Динамика подъема и опускания грузов кранами при переходных режимах работы механизмов

Динамические нагрузки, возникающие в процессе подъема или опускания груза, зависят от того, как производится подъем груза – «с веса» или «с подхватом».

В первом случае нагружения предполагается, что груз уже приподнят и статическая нагрузка на подъемный канатный полиспаст равна весу груза Qст.

Во втором случае нагружения предполагается, что груз лежит на опорном основании и канатный полиспаст не нагружен. Динамическая нагрузка возникает в период, когда к подъемному полиспасту и грузозахвату, движущемуся со скоростью подъема груза , будет приложен вес груза. При этом динамическая нагрузка будет:

где k - жесткость опорной конструкции.

4.1. Подъем груза «с веса» (рис. 4.1)

В данном случае систему конструкции крана можно свести к двухмассовой, заменив жесткость канатов Kп и жесткость конструкции крана Кк приведенной жесткостью

К = Кп.Кк/(Кп + Кк).

Рисунок 4.1 - Схемы динамического нагружения при подъеме груза «с веса»: а – в стреловом кране; б – в кране мостового типа; в - расчетная схема

Тогда упрощенную систему можно представить состоящей из двух масс: mр - массы ротора двигателя и приведенных к нему масс механизма подъема и mr - массы груза, связанных между собой упругим элементом с приведенной жесткостью k.

Для составления уравнений движения системы кран-груз применяем принцип Лагранжа, как наиболее универсальный. При перемещениях Xp массы mp и Xr массы mr кинетическая K и потенциальная П энергии составляют:

П=k(xp- xг)2/2.

Подставив данные выражения в уравнение Лагранжа, получим систему уравнений

(4.1)

где Тизб - избыточная сила двигателя.

Сделав в системе уравнений (4.1) несложные преобразования, получим уравнение в каноническом виде

(4.2)

где x = xp – xr; m = 1/mp+1/mr; p - круговая частота колебаний упругого звена.

Полное решение уравнения (4.2)

X = Qст + 2Tизб(1- cos pt) / (kmmp).

Максимальное усилие в упругом звене будет при cos pt = -1:

Pmax = k.x = Qст+ 2Tизб.mr/(mr+ mp).

4.2. Подъем груза «с подхватом» (рис.4.2)

В этом случае учитывают только жесткость конструкции крана Kk, т.е. массы крана mk и груза mr рассматривают как одну массу mк.г. (рис.4.2, в).

Рисунок 4.2 - Схема динамического нагружения при подъеме груза с подхватом: а - на стреловом кране; б - на кране мостового типа; в - расчетная схема одномассовой системы; г - то же, двухмассовой системы.

Применив принцип Лагранжа, получим уравнение движения

(4.3)

решение которого –

где прогиб конструкции от статической нагрузки; скорость подъема груза; круговая частота свободных колебаний.

Максимальная динамическая сила, действующая на грузозахват, будет при sin pt = -1:

Основная литература [1, c. 237…245]

Дополнительная литература [10, c. 147…151]

Контрольные вопросы:

1. Как представляют упрощенную динамическую систему кран-груз при подъеме груза «с веса»?

2. Напишите выражение для максимального усилия в упругом звене при подъеме груза «с веса».

3. По какой зависимости определяют максимальную динамическую силу, действующую на грузозахват крана при подъеме груза «с подхватом»?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: