙ спорт - подготовка юных спортсменов с

переходом в спорт высших достижений. Большую роль этот спорт играет

по предупреждению негативных явлений подрастающего поколения.

4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ спорт (коммерческий) - базируется на получение

вознаграждения (зарабатывание денег). Их деятельность определена

законодательно.

5. Спорт ВЕТЕРАНОВ - тем, кому за 35.

6. ИНВАЛИДНЫЙ спорт (адаптивный) - содействует инвалидам испытывать

чувство радости, полноты жизни и владение своим телом.

ВИДЫ спорта различают по признаку соревновательной деятельности.

Объединяются в группы.

1. Л/а, гимн., спорт. игры, бокс и др.

2. С техническимисредствами (мотоциклетный, самолетный, яхты).

3. Все виды, связанные со спорт. оружием (стрелковые виды).

4. Модельно - конструкторский (авиамодели).

5. Абстрактно - игровые (шахм., шашки).

МАССОВЫЙ спорт дает возможность совершенствовать свои Д.умения и

навыки, а так же укреплять здоровье.

Цель занятий – активный отдых и продление долголетия.

Задачи.

1. Повысить функциональные возможности отдельных систем организма.

2. Повысить общую и профессиональную работоспособность.

3. Регулярные занятия и тренировки.

Спорт ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ (большой спорт) - направлен на победу в

крупнейших спортивных соревнованиях.

Цель - достижение максимально возможных спортивных результатов.

Задачи.

1. Определить необходимый уровень достижения функциональных

возможностей организма спортсмена.

2. Освоение и совершенствование техники и тактики в избранном виде спорта.

Вопрос

При регулярных самостоятельных занятиях Ф.упр-ями и спортом важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.

Наиболее удобная форма самоконтроля - ведение специального дневника.

Показатели самоконтроля условно можно разделить на группы.

1. СУБЪЕКТИВНЫЕ - к которым относят самочувствие, сон, аппетит,

умственная и Ф.работоспособность, а так же положительные и

отрицательные эмоции, т.е. настроение.

Самочувствие после занятий д/б бодрым, настроение хорошим.

Не чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления.

При ухудшении самочувствия, сна и аппетита необходимо снизить нагрузку. При повторных нарушениях самочувствия и наличие дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.

2. ОБЪЕКТИВНЫЕ.

а). Антропометрическиепоказатели: рост, масса тела, окружность грудной

клетки и крепость телосложения.

б). Функциональныепробы: ЧСС, АД, дыхание, ЖЕЛ, мышечная сила

и Ф.работоспособность.

Достоверным показателем тренированности является ПУЛЬС. Оценку реакции пульса на Ф.нагрузку проводят методом сопоставления данных ЧСС в покое

(до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить учащение пульса. Оптимальной нагрузкой является та, при которой пульс составляет 65-90%.

Если есть возможность, также измерять АД до и после нагрузки. В начале нагрузки максимально давление повышается, а затем стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15 мин.) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние.

Минимальное давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе повышается.

Величина пульса и минимального АД в норме совпадают.

Также важно произвести оценку функций ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.

При выполнении Ф.нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем, возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине Ф.нагрузки.

В норме, частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в мин. Важным показателем функции дыхания является ЖЕЛ - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина измеряется в литрах и зависит от пола, возраста, размера тела и Ф.подготовленности.

В среднем ЖЕЛ у Муж. 3,5-5л., а у Жен. 2,5-4л.

В ДНЕВНИКЕ самоконтроля регистрируются.

1. Антропометрические показатели и функциональные пробы.

2. Контрольные нормативы Ф.подготовленности.

3. Выполнение недельного Д.режима.

4. Отмечать случаи нарушения режима, т.к. они отражаются на общую

работоспособность.

Регулярное ведение дневника дает возможность определить:

а). Эффективность занятий.

б). Оптимальное планирование величины и интенсивности Ф.нагрузки.

Вывод.

Применяемые нагрузки должны соответствовать Ф.подготовленности и возрасту. Регулярные самостоятельные занятия не только улучшают здоровье и функциональное состояние организма, но и повышают общую работоспособность и эмоциональный тонус.



Вопрос

Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои Д.способности.

Для нормального функционирования всех систем организма нужен определенный минимум Д.активности.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ занятия - это занятия, которые проводятся во

вне-учебное время.

Формы самостоятельных занятий:

- УГГ;

- оздоровительно - рекреативные (поддержание вида деятельности: труда или

учебы);

- упр-ния в течениедня;

- спортивные;

- спортивно - прикладные;

- лечебные упр-ния.

Самостоятельные занятия можно проводить индивидуально или в группе

из 2-5 человек и более, а так же в любых условиях и в разное время.

Заниматься рекомендуется 3-4 раза в неделю по 1-1,5 часа. Менее двух раз в неделю занятия нецелесообразны, т.к. это не способствует повышению уровня тренированности организма.

Занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всех Ф.качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

Подбор упр-ний, объема и интенсивности нагрузки осуществляется в соответствии с силами и возможностями человека. Нагрузку на организм нужно повышать постепенно.

Любое самостоятельное занятие состоит из трех частей проведения, как и учебно-тренировочное занятие; подготовительной, основной и заключительной части.

В практике, наибольшее распространение самостоятельных занятий приобрели такие виды: как спорт. игры, различные виды фитнеса, оздоровительный бег, лыжные прогулки, плавание и многие др. виды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: