Обзор теории А. Адлера
Параметры
| Содержание
|
Основные идеи
| Индивидуум как единое и самосогласующееся целое. Человеческая жизнь есть активное стремление к совершенству. Люди обладают творческой силой, которая обеспечивает им возможность распоряжаться своей жизнью.
Всё поведение человека происходит в социальном контексте. У каждого человека есть социальный интерес – врождённое стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.
Главная цель теории личности служить экономным и полезным ориентиром на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения.
|
Основные понятия
| Комплекс неполноценности, компенсация, стиль жизни, стремление к превосходству, фикционый финализм, социальный интерес, творческое «Я».
|
Методы исследования
| Индивидуально-биографический метод
|
Структура личности
| Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определил как стиль жизни. Стиль жизни включает уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые взяты в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивида.
|
Индивидуальные различия
| Индивиды отличаются по своим целям и тому, как они пытаются достичь их, «стилю жизни».
|
Развитие личности
| Родительское влияние велико, и лучшим техникам родительского поведения можно научить. Представлены многочисленные рекомендации по воспитанию детей, основная из которых – не допускать избалованности ребёнка. Взаимосвязь с братьями и сёстрами очень важна: порядок рождения влияет на личность. На протяжении жизни люди создают свои личности, ставя перед собой жизненные цели.
|
Достоинства теории
| Психоанализ вместе с А.Адлером сменил ориентации с биологической на гуманитарную, социокультурную. Высокая практичная ценность теории.
Утверждение активности разума и ответственности человека.
Идея демократизации образования (воспитание социального чувства)
|
Направления критики теории
| Недостаточность внимания к научному методу.
Теоретическая концепция недостаточно полно систематизирована.
|
Таблица № 16