Историко-культурный и литературный процесс после 1945 года. Общая характеристика

2 Мир. Война и до и после – постреволюционный период. Установление коммунистического режима в восточной европе, победа нац-освобод. Движения – распад колониальных империй. 50 годы – социальная идеологическая позиция, спад романтического ореола восприятия вождей.

В целом, демократия опускает культуру до уровня массовой. Субкультура содействует подавлению культуры, индивидуального. Элитарная лит-ра постмодернизма, равнодушие к читателю. Массовая и элитарная лит-ра – два полюса литературы. Лит-ра – средство достижения цели, товар. Крайняя степень политизации лит-ры. Неоавангард – связан с новой молодежью, май 1968 – студенческие волнения в Париже. Волна терроризма. Деятельность «красных бригад», критика западной цивилизации и искусства. Уподобление лит-ры революционной практике. Разрушений языка – разрушение основного капитализма, опирались на традиции дадаизма. Вытеснение слова языком СМИ и компьютеров. Контркультура – агрессивная антикультура.

Отношение к «П. с.» в лит-ре после 2-й мир. войны 1939-45 неоднозначно. В разной степени усвоенная представителями французского «нового романа» (Бютор, Саррот), англ. романа «малой темы» (Э. Пауэлл, П. Х. Джонсон) и в опытах социально-психологического романа У. Йонсона и А. Андерша (ФРГ), эта школа, как вообще модернизм 10 - 20-х гг., встречает творческое опровержение в произведениях писателей-реалистов Ч. П. Сноу, Э. Уилсона, Ф. Мориака, В. Кёплена и др.

После 2-й мировой войны 1939-45 на Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, «новый роман», «конкретная поэзия», поэзия итальянской «Группы 1963», алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с буржуазным обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не буржуазным эстетическим концепциям, а лучшим демократическим и реалистическим традициям культуры, теории и практике искусства социалистического реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный хар-р, антисоциалист. направленность, пронизанную духом реакц. идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.

В театре 50-60-х гг. распространялись так называемые «хеппиненги», когда режиссер и автор переносят на сцену то, что есть в реальной жизни, причем в отдельных случаях актеры даже не знали друг друга в лицо до начала спектакля.

Как уже было сказано выше, одним из условий формирования зарубежной лит-ры этого периода явл. развитие нац. традиций. Воздействие эпохи на лит-ру, отражение ею противоречивых обстоятельств времени. Политизация и деполитизация в лит-ре и искусстве. Воздействие ускорения темпа жизни человека на худ. словесность. Коммерциализация искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: