Зритель

Общая характеристика и периодизация литературы XVII в.:
XVII век как время перехода, начало длительного периода Нового времени и относительно автономная, самостоятельная историко-литературная эпоха.
Основные исторические события эпохи -завершение буржуазной революции в Нидерландах, Тридцатилетняя война, Фронда, Английская буржуазная революция и т. д.
XVII век как век науки. Роль сомнения в процессе познания мира и человека в эту эпоху: сомнение – инструмент постижения действительности и результат этого постижения.
Изменение способа мышления в XVII веке: опора на зрение, а не на умозрение, не поиск ассоциативного сходства между явлениями, а установление тождества и различия, достоверного и вероятного в процессе экспериментально-опытного познания природы.

Французская литература XVII в.
Особенности социально-исторического развития Франции в XVII столетии: активный процесс централизации страны и его драматические перипетии на протяжении века. Бюрократизация общественной жизни, стремление к упорядочению культурной, духовной деятельности. Создание Французской Академии, стремление ее членов выполнять функции регламентирующего учреждения. Атмосфера критического обсуждения литературных новинок в периодике Франции, в кружках, салонах. Салоны мадам де Рамбуйе, М. де Скюдери и др.,
Специфика Фронды как широкого антиналогового общественного движения середины века, неоднозначного по своим политическим характеристикам

Понятие о классицизме и барокко:

Классици́зм (англ. classicism, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве конца XVII — начала XIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, идущие из философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (Аристотель, Гораций).

Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определенные признаки, смешение которых не допускается.

Классицизм в литературе

Основателем поэтики классицизма является француз Франсуа Малерб (1555—1628), проведший реформу французского языка и стиха и разработавший поэтические каноны. Ведущими представителями классицизма в драматургии стали трагики Корнель и Расин (1639—1699), основным предметом творчества которых был конфликт между общественным долгом и личными страстями. Высокого развития достигли также «низкие» жанры — басня (Ж. Лафонтен), сатира (Буало

), комедия (Мольер 1622—1673).

Баро́кко (итал. barocco — «странный», «причудливый»)

Барокко

В Испании нижняя граница – примерно 80 гг. 16 века, верхняя граница – 1880 – смерть Кальдерона. Столетие, однако. В 60-е годы начинается в Италии, в 80-е во Франции, в Германии 17 век – барокко с элементами классицизма, в Англии барокко типа не было, но барокко-маньеризм кончился с пуританскими войнами – повыбили любителей прекрасного. Первое идеологизированное искусство – текст не противоречит догматике. Первое массовое искусство. В том числе массовое издание текстов «для широкого круга» - благодаря изобретению книгопечатания. Искусство риторической эпохи. Примат общего над частным. Идеологизированность воспринимается как норма. Риторика – способ организации текста. inventio (выбор темы, со всеми поворотами), distibutio (заявление темы в начале, потом «аргументация», потом мораль), elocutio (украшательства, тем более необходимые, чем менее сильны аргументы – отсюда красоты есть признак сомнительности текста, простой текст – бесспорен).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: