Философское и притчевое начало в романах У. Голдинга («Повелитель мух», «Шпиль»)

Уильям Голдинг (1911-1993) – англ. писатель, поэт, драматург, эссеист, лауреат Букеровской, Нобелевской премий. Голдинг стал широко известен после выхода романа "Повелитель мух" (На безлюдный остров в следствии катастрофы попадает группа мальчиков. В результате проведенных выборов руководителем данного общества был избран один из них - Ральф. Он стремится правильно и четко устроить жизнь на острове, с надеждой на дальнейшее спасение. Но это не нравится другому потенциальному лидеру - Джеку, который сам стремится руководить жизнью на острове, хотя его действия являются деструктивными по своей сущности. Поэтому на острове образуются два противоположных, по своему отношению к жизни, полюса. То есть - это небольшое общество детей начало поляризоваться)., в котором он поставил проблему, ставшую одной из ведущих во второй половине ХХ ст.: почему человек, объявляющий себя носителем культурного наследия цивилизации, в пограничных ситуациях мгновенно превращается в зверя, безжалостного и немилосердного.

Исследователи по-разному классифицировали жанр произведений У. Голдинга: «притча», «парабола», «философско-аллегорич. роман», отмечая, что его персонажи, как правило, вырваны из повседневности и поставлены в обстоятельства, где нет тех удобных лазеек, что существуют в обычных условиях. Сам писатель не отрицал притчевого характера своей прозы; более того, посвятил размышлениям на эту тему лекцию, прочитанную американским студентам в 1962 году [21]. Признавая свою приверженность мифотворчеству, он трактовал «миф» как «ключ к существованию, открывающий конечный смысл бытия и вбирающий в себя жизненный опыт целиком и без остатка» [22]HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%BB%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B3,_%D0%A3%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%8F%D0%BC"[17]. Исследователями отмечалось своеобразие «мира Голдинга»: его малонаселенность, нередко — замкнутость (остров в «Повелителе мух», участок первобытного леса в «Наследниках», одинокая скала посреди океана в «Воришке Мартине»). Именно пространственная ограниченность поля действия открывает автору «простор для моделирования разного рода экстрем. (пограничных — в экзистенциалистской терминологии) ситуаций», обеспечивая тем самым «чистоту опыта».

Сюжет «Повелителя мух» сводится к описанию того неизбежного процесса, в результате которого группа высаженных на необитаемом острове подростков, выходцев из среднего класса, постепенно превращается в дикарей. Их взаимоотношения из демократич., рационал. и нравств. становятся тиранич., кровожадными и порочными – дело доходит до первобытных обрядов и жертвоприношений. В символич. плане роман является скорее религиозной, полит. или психологич. притчей, нежели реалистич. повествованием. Иносказательный хар-р произведений Г. вызвал многочисл. критические споры. Некот. критики утверждали, что иносказание не только отягощает повествование, но является, кроме всего прочего, претенциозным, неуместным и натянутым. В 1961 г., проработав год в Холлинзколледже в Виргинии (США), Г. прекращает преподавательскую деятельность и полностью посвящает себя литературе. К этому времени он выпустил еще три романа – «Наследники», «Воришка Мартин» и «Свободное падение», а также пьесу «Медная бабочка».

«Повелитель мух». Подлинный шедевр мировой литературы. Странная, страшная и бесконечно притягательная книга. Книга, которую трудно читать – и от которой невозможно оторваться.

История благовоспитанных мальчиков, внезапно оказавшихся на необитаемом острове. Философская притча о том, что может произойти с людьми, забывшими о любви и милосердии. Гротескная антиутопия, роман-предупреждение и, конечно, напоминание о хрупкости мира, в кот. живем мы все.

По форме «Шпиль» сложнее и запутаннее предыдущих романов Голдинга: избранная им структура повествования отражает «глубокую путаницу понятий и размышлений, исканий и выводов автора». Роман насыщен многочисленными и многозначными символами и аллегориями, которые нередко вступают в противречие друг с другом.

Джослин, настоятель собора, управляет строительством 400-футового шпиля над собором, вопреки советам специалистов, прежде всего главного строителя, Роджера Мейсона, доказывающего, что основы фундамента недостаточный, чтобы удержать на себе конструкцию. Но Джослин убежден, что Бог избрал его чтобы он воздвиг шпиль и таким образом возвысил город, а горожан его приблизил к небу. Маниакальная одержимость Джослина своим проектом, его сексуальные фантазии и чувства вины, окончательно отрывают его от реального мира, мешает ему выполнять прямые обязанности и даже читать молитвы, погружают в мир видений и галлюцинаций. Джослин убежден в святости своего замысла, но движим гордыней, чего сам не осознает. Роман завершается серией трагических и печальных, отчасти загадочных происшествий. Церковные власти отстраняют его от должности и он поддается болезни, в то время как становится ясно, что шпиль, им недостроенный, уже готов рухнуть.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: