Цель:уменьшение напряжения, сокращение эмоциональной дистанции участников группы (временного коллектива), выработка умений выражать свои чувства, мысли, желания, лучше понимать другого человека.
Упражнения на сокращение эмоциональной дистанции
1. Разойтись с партнером на узком мостике.
2. Сесть на стул, занятый другим человеком.
3. Успокоить обиженного человека.
4. Выразить прикосновением свое отношение к другому человеку.
5. Передача чувства по кругу.
Упражнения на понимание чувств и состояний другого человека
1. «Разговор через стекло»: договориться о чем-либо с помощью жестов.
2. «Изобразить состояние», например: радость, гнев, обиду, сочувствие, ненависть и т.п.
3. «Изобразить психологические особенности» другого человека и себя: каков я есть, каким я был, каким я кажусь другим, каким хочу быть и т.п.
4. «Пантомима чувств»: понять, какое чувство хотел выразить другой человек.
5. «Вот он Я»: обратить на себя внимание группы.
Упражнения на формирование невербального поведения, взаимодействия с членами группы (коллектива)
1. «Преодоление трудностей»: все участники в пантомиме по очереди изображают, как они это делают.
2. «Запретный плод»: все по очереди показывают, как они ведут себя в ситуации, когда их желание расходится с внешними или внутренними нормами, - роль запретного плода играет любой предмет.
3. «Скульптор» - один из членов группы выступает в роли скульптора, т.е. придает членам группы позы, которые выражают его представление об их особенностях и их конфликтах.
4. «Чувства»: выразить (или понять) отношение к каждому члену группы.
5. «Мой отряд»: выразить или понять свое отношение к членам группы (коллектива), расставить их в пространстве. Физически расстояние характеризует степень эмоциональной близости.
Тренинговые упражнения,