Писатель, разочаровавшись в высочайших идеалах демократии, приблизился в собственном мировосприятии к французским экзистенциалистам. Метафора айсберга, к которой он обращается, чтобы воссоздать правду жизни, становится для него чрезвычайно важной. То, что «видим над поверхностью воды», Хемингуэй лишает описательства, а точная фиксация событий становится основным принципом его прозы.
Новаторские художественные средства изображения у Хемингуэя:
• идея «точки зрения» — писатель создавал образ такого героя, который бы воспринимался очень реалистически и по жизненным убеждениям был максимально приближен к автору (пр. «Старик и море»);
• создание собственного «кодекса героя». Такими героями писатель считал профессиональных тореро, боксеров, охотников, которые придерживались правил: «Будь сильным, даже жестоким, умей ответить ударом на удар. Не жди от кого-то сочувствия, не ропщи на судьбу... Не подвергайся чувствам. Будь мужественным, честным, справедливым. Не нападай - обороняйся. Не пользуйся несовершенством, подлостью окружающего мира. В конце концов, отвечай неприятелю тем же самым, но не совершай против него происков и многое другое;
• обращение к образам-символам;
• сближение жанров романа и новеллы.
Хемингуэй также мастерски использовал достижения предшественников и современников, в частности психологизм прозы («поток сознания», принцип ассоциативности человеческой памяти, систему повторов и лейтмотивов).