Психоаналитические теории развития личности

Совершенно отличающейся от предыдущих концепций является психоалитическая теория, в центре внимания которой находится сфера чувств, влечений и фантазий. Концепция относится к психодинамическому направлению, где подчеркивается, что развитие – это результат реакций ребенка на жизненные проблемы. Основателем этого направления в психологии является Зигмунд Фрейд из Австро-Венгрии (1991).

В принципе, Фрейд был сторонником теории естественного развития, он считал, что психологические изменения обусловлены внутренними силами, в особенности – силами, связанными с процессами биологического созревания. Однако при этом Фрейд полагал, что процесс созревания организма порождает неуправляемую сексуальную и агрессивную энергию, которую общество должно обуздать. Таким образом, социальные силы также играют важную роль в его теории. Первое исследование Фрейда было посвящено истерии, он помог пациентке осознать глубоко скрытые мысли и чувства с помощью гипноза. Было обнаружено, что пациенты, страдающие истерией, подавляют свои желания и чувства, препятствуя их осознанию. При этом заблокированная энергия трансформируется в физические симптомы. В этом случае роль терапии заключалась в обнаружении и высвобождении эмоции, вытесненной в особую область психики – бессознательное. В работе с пациентами Фрейд в начале использовал гипноз. Он обнаружил, что гипноз может быть использован лишь в работе с некоторыми пациентами, и даже в этих случаях он приводит лишь к временному изменению. Вместо применения гипноза Фрейд разработал метод свободных ассоциаций, предполагающий, что пациент полностью перестает контролировать свой ум и сообщает обо всем, что приходит ему в голову, не пытаясь подвергнуть какому-либо упорядочиванию или цензуре возникающие у него мысли. Хотя метод свободных ассоциаций помогает открывать затаенные мысли и чувства, пациенты упорно сопротивляются применению данной техники, обходят тему, меняют ее. З. Фрейд назвал эти препятствующие свободному течению ассоциаций факторы сопротивлением, которое рассматривал в качестве свидетельства, что определенные желания пациента несовместимы с его этическими или личностными воззрениями, а, следовательно, данные желания должны быть подавлены

По мере развития своей теории Фрейд все больше приходил к выводу, что подобный внутренний конфликт характерен не только для пациентов, страдающих истерическими и другими невротическими симптомами. В каждом из нас присутствуют мысли и желания, существование которых мы не можем допустить. В случае невроза степень подавления и внутреннего конфликта достигает такой силы, что он становится неуправляемым, и в результате возникает невротический симптом. Такой внутренний конфликт, считает Фрейд, присущ человеческой природе. Постепенно продвигаясь в своих исследованиях, Фрейд также обнаружил, что сокровенные воспоминания пациентов ведут в их прошлое – в период детства. Его пациенты неоднократно рассказывали ему истории о том, как в период их детства родители совершали по отношению к ним безнравственные сексуальные поступки. Он пришел к выводу, что эти рассказы, должно быть, по преимуществу основаны на фантазиях пациентов. Дальнейшие раздумья привели его к тому, что фантазии могут управлять нашей жизнью, наши мысли и чувства имеют для нас такую же силу, как и реальные события.

В 1897 году Фрейд в круг своих исследований включил новое направление – самоанализ. Благодаря проведенному самоанализу после смерти отца Фрейд получил подтверждение своей теории детской сексуальности и сделал открытие, которое считал своим величайшим научным достижением – эдипов комплекс. В детстве у каждого ребенка развивается острое чувство соперничества с родителем одного с ним пола на почве привязанности к родителю противоположного пола. В тот период вывод о детской сексуальности, к которому пришел Фрейд, был неприемлем для большинства представителей научного сообщества. Многие считали, что сексуальность развивается не ранее подросткового возраста. Итак, сексуальные переживания присутствуют уже в детском возрасте. В сексуальные переживания были включены все источники физического удовольствия. В период детства сексуальные ощущения носят общий и расплывчатый характер. Сексуальность может выражаться в таких действиях, как сосание с целью получения удовольствия, демонстрация собственного тела или разглядывание тела другого человека, акт дефикации или его сдерживание, а также такие телодвижения, как покачивание, и даже акты жестокости, когда дети щиплются или кусаются. Фрейд обнаружил две причины, по которым столь разнообразные проявления можно считать сексуальными. Во-первых, такие действия являются для детей источником удовольствия. Во-вторых, Фрейд рассматривал многие формы детского поведения как сексуальные, поскольку они впоследствии появляются повторно уже в качестве взрослого сексуального поведения.

В своей теории Фрейд использовал для всех форм сексуальной энергии обобщающий термин либидо, а те части тела, в которых она концентрируется, назвал эрогенными зонами. Практически любая часть тела может являться эрогенной зоной, но в детском возрасте таких основных зоны три: это область рта, ануса и гениталий, Данные зоны одна за другой оказываются в центре внимания ребенка в соответствии с последовательностью стадий его развития. Первой зоной, на которой сосредотачиваются сексуальные ощущения ребенка, становится рот (оральная стадия). Затем анус (анальная стадия) и, наконец, область гениталий (генитальная стадия). Фрейд считал, что смена стадий происходит благодаря процессу созревания – обусловленному внутренними биологическими факторами. В то же время социальный опыт ребенка также играет в его развитии важную роль. Например, у ребенка, испытавшего сильную фрустрацию на оральной стадии развития, в течение длительного периода может проявляться особый интерес к предметам, имеющим отношение к области рта. На основании данного подхода З. Фрейд представил стадии психосексуального развития человека: оральную, анальную, фаллическую, латентную и генитальную.

Оральная стадия подразделяется на первую от рождения до 6 месяцев, и вторую от 6 месяцев до 2-х лет. В первые месяцы жизни ребенка сосание является жизненно важным актом, прежде всего потому, что оно обеспечивает питание младенца. Фрейд считал, что сосание также доставляет младенцу удовольствие, имеющее для него самостоятельную ценность. Именно поэтому младенцы любят сосать свой палец или какой-либо предмет, даже когда не голодны. Он называл сосание с целью получения удовольствия аутоэротичным. Аутоэротичная активность не заканчивается на оральной стадии, она присутствует и на других стадиях развития. Но Фрейд хотел подчеркнуть аутоэротичность на оральной стадии и этим самым отметить, насколько младенцы сосредоточены на собственном теле. Как и Пиаже, Фрейд считал, что мир младенца является «безобъектным» в первые 6 месяцев. Младенцы полностью зависимы от окружающих, они не осознают этого факта, поскольку не имеют представления о самостоятельном существовании других людей. Иногда Фрейд использовал для обозначения этого безобъектного состояния, характерного для раннего этапа жизни младенца, термин «первичный нарциссизм», Термин «нарциссизм» означает любовь к самому себе и образованой от имени персонажа греческой мифологии Нарцисса, влюбившегося в собственное отражение в воде. Термин «нарциссизм» точно передает мысль о том, что первоначально внимание младенцев направлено на внутренний мир и сфокусировано на собственном теле.

С 6-месячного возраста у младенцев начинает формироваться представление о других людях – о матери как о необходимом, но отдельном от него существе. Он испытывает беспокойство, когда ее нет рядом или когда на ее месте оказывается другой человек. В этот же период протекает другой важный процесс, связанный с развитием младенца – рост зубов и появление инстинкта кусания. У ребенка появляется смутное представление о том, что именно он является причиной того, что мать может его покинуть. Именно с этого момента жизнь ребенка начинает становиться все более сложной и проблематичной. Теперь, когда у взрослого человека возникают трудности, он неосознанно желает вернуться к оральной стадии развития, когда жизнь была такой простой и удобной. Это проявляется в фиксации ребенка на определенных моментах и о регрессии на ранние стадии развития. Фрейд считал, что у человека на любой стадии развития может развиться фиксация – сосредоточенность на проблемах и удовольствиях, характерных для более ранних стадий развития. Например, при фиксации на оральной стадии человека постоянно занимают вопросы, связанные с пищей, или он кусает какой-либо предмет, скажем, карандаш при работе, человек может пристраститься к курению или выпивке в связи с оральным характером удовольствия, получаемого от этого процесса. Фиксация является следствием чрезмерного либо удовлетворения, либо фрустрации потребности, соответствующей той или иной стадии психосексуального развития. Иногда люди не проявляют оральных черт в повседневной жизни, но затем они испытывают фрустрацию, и регрессируют к оральной фиксации. Маленький мальчик, внезапно почувствовавший, что он лишился родительского внимания после рождения сестры, может регрессировать к оральным формам поведения и снова начать сосать палец, что он к этому моменту перестал делать. Величина регрессии определяется и силой фиксации в детстве, и остротой фрустрации в более позднем возрасте. Если фиксация в детстве была сильной, достаточно даже относительно легкой фрустрации, чтобы вызвать оральную агрессию. С другой стороны, серьезная фрустрация может вызвать регрессию к более ранней стадии, даже если фиксация не была особенно сильной. Регрессии могут иметь место в жизни любого человека. Жизнь преподносит нам всем неприятности, и мы можем регрессировать к более ранним, инфантильным формам поведения, Однако регрессии носят временный характер.

На втором и третьем году жизни основным объектом сексуального интереса ребенка становится область ануса. Дети все больше обращают внимание на приятные ощущения, являющиеся следствием раздражения слизистой оболочки анальной области под воздействием работы кишечника. Приобретая по мере взросления контроль над мышцами сфинктера, ребенок может научиться сдерживать очищающие задний проход движения кишечника до самого последнего момента, тем самым, увеличивая давление на область прямой кишки и усиливая степень удовольствия от окончательного ее освобождения. Дети также часто проявляют интерес к продуктам своих усилий и испытывают удовольствие, трогая и обнюхивая собственные фекалии. Именно на этой стадии дети впервые сталкиваются с требованием отказаться от своих инстинктивных удовольствий, что является для них драматическим переживанием. Как только ребенок достигает соответствующего возраста, а нередко и раньше, родители пытаются приучить его пользоваться туалетом. При этом некоторые дети активно сопротивляются, намеренно пачкая свою постель. Они также могут выражать свой протест, становясь расточительными, неаккуратными и нечистоплотными – черты, которые могут сохраняться и в зрелом возрасте как проявления «анально-экспульсивного» характера.

Фрейд обратил внимание, что у некоторых людей вырабатывается чрезмерная забота о чистоте, порядке и стабильности. В противоположность детям, которые в ответ на требования родителей начинают сорить и пачкаться, они становятся образцово послушными, вырабатывая привычку к полному самоконтролю и отвращение к грязи или дурному запаху. В результате у них развивается компульсивная (навязчивая) потребность в чистоте и порядке. Характер таких людей иногда обозначают как «анально-компульсивный». Они тоже испытывают внутренний протест против любого проявления власти, не смея выражать его открыто. Вместо этого у них часто развивается пассивное упрямство, они следуют собственному расписанию, при этом заставляя ждать других. Они также могут стать скупыми и жадными.

Попытки приучить детей к туалету также вызывают у большинства детей чувство страха и протест, которые являются достаточно сильными, чтобы стать одной из причин фиксации. Обычно возникающие черты характера практически не оказывают заметного влияния на нашу жизнь, но могут приобрести ярко выраженный характер под воздействием стресса. Например, признаки компульсивного поведения могут проявиться у писателя, излишне обеспокоенного качеством своей работы. Он может оказаться не в состоянии закончить книгу из-за компульсивной потребности постоянно проверять и перепроверять свою рукопись в поисках ошибок.

В возрасте между тремя и шестью годами ребенок вступает в фаллическую, или эдипову стадию развития. Фрейд подробнее проследил эту стадию развития у мальчиков, назвав его эдиповым кризисом. Кризис начинается с момента проявления интереса мальчика к своему половому органу. Фрейд считает, что возникшие фантазии направлены на первичный объект его любви – на его собственную мать, в действительности не могут разрешиться положительно, так как он не может жениться на своей матери. На основе кризиса появляется эдипов комплекс: мальчик начинает рассматривать отца как соперника по отношению к матери. Кризис усугубляется тем, что мальчик не только завидует и ненавидит отца, но и любит его и нуждается в нем и испытывает сильное чувство страха перед желанием расправиться с ним. Как правило, мальчик находит выход из создавшегося положения путем подавления сексуальных желаний по отношению к матери, иными словами он глубоко прячет все сексуальные чувства к ней в бессознательном. Конечно, мальчик продолжает любить свою мать, но теперь он ограничивает проявление своей любви социально приемлемыми формами, испытывая к ней «сублимированную» – высокую и чистую любовь. Мальчик также преодолевает чувство соперничества по отношению к отцу за счет подавления враждебных чувств по отношению к нему, и все больше идентифицирует себя с ним. Вместо того чтобы бороться с отцом, он стремится стать похожим на него, и таким образом получает косвенное удовлетворение, ощущая себя взрослым мужчиной. Наконец, мальчик преодолевает эдипов кризис благодаря интернализации суперэго. Принимая родительские запреты, он формирует в своей психике внутреннюю надзирающую инстанцию, препятствующую проявлениям опасных желаний и импульсов. Формируется суперэго – совесть, внутреннйй голос, упрекающий и вызывающий в нас чувство вины за наши дурные мысли и поступки. Когда ребенок интернализует суперэго, он начинает критиковать себя, тем самым выстраивает внутренние защитные механизмы против запретных импульсов. Обычно мальчику удается найти разрешение эдипова комплекса в возрасте около 6 лет. Все переживания продолжают существовать в бессознательном. Угроза их прорыва в осознаваемую часть психики наступает в подростковом возрасте и оказывает значительное влияние на жизнь взрослого человека. Это влияние особенно сильно проявляется в двух областях – соперничестве и любви. Фрейд считал, что у девочек также существует комплекс, который он назвал комплексом Электры.

Выстроив прочную защиту от переживаний, связанных с эдиповым комплексом, ребенок вступает в латентную стадию, которая продолжается приблизительно от 6 до 11 лет. На этой стадии сексуальные и агрессивные фантазии глубоко скрыты в бессознательном. Фрейд считал, что подавление сексуальности на данной стадии является практически полным и затрагивает не только чувства и воспоминания эдиповой стадии развития, но также оральной и анальной. Сексуальные фантазии не слишком тревожат ребенка. Поэтому латентный период проходит относительно спокойно. Ребенок может перенаправить свою психическую энергию на конкретные социально приемлемые занятия, такие, как игры, спорт и интеллектуальная активность. В целом можно сказать, что в этот период способность детей к самообладанию и самоконтролю поднимается на новый уровень.

Однако при переходе в подростковый возраст стабильность, свойственная латентному периоду, исчезает. Бурный подростковый возраст, который начинается приблизительно в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков, обладает сексуальной энергией, присущей взрослому человеку. Переживания эдипова комплекса прорываются в сознательную часть психики, и молодые люди стремятся воплотить свои фантазии в жизнь. Главной задачей данного периода является задача эмансипации от своих родителей. Для мальчика это означает разорвать узы, связывающие его с матерью, и найти собственную близкую подругу. Он должен разрешить проблему соперничества с отцом и выйти из-под отцовского влияния.

Аналогичные задачи стоят и перед девочкой. Она также должна преодолеть зависимость от родителей и начать самостоятельную жизнь. В этот период, чтобы оградить себя от нежелательных импульсов и эмоций, подростки прибегают к защитным механизмам: аскетизму, интеллектуализации. В первом случае они стремятся отказывать себе в любых физических удовольствиях, во втором – переводят проблемы секса и агрессии в отвлеченный интеллектуальный план.

В структуре личности ид, эго, суперэго получают каждый развитие в разные периоды детства. Пока все потребности ребенка удовлетворяются, у него нет причин контактировать с реальностью, однако фрустрации имеют место в жизни каждого ребенка. Сначала дети пытаются снять напряжение путем фантазирования, но проходит время, и они должны удовлетворять свои потребности в реальном мире. Эго начинает функционировать, тогда когда Ид приводит в действие Эго. Получается, что Эго является слабой инстанцией, поэтому оно включает защитные механизмы, такие, как подавление или интеллектуализацию. Наиболее здоровым защитным механизмом является сублимация, посредством которой Эго десексуализирует энергию Ид и направляет ее на социально приемлемые формы поведения.

Бесспорно, что достоинство этой теории заключается в том, что она рассматривает человеческую личность во всей ее полноте: человек живет и в мире реальности, и в мире вымысла, раздираем противоречиями, способен мыслить и действовать рационально, несмотря на то, что им движут малопонятные силы и желания, выходящие за рамки его возможностей.

Последователи З. Фрейда пытались определить, какие внешние условия являются наиболее благоприятными для развития Эго. Внешние условия – это мир других людей. В ходе развития психоанализа была выдвинута проблематика межличностных отношений. Развитию зрелых межличностных отношений будут посвящены работы Э. Эриксона. Он остался верным основным положениям классического психоанализа.

Эрик Эриксон из Германии разработал теорию стадий, изучал детский психоанализ вместе с Анной Фрейд, изучал жизнь нормальных детей и их развитие в различных культурных средах. Наиболее значительным трудом Эриксона является книга «Детство и общество» (1993), в ней он описал свои восемь стадий жизни. Э. Эриксон разработал критерии, определяющие стадии психосоциального развития, в которых описываются качественные различия моделей поведения, выделяются общие проблемы, присущие каждой стадии. Стадии раскрываются в неизменной последовательности, являются культурно универсальными. Эриксон в своей теории вышел за рамки специфической сосредоточенности на телесных зонах, присущей Фрейду, и попытался вычленить общие проблемы в каждый из периодов, например на оральной стадии общей проблемой является чувство доверия. Каждая стадия в той или иной форме присутствует на протяжении всей жизни человека, достигает своего кризиса в определенное время и в определенном порядке. Последовательность стадий подчиняется внутренним законам развития, кризис возникает между созревшими внутренними структурами и социальным окружением, в котором находится ребенок.

Эриксон сознавал, что существует огромное различие между культурами, но люди обращают внимание на одни и те же проблемы. Одна из целей его работы было показать, как в разных культурах осуществляется подход к развитию ребенка на стадиях в зависимости от системы ценностей, признаваемых обществом.

В теории Эриксона используется понятие иерархической интеграции. Это означает, что более ранние структуры повторно интегрируются в новые, доминирующие структуры, например, на стадии юности молодые люди обретают новое чувство идентичности, они реорганизуют значительную часть своей личности в ходе определения доминирующих целей или плана жизни. Однако понятие иерархической интеграции относится не ко всем стадиям. К примеру, на стадии «автономия против стыда и сомнения» иерархической интеграции проблем не происходит. Новая стадия поднимает новые проблемы, оставляя предыдущую стадию на заднем плане в той же форме, в какой она была до этого. Тем самым понятие иерархической интеграции не характеризует развитие на всех стадиях Эриксона. В теории Эриксона, если человек живет достаточно долго, должен пройти через все стадии. Причина состоит в том, что человека заставляют переходить с одной стадии на другую биологическое созревание и социальные ожидания. Эти силы побуждают человека развиваться дальше согласно определенному временному графику независимо от того, добился человек успеха на предыдущих стадиях или нет. Возьмем, к примеру, мальчика, который оказался неспособным выработать чувство трудолюбия. Достигнув половой зрелости, он должен решать проблемы идентичности, пусть даже он в действительности к этому не готов. Из-за биологических изменений он испытывает беспокойство, вызванное приливом сексуальных чувств и стремительными изменениями, происходящими с его организмом. В то же время социальное давление заставляет его урегулировать проблемы ухаживания и начать думать о будущей профессии. Общество мало беспокоит то, что он до сих пор не уверен в своих навыках. У общества есть свой временной график, и к тому времени, когда молодому человеку исполнится 20 лет или около того, он почувствует на себе давление, подталкивающее его к выбору карьеры. С аналогичными трудностями он сталкивается на каждой новой стадии последовательно.

Фрейд не только описывал телесные зоны, он также рассматривал ключевые интеракции между детьми и значимыми окружающими людьми. Эриксон попытался сделать это более обстоятельно. На каждой из фрейдовских стадий он вводил понятия, которые постепенно ведут к пониманию наиболее важного, общего противостояния между ребенком и социальным миром. Стадии развития по Э. Эриксону:

1. Оральная стадия

На первой стадии основной зоной является рот, но эта зона также обладает модусом активности. Малыши осваивают внешний мир не только с помощью рта, но и глаз, а также тактильных ощущений, используя даже хватательный рефлекс. Во второй половине оральной стадии происходит прорезывание зубов и агрессивное кусание, к активному модусу хватания приспосабливаются органы слуха. Таким образом, модус кусания или хватания – активного вбирания является общим модусом, который описывает ключевой способ, с помощью которого Эго контактирует с миром.

Общая особенность стадии: базовое доверие против недоверия. Наиболее общая особенность каждой стадии заключается в общем противостоянии между зреющим Эго ребенка и социальным миром. На первой стадии малыши взаимодействуют с заботящимися о них людьми, которые следуют традициям ухода за детьми, присущим их собственной культуре. В этих интеракциях важно то, что малыши начинают обнаруживать определенную последовательность, предсказуемость и надежность в действиях своих опекунов. Когда они чувствуют, что родитель последователен и надежен, у них вырабатывается чувство базового доверия к нему. Альтернативой является ощущение недоверия, чувство, что родитель непредсказуем и ненадежен. Эриксон обращал внимание на то, что доверие зависит от собственной уверенности родителей, от их чувства, что они все делают правильно, что их поступки наполнены смыслом. Малыши также должны испытывать и недоверие, для того, чтобы учиться обоснованно доверять. Важно, чтобы по окончании этой стадии у младенцев был положительным баланс доверия относительно недоверия. В этом случае вырабатывается стержневое качество Эго – надежда. Надежда – это ожидание, что, несмотря на фрустрации, гнев и разочарование, в будущем произойдут позитивные события. Надежда позволяет ребенку двигаться вперед, вступая в мир, и не бояться новых трудностей.

2. Анальная стадия

На втором и третьем году жизни ребенка особое значение приобретает анальная зона. Ребенок может контролировать мышцы сфинктера, сдерживать и удовлетворять свои позывы по своему желанию. Базовыми модусами этой стадии являются задержание и выделение, удержание и отпускание. Эриксон считал, что эти модусы относятся не только к анальной зоне, а также к внешнему окружению, где они могут выполнять похожие действия с предметами, например, брать предметы и бросать их.

Общая особенность стадии: автономия против стыда и сомнения. Во время удерживания и отталкивания предмета, когда к нему пропадает интерес, дети упражняют свою волю, чувство автономии, далее этот процесс переходит и на другие отношения. Они выражают свою автономию в речи «мне» и «мое», в самостоятельном исследовании мира, более всего в одном единственном слове «нет», считая, что «да» означает полную потерю своей независимости. Когда дети уже могут контролировать себя в большей степени, общество, посредством родителей, решает, что пора учить их правильным манерам поведения. Родители приучают детей к горшку, заставляя испытывать стыд от неприятного и неподобающего анального поведения, правильно вести себя за столом, нормальному поведению. Дети противятся обучению, но, в конце концов, вынуждены подчиниться. В появлении автономии играет роль биологическое созревание, которое, приводит к тому, чтобы ребенок контролировал мышцы сфинктера, стоял на собственных ногах, пользовался руками. Стыд и сомнение, с другой стороны, идут от осознания социальных ожиданий и внешнего давления. Стыд – это такое чувство, когда человеку кажется, что он выглядит неподобающим образом в глазах окружающих. К примеру, маленькая девочка, которая намочила штанишки, приходит в смущение, обеспокоенная тем, что другие увидят ее в этом состоянии. Родители в некоторых культурных системах пытаются помочь ребенку в приобретении автономии. Они стараются ненавязчиво помочь ребенку научиться социальному поведению, не лишая ребенка независимости. Другие родители чрезмерно стыдят детей, когда у тех случается какая-то неприятность с кишечником, они высмеивают их попытки сделать что-то самостоятельно. В подобных случаях у детей может выработаться стойкое чувство стыда и сомнения, которое будет препятствовать их импульсивному стремлению к самоопределению. Если детям удается разрешить этот второй кризис позитивным образом, с преобладанием автономии над стыдом и сомнением, они выработают такое качество эго, как рудиментарная воля. Воля – это решимость осуществлять свободный выбор, а также сдерживать себя. Здесь основным действующим фактором является ребенок, а не внешние силы.

3. Фаллическая стадия

У детей между 3 и 6 годами зоной внимания являются собственные гениталии и половые органы других людей. Эриксон назвал основной модус этой стадии интрузией (вторжением) во все сферы человеческой деятельности. Интрузия осуществляется посредством всепоглощающего любопытства.

Общая особенность стадии: инициатива против вины. Инициатива подобна интрузии, подразумевает движение вперед. Инициативный ребенок строит планы, ставит перед собой цели и упорно стремится их достичь. Кризис возникает тогда, когда дети осознают, что их самые грандиозные планы обречены на неудачу. Конечно, эти амбиции носят эдипов характер – связаны с желанием обладать одним из родителей и соперничать с другим. Понимая, что первое невозможно сделать, ребенок интернализует социальные запреты – порождающее вину суперэго, чтобы держать подобные опасные импульсы и фантазии под контролем. Появляется новая форма самоограничения, в которой избыточная энергия и смелость индивидуума будут уравновешены самонаблюдением, самоконтролем и самонаказанием. На взгляд Эриксона, формирование суперэго представляет собой одну из величайших трагедий жизни у человека, так как оно душит смелую инициативу. Однако Эриксон замечал, что дети на этой стадии стремятся учиться и направлять свои амбиции на социально полезные цели. Родители могут облегчить этот процесс, уменьшая свою власть и разрешая детям участвовать вместе с ними на равных в разных интересных начинаниях. Тем самым родители могут помочь детям выйти из кризиса этой стадии с твердым чувством намерения, которое позволит наметить и осуществить достойные цели, которому не мешает чувство вины и запреты.

4. Латентная стадия

Латентный период продолжается от 6 до 11 лет. Эта стадия не связана с какой-либо либидной зоной, это период спокойствия и стабильности. Эта стадия значима для развития Эго, в ней дети овладевают важными когнитивными и социальными навыками.

Общая особенность стадии: трудолюбие против неполноценности. Дети овладевают навыками и приемами в той культурной среде, в которой они проживают. В примитивных обществах дети научаются ориентироваться на местности, находить пищу и изготавливать предметы обихода. В этих культурах научение проходит неформально, происходит под руководством детей старшего возраста. В современных технологических обществах дети посещают школу, где их заставляют осваивать интеллектуальные навыки – чтение, письмо и счет. Опасность на этой стадии заключается в том, что может возникнуть чувство неадекватности и неполноценности из-за неудач при обучении в классе или на игровой площадке. Иногда испытываемые трудности возникают из-за неуспешного разрешения конфликта на предыдущих стадиях развития. Учителя, оказывающие доверие ребенку, помогают ему преодолеть эти трудности. В любом случае успешное прохождение этой стадии ведет к качеству Эго, которое Эриксон назвал компетентностью. Компетентность – это непринужденное использование интеллекта и навыков при выполнении задач без помех со стороны избыточного чувства неполноценности.

5. Генитальная стадия

Согласно Зигмунду и Анне Фрейд огромная сексуальная энергия концентрируется, прежде всего, в генитальной зоне, и подростка снова беспокоят эдиповы фантазии. Подростку может оказаться трудно находиться со своими родителями. Основной задачей подросткового периода Эриксон считал появление нового чувства идентичности Эго, то есть нахождение себя и своего места в обществе.

Общая особенность этой стадии разрешение кризиса идентичности против спутанности ролей. Сильный прилив инстинктивных влечений, быстрый физический рост порождают чувство спутанности идентичности. Но молодых людей беспокоят не физический рост или сексуальные импульсы, а мысль, что они не выглядят должным образом в глазах окружающих или не оправдывают их ожиданий, они начинают волноваться по поводу своего будущего места в мире. Подростки сталкиваются с бесчисленными вариантами и альтернативами, которые им предлагает общество. Они стремятся, во что бы то ни стало идентифицировать себя с какой-либо группой. Они демонстрируют преданность группе, став нетерпимыми и жестокими к тем, кто на них не похож. Молодые люди ищут ценности, которым они могут быть верны, принимая ценности группы, связывая себя с политическими или религиозными идеологиями. Процесс формирования идентичности продолжается всю жизнь, он формируется посредством идентификаций. Мы идентифицируем себя с теми, кто нас привлекает, не обязательно осознавая это. Идентичность каждого человека – это синтез многих частных идентификаций. Чувство идентичности вырабатывается посредством собственных достижений. Способность стоять, ходить, бегать, играть в мяч, рисовать, читать и писать – все это вносит вклад в чувство идентичности Эго. Человек начинает смотреть на себя как на человека, который может совершать эти действия. Подобные достижения становятся частью позитивного и долговременного чувства идентичности в том случае, если они принимаются обществом. Несмотря на то, что формирование идентичности продолжается всю жизнь, своего кризиса оно достигает в юности. Задача молодых людей – определить для себя центральную перспективу и направление, что складывается из наработок детства и надежд, связанных с предвосхищением зрелости. Формирование идентичности в основном бессознательный процесс. Принять какие-либо обязательства на себя очень трудно, поэтому юноши и девушки иногда объявляют психосоциальный мораторий, берут «тайм-аут» для обретения себя. В этот момент они могут испытывать ощущение изоляции, чувство, что они неспособны найти смысл в каком-либо виде деятельности и просто плывут по волнам жизни. Подросток часто откладывает принятие на себя обязательств из-за внутренней потребности избежать предопределения идентичности и преждевременного принятия ограниченных социальных ролей. Поиск идентичности может быть мучительным, но он способен привести, в конце концов, к некой высшей форме интеграции и к подлинным социальным новшествам. Таким образом, основная задача юноши или девушки – найти путь в жизни, которому они могут быть постоянно преданными. Борьба на этой стадии ведет к такому новому качеству Эго, как верность, к способности выполнять свободно взятые на себя обязательства.

6. Молодость

Эриксон первым из фрейдистов и теоретиков развития предложил независимые стадии для взрослой жизни. Подросток сосредоточен исключительно на себе, а в молодости развивается способность любить и заботиться о других.

Особенностью данного периода является преодоление кризиса достижение близости против изоляции. Реальная близость возможна лишь тогда, когда обретено чувство идентичности. На истинную взаимность с другим человеком способен только тот, кто уверен в своей идентичности. Если люди неспособны достичь подлинной взаимности, они испытывают чувство, соответствующее противоположному полюсу этой стадии – изоляцию. Эриксон обратил внимание, что некоторые молодые люди женятся до того, как обретут чувство идентичности. Они надеются, что смогут найти себя в браке. Подобные браки редко оказываются успешными. Партнеры рано или поздно начинают чувствовать себя связанными своими супружескими и родительскими обязательствами. Они начинают жаловаться на то, что другие не дают им возможности развиваться. Эриксон заметил, что изменение в супруге в этом случае редко помогает, пока супруг не стал самим собой. Как фрейдист Эриксон говорил о значимости сексуальной близости между супругами, но истинную близость он обозначил готовностью делиться друг с другом и совместно регулировать все важные аспекты свой жизни. Так как люди различны в сексуальных и других отношениях, неизбежно наличие определенного антагонизма между партнерами, который ведет к периодической изоляции. Однако в идеале близость сильнее. Если это так, тогда у молодых людей развивается такое качество Эго, как зрелая любовь, взаимная преданность, навсегда устраняющая антагонизмы между ними.

7. Зрелость

Как только два человека достигают определенной степени близости, их интересы

выходят за рамки того, что волнует лишь их двоих. Они начинают беспокоиться о воспитании следующего поколения. Они вступают в стадию разрешения кризиса генеративности против поглощенности самим собой истагнации. Генеративность – это широкий термин, который относится не только к произведению на свет детей, но также к созданию вещей и идей посредством своей работы. Эриксон сосредоточил внимание преимущественно на первом аспекте – рождении детей. Один факт наличия в семье детей, конечно, не является гарантией генеративности. Родители должны делать нечто большее, а именно защищать и направлять детей. Это означает, что родителям часто приходится жертвовать удовлетворением собственных потребностей. Они должны преодолевать соблазн потакать своим прихотям, который ведет к непродуктивной стагнации. Если им удается позитивно справиться с этим конфликтом, они развивают такую способность, как забота о следующем поколении. Некоторые люди вырабатывают генеративность и заботу, не имея собственных детей. Они учат и направляют следующее поколение, работая, например, в образовательных учреждениях. Они должны справиться с определенной фрустрацией, особенно это касается женщин, чей организм создан для вынашивания и выкармливания потомства. С другой стороны, встречается множество людей, которые женаты, но не обретают генеративности. Эти люди больше озабочены собственными потребностями, чем нуждами своих детей. Причинами неспособности развития на этой стадии являются, например, собственное детство родителя, которое было настолько бессодержательным или фрустрирующим, что он не может понять, как можно сделать нечто большее для своих детей. В других случаях трудности связаны с культурой общества, в котором проживает человек.

8. Старость

Старость характеризуется в литературных источниках тем, что пожилые люди должны справиться с рядом физических и социальных утрат. Они утрачивают физическую силу и здоровье, теряют работу и значительную часть дохода после выхода на пенсию, и, с течением времени, теряют супругов, родственников и друзей. Мучительно и то, что они сталкиваются с неизбежной утратой статуса.

Эриксон вместо этого сосредоточил свое внимание на внутренней борьбе этого периода – борьбе, которая связана с мучительными чувствами, но обладает потенциалом для внутреннего роста и мудрости. Он назвал эту борьбу целостность эго против отчаяния. Старые люди анализируют свою прожитую жизнь. В процессе этого они переживают отчаяние – чувство, что жизнь была не такой, какой она должна была быть, но теперь время ушло и нет возможности опробовать альтернативные стили жизни. Когда старый человек сталкивается с отчаянием, он пытается обрести ощущение целостности Эго. Целостность Эго включает в себя ощущение неизбежной упорядоченности прошлого и приятия своей жизни. Целостность – это чувство, которое выходит за рамки «Я» и даже за пределы национальных и идеологических границ. Эриксон указывает на внутреннюю борьбу, которую мы склонны упускать из виду, когда смотрим на старых людей. Эта внутренняя борьба превращает старого человека в своего рода философа, и из этой борьбы произрастает такое качество Эго, как мудрость. Мудрость может быть выражена многими способами, но она всегда отражает вдумчивую, обнадеживающую попытку найти ценность и смысл жизни перед лицом смерти.

Очень немногие ученые занимались развитием человека во взрослые периоды жизни. Одним из таких был Карл Густав Юнг из Швейцарии. Юнг был не согласен со многими сторонами теории Фрейда, в особенности с тенденцией сводить все бессознательные движения к сексуальным побуждениям. Юнг считал, что бессознательное содержит в себе много видов стремлений, включая религиозные и духовные. После разрыва с Фрейдом он с помощью сновидений и фантазий отправился в наводящее ужас путешествие внутрь себя. На каждом уровне он встречал архаичные символы и образы, он общался с демонами и приведениями и странными фигурами из далекого исторического прошлого. В этот период семья и профессиональная деятельность служили главной его опорой во внешнем мире. Постепенно он понял конечную цель своих внутренних поисков – он начал рисовать символические геометрические композиции, состоящие из кругов и квадратов, он назвал их мандалами. Эти рисунки представляли основополагающее единство, или целостность, путь к центру его бытия. Подтверждение всему этому эксперименту он получил через 8 лет, когда ему приснилась необычного вида мандала, похожая на китайскую. А спустя год он получил книгу, где рассматривалась именно эта мандала, оказавшаяся символом единства жизни. Собственный опыт являлся частью универсальных бессознательных поисков психической целостности. Он изучал мифы и искусство различных культур и находил в них выражение универсальных бессознательных проблем и стремлений.

Помимо проблемы бессознательного К. Г. Юнг разработал теорию личности, охватывающую различные системы ее функционирования и развития. Составляющие структуру личности: эго, персона, тень анима и анимус, личное бессознательное, коллективное бессознательное. Эго соответствует сознанию, включает понятие о внешнем мире, также осознание самих себя. Персона, имидж, который мы создаем для внешнего мира. Характер персоны меняется в зависимости от ролей, которые берет на себя человек, общаясь с коллегами по работе, со своими детьми. Для того чтобы эффективно взаимодействовать с другими людьми, надо развивать эту часть личности, но не до такой степени, чтобы нарушить сбалансированность личности и ее глубинные слои. Тень состоит из тех свойств и ощущений, в которых мы сами себе не признаемся. Это оборотная сторона нашего эго или имиджа. В большинстве случаев тень состоит из отрицательных черт, так как она противоположна нашему положительному образу самого себя. Но когда наш сознательный образ негативен, тень может быть и положительной. Позитивна тень или негативна, для человека очень важно войти с ней в соприкосновение. Понимание природы своей тени – первый шаг к самопознанию и интеграции различных сторон своей личности.

В человеке существует женская и мужская стороны личности. Женская сущность включает в себя способность заботиться, воспитывать, чувствовать искусство и природу. Мужская сторона включает логическое мышление, героическое самоутверждение. Социальное воздействие на человека вынуждает женщин развивать женскую сторону, а мужчин – мужскую. В результате «другая сторона» оказывается подавленной и слабой. Но пренебрегаемые аспекты личности не исчезают, а остаются активными и находятся в бессознательном. У мужчин женская сторона личности проявляется в снах и фантазиях как анима, у женщин – это анимус. Юнг полагал, что бессознательное делится на два уровня. Первый уровень – это личное бессознательное, которое содержит тенденции и чувства, вытесненные нами в течение нашей жизни. Большая часть тени относится к личному бессознательному. Она может включать, например, нежные чувства мужчины к своему отцу, которые он, будучи ребенком, вынужден был подавить. Анима и анимус также частично, но не полностью, располагаются на этом уровне бессознательного. Женщина может подавить в себе образ отца – соблазнительного мужчины, и эти впечатления затем добавляются к ее анимусу и оседают в личном бессознательном. Более глубокий психологический уровень – это коллективное бессознательное, унаследованное от предков и общее для всех представителей человечества. Коллективное бессознательное состоит из присутствующих в человеке от рождения движущих сил и организующих тенденций, которые Юнг назвал архетипами. Мы не можем непосредственно воспринимать архетипы, но можем узнать их через архетипические образы, появляющиеся в мифах, произведениях искусства, снах и фантазиях людей по всему миру. Через эти образы люди пытаются выразить свои глубинные внутренние томления и бессознательные тенденции. Сюда входят образы Великой Матери, старой мудрой женщины, старого мудреца, животных, воскресения, смерти, ведьмы, Бога и другие. Архетипы влияют также на развитие других частей личности. В различных культурах архетипические типы выражаются по-разному, но всегда и везде люди находились под сильным впечатлением этих образов, восхищались и пленялись ими. Наиболее важный архетип – это архетип самости, нашего бессознательного стремления к уравновешенности относительно центра, целостности и осмысленности. Люди во всем мире выражают это стремление рисованием мандал – фигур, в которых все стороны находятся в совершенном равновесии вокруг центральной точки. Самость проявляет себя в наших поисках Бога, являющегося символом целостности и окончательного смысла. Ни один из людей полностью не реализует самость, так как мы все развиваемся односторонне. Большинство из нас, развивают, например, свою сознательную сторону и пренебрегают бессознательной жизнью, женщины пренебрегают своей мужской стороной, а мужчины – женской.

Юнг разработал еще несколько других концепций для описания противоположных тенденций, из которых мы развиваем одну, исключая другую. Одна из таких полярностей – это интроверсия / экстраверсия (К. Г. Юнг, 2001). Экстраверт уверенно приступает к реальным действиям, интроверт сомневается и раздумывает о том, что может случиться. Экстраверт движется вовне, к внешнему миру, интроверт чувствует себя надежнее в своем внутреннем мире и получает больше удовольствия от таких занятий, как чтение книг и искусство. Нам всем свойственны обе эти тенденции, но каждый предрасположен только к одной из них, оставляя другую неразвитой и бессознательной.

Юнг при описании возрастных периодов обратил внимание, что в возрасте 30 лет человек ориентирован на социальное приспособление и социальные достижения, а в возрасте 35 или 40 лет – первой половине жизни, он направляет свою энергию на внешнюю экспансию. Молодые люди взаимодействуют с внешним миром, учатся уживаться с другими людьми, строят свою карьеру, семью, делают все возможное, чтобы подняться вверх по социальной лестнице. Во время этой фазы определенная степень односторонности необходима. В этот период нужна решительность, уверенность, а не самокопание, фантазирование. Экстраверты в отличие от интровертов более успешно проходят этот период.

В 40 лет начинается процесс трансформации, кризис середины жизни. Человек начинает ощущать, что цели и стремления, когда-то казавшиеся вечными, вдруг потеряли свое значение. В этом возрасте человек часто впадает в депрессию, чувствует себя вялым, инертным и неполноценным, как будто потеряно что-то очень важное. По наблюдениям Юнга, это случается даже с людьми, добившимися немалого социального успеха, так как достижения достаются ценой урезания личности. Но сама психика предоставляет нам возможность выхода из этого кризиса. Она побуждает человека обращаться внутрь себя и задумываться о смысле собственной жизни. К этому обращению вовнутрь подталкивает само бессознательное, область, где подавленные и не пережитые аспекты личности находились. Они теперь требуют, чтобы на них обратили внимание. Импульсы из бессознательного показывают, что необходимо восстановить психическое равновесие и гармонию.

В этот период проходит процесс индивидуализации, который означает путь к здоровью и росту, к недостижимой цели самости. Человек должен найти свою собственную дорогу. Истинная природа личности содержит в себе выражения универсальных архетипов, но она также основана на уникальном опыте и уникальных потенциалах, которые должны быть раскрыты. В середине жизни происходит трансформация психики. Внутренние побуждения из бессознательного, которые мы до сих пор не реализовали, толкают человека обратить внимание на собственную личность. Мы начинаем задаваться вопросом о смысле своей жизни, уже наполовину прожитой. Поэтому внимание человека, прежде направленное вовне, постепенно смещается вовнутрь, хотя люди этого возраста еще обладают энергией и ресурсами, чтобы производить ощутимые перемены в своей внешней ситуации. В середине жизни люди начинают воплощать долгое время остававшиеся заброшенными планы и интересы и даже совершают перемены в своей карьере. Мужчины и женщины, согласно наблюдениям Юнга, начинают раскрывать стороны своей личности, соответствующие образу противоположного пола. Мужчины утрачивают часть своих агрессивных амбиций и начинают уделять больше внимания личным отношениям с другими людьми. Женщины становятся более агрессивными и независимыми. Жизненные перемены в среднем возрасте могут породить проблемы в семье. Трудности в семье происходят тогда, когда люди начинают цепляться за ориентиры и ценности первой половины своей жизни. Люди среднего возраста могут пытаться сохранить внешнюю привлекательность своей юности или твердить о своих прошлых спортивных победах. В этом случае они упускают возможность дальнейшего развития, которое может произойти, только если человек решится вступить в контакт с ранее пренебрегаемыми частями своей личности.

С возрастом человек все больше раздумывает о себе и о жизни, внутренние образы начинают играть еще более значительную роль. Старые люди пытаются понять сущность жизни перед лицом смерти. Юнг считал, что мы не можем встретить смерть в душевном здоровье, не имея внутри образа дальнейшей жизни, бессознательное содержит архетип вечной жизни, который поднимается из его глубин с приближением смерти (К. Г. Юнг, 2001). Юнг построил архетипический образ посмертной жизни. Он строил эту картину на основе снов и мыслей в старости, а также свидетельств других людей, приближающихся к смерти. Юнг изображает души умерших в виде зачарованной аудитории, слушающей лекцию, стремящейся получить от вновь прибывших душ новую информацию о смысле жизни. Очевидно, они могут знать о жизни только то, что знали на момент смерти. Они продолжают стремиться после смерти к достижению той доли понимания, которую им не удалось получить при жизни. Таким образом, с точки зрения Юнга, жизнь после смерти ─ это продолжение жизни как таковой. Умершие, как и старики, продолжают биться над основными вопросами человеческого существования, они задумываются о том, что делает жизнь цельной и придает ей смысл. Такой взгляд Юнга на смерть, как на продолжение решения вопросов жизни, хорошо соответствует его теории бессознательного как некой сущности, которая продолжает себя за пределы любой конечной жизни и отражает проблемы Вселенной. В этот период интроспективные размышления о мире и о себе, самооценка постепенно становятся преобладающими формами психической жизни. Начинают работать внутренние процессы, связанные с развитием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: