Лекция #1

ЗАРЛИТ

10/09/12

17-18 века историки литературы называют первым периодом новой истории. Внутри этого периода они выделяют два этапа:

17 век - век контрреформации и абсолютизма; историко-литературный план, этап: барокко и классицизм, своего рода реакция на возрождение;

18 век – нарастающий кризис абсолютизма, который завершается великой французской революцией 1789 года; просвещение, литература которого представляет собой сложное динамическое целое, движущееся от классицизма 17 века к романтизму 19 века, дающее по ходу этого движение разные, но взаимопроникающие стилевые образования. Классицизм, рококо, сентиментализм, просветительский реализм (спорно).

Трудность: 17-18 века время интенсивного творческого развития, когда совершался переход от эпохи рефлективного традиционализма к новой неотрадиционалистской индивидуалистической эпохе. Терминология С.С. Аверинцева, который, в одной из своих статей, размышляя над проблемой построения универсальной исторической поэтики, выделяет три состояния культуры:

1) эпоха дорефлективного традиционализма: от глубокой древности до античной классики;

2) эпоха рефлективного традиционализма: от античной классики до середины 18 века (хотя симптомы ее конца замечаются раньше);

3) сер. 18 века - новая пострадиционалистская индивидуалистическая эпоха.

В процессе напряжённых творческих поисков (новых идей) в развитие литературы создавались не просто значительные произведения, но и такие произведения, которые были важнейшими вехами на пути развития историко-литературного процесса.

17 век на протяжении почти двух последующих веков был недостаточно признан в истории литературы. Положение изменилось в 20 веке, который как бы заново открывает для себя культуру 17 столетия. Эта культура 17 столетия оказывает на писателей и художников 20 столетия сильное влияние. Отсюда возникают такие термины, как неоклассицизм, необарокко. Критики постоянно пишут о влиянии, например, английского поэта 17 века Джона Донна, поэта-модерниста.

Искусство и литература 17 столетия становятся объектом оживлённой дискуссии. Проблемы литературы и искусства обсуждаются на многочисленных конференциях. Это относится в первую очередь к литературе барокко, но и не только. Именно на материале творчества Расина в 20 веке произошло становление французской новой критики. На основе изучения творчества Расина возникла полемика между традиционной критикой и новой критикой. В ходе этой полемики новая критика осознала себя как самостоятельное явление, то есть произошло важнейшее становление в области теоретической мысли 20 столетия французской новой критики.

Позднее один из представителей французской новой критики философ Ролан Барт писал об этой полемике следующее: " Творчество Расина было вовлечено во все сколько-нибудь существенные литературно-критические начинания, имевшие место во Франции за последние лет десять: к Расину обращалась социологическая критика в лице Люсьена Гольдмана, психоаналитическая - в лице Шарля Морона, биографическая - в лице Жана Помье и Реймана Пикара, глубинная психология - в лице Жоржа Пуле и Жана Старобинского; в итоге именно тот французский писатель, с которым наиболее связана идея классической ясности, парадоксальным образом оказался единственным, на ком сошлись все новые языки нашего века.”

Литература барокко

Кальдерон создавал свои произведения в рамках той драматургической системы, которую разработал Лопе де Вега, основу которой он сформулировал в своём трактате «Новое руководство к сочинению комедий».

Драматические: "Стойкий принц" Пастернак, "Жизнь есть сон" Бальмонт – философские драмы.

Трагедия чести: “Врач своей чести" Бальмонт/Корнеев – относится к трагедиям к чести.

Лопе де Вега "Новое руководство к сочинению комедий “о хрестоматии


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: