Каким может стать предприятие в перспективе, и каким бы оно должно быть?

На эти вопросы должны быть получены обоснованные ответы. Совокупность ответов по существу является основой для бизнес-планирования деятельности предприятия.

Миссия предприятия. Процесс планирования начинается с определения миссии предприятия или его основной стратегической ориентации. Миссия – это генеральная цель предприятия, декларирующая то, чему оно хочет себя посвятить (какие потребности населения удовлетворить). Например, для высших учебных заведений миссия может быть определена примерно следующим образом: предоставление образовательных услуг высокого качества и на приемлемых условиях абитуриентам по их наиболее быстрой адаптации к работе в условиях рыночной экономики путём организации различных форм обучения и консалтинга, обеспечивая удовлетворение потребностей предприятий и организаций в высококвалифицированных специалистах, а также благосостояние работников, занимающихся предоставлением образовательных услуг.

Цели предприятия. После определения миссии необходимо сформулировать цели предприятия по каждому направлению деятельности: что хочет предприятие достигнуть, например, через год, через пять лет?

Цели предприятия обычно выражаются в конкретных величинах финансовых, экономических и других показателей, например, в увеличении торгового оборота, росте прибыли, увеличении доходов от инвестиций, увеличении доли существующего рынка или полный его захват, завоевании нового рынка, в выпуске и продвижении на рынок новых товаров и т. п. Приведенные цели могут быть поставлены в числе главных целей предприятия (1-ый уровень целей).

На основе главных целей могут быть сформированы основные цели и в случае необходимости дополнительные цели, которые на своём уровне (2-ой, 3-ий) будут конкретизировать или дополнять главные цели. В качестве основных и дополнительных целей обычно выдвигают следующие показатели: рост объёмов сбыта по видам товаров, повышение качества и конкурентоспособности отдельных товаров, расширение ассортимента товаров, сохранение лидерства по конкурентоспособности конкретных товаров, выбор новых или расширение старых каналов сбыта, снижение себестоимости и цены товара, выбор более эффективных способов продажи товаров, расширение и совершенствование предпродажного и послепродажного сервиса, использование новых средств рекламы и методов продвижения товаров на рынок и т.д.

Основные и дополнительные цели детализируются в конкретные цели или задачи, например: освоить новую технологию изготовления конкретного товара, провести работы по увеличению ресурса товара, повышению его экономичности, найти хороших специалистов по наружной рекламе, собрать информацию о конкретном конкуренте, открыть дополнительные пункты продажи товаров в конкретных населенных пунктах, подобрать торговых агентов высокой квалификации и т д.

В результате формируется «дерево целей», структура которого может быть представлена следующим образом (Рис.4.1):

Рис.4.1. Формирование «дерева целей»

При формировании «дерева целей» должны соблюдаться определённые принципы:

- иерархический: цели низшего уровня основываются на целях высшего уровня.

- временной: долгосрочные цели являются основой для выдвижения среднесрочных, а последние - краткосрочных или оперативных целей.

- функциональный: цели предприятия - это главные и основные, цели подразделений предприятия - это дополнительные и конкретные.

- сочетания: координациявременных и функциональных целей.

При определении целей рекомендуется использовать систему правил “SMART”, в соответствии с которой выдвигаемые цели должны быть:

Specific - конкретными,

Measurable - поддающимися оценке (измерению),

A greed upon - актуальными,

Realistic - реалистичными,

Trackable - контролируемыми.

Пример формирования целей:

Миссия предприятия – удовлетворение какой-либо из потребностей населения, например в мужской или женской верхней одежде и т.п.

Главная цель - увеличить товарооборот предприятия в будущем году на 20% по сравнению с предыдущим годом.

Основные цели - для достижения главной цели продвинуть конкретные товары предприятия на новые рынки в выбранных регионах, расширить старые каналы сбыта, использовать более эффективные способы продаж, существенно поднять эффективность рекламы товаров предприятия и т.д.

Конкретные цели - достигнуть определенных объёмов продаж по каждому из товаров предприятия на конкретных рынках, повысить эффективность рекламной компании конкретных товаров и т.д.

Временной масштаб целей существенно зависит от характера деятельности предприятия. Так, авиационные предприятия рассчитывают, что их проекты осуществляются около 10-12 лет, автомобильные - 5-7 лет. Салон средств мобильной связи надеется получить результаты уже по прошествии несколько месяцев.

Но независимо от вида деятельности предприятия при планировании нужно принимать во внимание множество различных факторов: это сильные и слабые стороны предприятия, его производственные и материальные ресурсы, конкуренцию, ожидания акционеров и т.д.

Анализ деятельности предприятия. После установления целей предприятия следует этап комплексного анализа его хозяйственной деятельности.

Чтобы разработать реальный план развития предприятиянеобходимо проанализировать его текущую деятельность и возможности. Направления анализа могут быть определены по функциональному признаку деятельности подразделений предприятия, например, по следующей схеме (Рис.4.2):

Рис.4.2. Направления анализа деятельности подразделений предприятия

В результате комплексного анализа деятельности предприятия следует получить обоснованные ответы на следующие вопросы:

- может ли предприятие достигнуть поставленных целей, опираясь только на имеющиеся возможности и ресурсы (технология, финансы, кадры, сырьё, энергия, информация) и действуя на имеющихся освоенных целевых рынках?

- какие имеются возможности у предприятия для получения дополнительных ресурсов с целью производства новых товаров или выхода на новые рынки, чтобы в результате достигнуть поставленных целей?

Бизнес-план. Результаты комплексного анализа позволяют сформировать конкретные цели по каждому направлению деятельности предприятия и выбрать стратегии их достижения. Достижение конкретных целей должно обеспечить выполнение главных целей предприятия (принцип «дерева целей»).

Продолжение схемы планирования имеет следующий вид (Рис.4.3):

Рис. 4.3. Продолжение схемы планирования деятельности предприятия

Таким образом, в результате анализа деятельности каждого подразделения предприятия должны быть разработаны планы достижения конкретных целей и выбраны стратегии по каждому направлению деятельности с оценками доходов и расходов и с детальным перечнем конкретных мероприятий на рассматриваемый период. Планы по направлениям координируются по срокам и по обеспечению производственными ресурсами, после чего объединяются в единый план развития предприятия - бизнес-план.

Рассмотрим одно из направлений этого плана - планирование маркетинга, с учётом взаимосвязей с другими разделами бизнес-плана предприятия.

Целесообразно вначале остановится на некоторых общих проблемах планирования, с которыми часто сталкиваются подразделения предприятия при определении своих целей и выборе стратегий их достижения.

Предположим, что главная цель, основные и дополнительные цели предприятия, ориентированные на его экономический рост, определены. Теперь возникает целый ряд вопросов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: