определяется решение основных задач:
- Упр-ния с образовательной направленностью – формирование и
совершенствование знаний, умений и навыков.
- Упр-ния с воспитательной направленностью – совершенствование
интеллектуальных и морально-волевых качеств.
- Упр-ния с гигиенической направленностью – укрепление здоровья и
работоспособности.
- Комбинированные упр-ния - направлены на решение нескольких задач.
НЕУРОЧНЫЕ формы - это занятия, проводимые как специалистами, так и
самостоятельно.
К ним относят.
1. МАЛЫЕ формы:
- утренняя гимнастика;
- физкульт. пауза и физкульт. минутка;
- микро-пауза.
Эти формы занятий характеризуются невысоким уровнем нагрузок и
небольшой продолжительностью. Способствуют ускорению организма к
процессу врабатывания при переходе из состояния покоя к повседневной
деятельности.
2. КРУПНЫЕ формы:
- тренирующий характер (шейпинг, аэробика);
- оздоровительно- реабилитационный характер (походы).
Эти формы занятий характеризуются умеренной нагрузкой и большей
|
|
продолжительностью.
3. СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ формы:
- эстафеты;
- соревнования.
Эти формы характеризуются четкой регламентацией проведения занятий
на основе существующих правил соревнований.
По форме руководства занятия проводятся:
-организованные;
-самостоятельные.
В зависимости от численности состава занятия м/б:
- групповые;
- индивидуальные.
По периодичности проведения занятия существуют:
- регулярные;
- эпизодические.
СТРУКТУРА учебно - тренировочного занятия.
Выделяют 4 части проведения учебно-тренировочного занятия.
1. ВВОДНАЯ часть = 5мин:
- создание рабочей обстановки;
- постановка задач на данное занятие;
- создание представления о содержании основной части.
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть = 15-30 мин:
- общая разминка.
3. ОСНОВНАЯ часть = 70% от общего времени:
- изучение технических и тактических приемов;
- развитие и совершенствование Ф.качеств.
4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть = 5-10 мин:
- направлена на расслабление и восстановление организма после нагрузки.
Вопрос
ДВИЖЕНИЕ – изменение положения тела и его частей.
Отдельное движение является элементом Д.действия.
В процессе ФВ обучают различным Д.действиям и развитию способностей управлять своими движениями. При обучении Д.действиям ставится задача - довести до определенной степени совершенства Д.умения и навыка.
Этапы ОБУЧЕНИЯ движениям.
1этап – ознакомление, т.е. первоначальное разучивание движения.
2этап – углубленное разучивание и формирование Д.умения.
3этап – формирование Д.навыка и достижение Д.мастерства.
При выполнении какого-либо Д.действия вначале возникает умение его выполнить.
|
|
Под Д. УМЕНИЕМ понимается такая степень владения Д.действия, которая
характеризуется сознательным управлением движением.
Дальнейшее совершенствование Д.действия при многократном повторении приводит к автоматизму его выполнения, т.е. умение переходит в навык.
Д. НАВЫК - это оптимальная степень владения действия высокой прочности
и надежности исполнения движений.
Выделяют жизненно необходимые навыки.
1. ХОДЬБА - способ передвижения.
В среднем человек ежедневно делает 1900 шагов(5-6 км).
За жизнь-150 тыс.км.
В зависимости от скорости различают ходьбу:
- очень медленную (2,5-3 км/ч) и медленную (3-4 км/ч);
- среднюю (4-5 км/ч);
- быструю (5-6 км/ч) и очень быструю (свыше 6 км/ч).
Оптимальная скорость при ходьбе у тренированного молодого человека
составляет 5-7 км/ч.
2. БЕГ - это способ ускоренного передвижения.
3. ПРЫЖКИ - способ преодоления препятствий.
4. ПЛАВАНИЕ - жизненно важное умение. Иногда возникает ситуация, когда
человеку необходимо просто продержаться на воде 3-5мин.
Вопрос
НАГРУЗКА - определяющая величина воздействия Ф.упр-ний на организм
человека.
Нагрузку рассматривают с двух сторон.
1. Внешняя сторона - определяется показателями нагрузки, характерными
внешними параметрами совершаемой работы, а именно:
а). Продолжительностью.
б). Объемом выполнения.
в). Количеством повторений.
2. Внутренняя сторона - определяется величиной физиологических
и биохимических сдвигов в организме, вызываемых упр-нием, а именно:
а). Степенью увеличения ЧСС.
б). Минутным объемом крови.
в). Потреблением кислорода.
Нагрузка существует:
1. Стандартной – одинаковой по своим внешним параметрам в каждый
момент выполнения упр-ния.
2. Вариативной (переменной) – изменяющейся в ходе выполнения упр-ния.
Величина нагрузки складывается из объема и интенсивности выполнения
упр-ний за одну тренировку или тренировочный цикл.
Под ОБЪЕМОМ понимают.
1. Длительность выполнения упр-ний.
2. Суммарноеколичество выполняемой работы (за одно занятие или месяц).
Например.
а). В упр-ниях циклического характера объем оценивают по
километражу;
б). В упр-ниях с отягощениями по количеству подходов;
в). В спорт. играх по количеству атакующих и защитных
действий.
ИНТЕНСИВНОСТЬ - это скорость выполнения определенного объема
нагрузки.
Чем выше интенсивность упр-ния, тем меньше возможный объем нагрузки.
Например.
а). Объем передвижения (в беге, плавание);
б). Темп игры (спорт.игры).
МОТОРНАЯ ПЛОТНОСТЬ – отношение времени, потраченного на
выполнение упр-ния к общему времени занятия.
Нагрузка имеет характер.
1. Непрерывный - когда при выполнении упр-ния отсутствует пауза
отдыха.
2. Прерывный (интервальный)- когда между упр-ями имеются интервалы
отдыха.
ОТДЫХ различают.
1. Пассивный - относительный покой и отсутствие активной Д.деятельности.
2. Активный - переключение на др. вид деятельности
Например.
а). В беге - спокойная ходьба.
б). В плавание - неторопливые движения в воде.
3. Смешанный - сочетание активного и пассивного отдыха.
Интервалы отдыха.
1. Полный - обеспечивает восстановление работоспособности до исходного
уровня, т.е. появляется чувство готовности к работе.
2. Неполный - очередное выполнение упр-ния приходится на период
не довосстановления работоспособности.
3. Экстремальный - очередное выполнение упр-ния совпадает с фазой
повышения работоспособности.
4. Длинный - очередная работа выполнена в тот момент, когда следы
предыдущего задания почти утрачены.
Вопрос
СПОРТ - это составная часть ФК, сложившаяся в форме соревновательной
деятельности, направленный на подготовку спортсменов
к соревнованиям.
Отличие спорта от ФК заключается в том, что в нем присутствует соревновательный компонент.
|
|
В мире сложились следующие ТИПЫ спорта.
1. Спорт ВЫСШИХДОСТИЖЕНИЙ - Олимпийские игры, чемпионаты
и кубки Европы, Мира.
2. МАССОВЫЙ спорт - стимул для повышения Д.активности человека и факт
участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет значение
для самого участника, как показатель его Ф.подготовленности.
3. ДЕТСКО - ЮНОШЕСКИЙ спорт - подготовка юных спортсменов с
переходом в спорт высших достижений. Большую роль этот спорт играет
по предупреждению негативных явлений подрастающего поколения.
4. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ спорт (коммерческий) - базируется на получение
вознаграждения (зарабатывание денег). Их деятельность определена
законодательно.
5. Спорт ВЕТЕРАНОВ - тем, кому за 35.
6. ИНВАЛИДНЫЙ спорт (адаптивный) - содействует инвалидам испытывать
чувство радости, полноты жизни и владение своим телом.
ВИДЫ спорта различают по признаку соревновательной деятельности.
Объединяются в группы.
1. Л/а, гимн., спорт. игры, бокс и др.
2. С техническимисредствами (мотоциклетный, самолетный, яхты).
3. Все виды, связанные со спорт. оружием (стрелковые виды).
4. Модельно - конструкторский (авиамодели).
5. Абстрактно - игровые (шахм., шашки).
МАССОВЫЙ спорт дает возможность совершенствовать свои Д.умения и
навыки, а так же укреплять здоровье.
Цель занятий – активный отдых и продление долголетия.
Задачи.
1. Повысить функциональные возможности отдельных систем организма.
2. Повысить общую и профессиональную работоспособность.
3. Регулярные занятия и тренировки.
Спорт ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ (большой спорт) - направлен на победу в
крупнейших спортивных соревнованиях.
Цель - достижение максимально возможных спортивных результатов.
Задачи.
1. Определить необходимый уровень достижения функциональных
возможностей организма спортсмена.
2. Освоение и совершенствование техники и тактики в избранном виде спорта.
Вопрос
При регулярных самостоятельных занятиях Ф.упр-ями и спортом важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
|
|
Наиболее удобная форма самоконтроля - ведение специального дневника.
Показатели самоконтроля условно можно разделить на группы.
1. СУБЪЕКТИВНЫЕ - к которым относят самочувствие, сон, аппетит,
умственная и Ф.работоспособность, а так же положительные и
отрицательные эмоции, т.е. настроение.
Самочувствие после занятий д/б бодрым, настроение хорошим.
Не чувствовать головной боли, разбитости и ощущения переутомления.
При ухудшении самочувствия, сна и аппетита необходимо снизить нагрузку. При повторных нарушениях самочувствия и наличие дискомфорта следует прекратить занятия и обратиться за консультацией к специалистам.
2. ОБЪЕКТИВНЫЕ.
а). Антропометрическиепоказатели: рост, масса тела, окружность грудной
клетки и крепость телосложения.
б). Функциональныепробы: ЧСС, АД, дыхание, ЖЕЛ, мышечная сила
и Ф.работоспособность.
Достоверным показателем тренированности является ПУЛЬС. Оценку реакции пульса на Ф.нагрузку проводят методом сопоставления данных ЧСС в покое
(до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить учащение пульса. Оптимальной нагрузкой является та, при которой пульс составляет 65-90%.
Если есть возможность, также измерять АД до и после нагрузки. В начале нагрузки максимально давление повышается, а затем стабилизируется на определенном уровне. После прекращения работы (первые 10-15 мин.) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние.
Минимальное давление при легкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряженной тяжелой работе повышается.
Величина пульса и минимального АД в норме совпадают.
Также важно произвести оценку функций ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ.
При выполнении Ф.нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем, возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине Ф.нагрузки.
В норме, частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в мин. Важным показателем функции дыхания является ЖЕЛ - объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина измеряется в литрах и зависит от пола, возраста, размера тела и Ф.подготовленности.
В среднем ЖЕЛ у Муж. 3,5-5л., а у Жен. 2,5-4л.
В ДНЕВНИКЕ самоконтроля регистрируются.
1. Антропометрические показатели и функциональные пробы.
2. Контрольные нормативы Ф.подготовленности.
3. Выполнение недельного Д.режима.
4. Отмечать случаи нарушения режима, т.к. они отражаются на общую
работоспособность.
Регулярное ведение дневника дает возможность определить:
а). Эффективность занятий.
б). Оптимальное планирование величины и интенсивности Ф.нагрузки.
Вывод.
Применяемые нагрузки должны соответствовать Ф.подготовленности и возрасту. Регулярные самостоятельные занятия не только улучшают здоровье и функциональное состояние организма, но и повышают общую работоспособность и эмоциональный тонус.
Вопрос
Организм человека развивается в постоянном движении. Сама природа распорядилась так, что человеку необходимо развивать свои Д.способности.
Для нормального функционирования всех систем организма нужен определенный минимум Д.активности.
САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ занятия - это занятия, которые проводятся во
вне-учебное время.
Формы самостоятельных занятий:
- УГГ;
- оздоровительно - рекреативные (поддержание вида деятельности: труда или
учебы);
- упр-ния в течениедня;
- спортивные;
- спортивно - прикладные;
- лечебные упр-ния.
Самостоятельные занятия можно проводить индивидуально или в группе
из 2-5 человек и более, а так же в любых условиях и в разное время.
Заниматься рекомендуется 3-4 раза в неделю по 1-1,5 часа. Менее двух раз в неделю занятия нецелесообразны, т.к. это не способствует повышению уровня тренированности организма.
Занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всех Ф.качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.
Подбор упр-ний, объема и интенсивности нагрузки осуществляется в соответствии с силами и возможностями человека. Нагрузку на организм нужно повышать постепенно.
Любое самостоятельное занятие состоит из трех частей проведения, как и учебно-тренировочное занятие; подготовительной, основной и заключительной части.
В практике, наибольшее распространение самостоятельных занятий приобрели такие виды: как спорт. игры, различные виды фитнеса, оздоровительный бег, лыжные прогулки, плавание и многие др. виды.