Формы партисипативного управления

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО

ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ

Научно-методическое пособие для студентов,

Обучающихся по специальности «Мировая экономика»

Воронеж 2013

ББК

УДК

Рецензент:

д-р экономических наук, профессор Ю.И. Трещевский

Рисин И.Е. Зарубежный опыт эффективного хозяйствования и управления. Воронеж, 2013. - с.

Научно-методическое пособие подготовлено на кафедре региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета. Оно содержит характеристику современного зарубежного опыта эффективного хозяйствования и управления.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика».

СОДЕРЖАНИЕ

1. Формы партисипативного управления ………………………..

2. Собственность работников и механизмы ее формирования….

3. Основные формы и инструменты государственного предпринимательства в развитых странах……………………………………...

4. Опыт государственного управления повышением инвестиционной привлекательности территорий ………………………………..

5. Опыт государственного регулирования инновационного развития территории……………………………………………………….

Литература…………………………………………………………..

ФОРМЫ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Соучастие работников в решении вопросов, затрагивающих их интересы, получило название партисипативного управления (participative management).

Обратимся к эмпирическому материалу, характеризующему совре­менные формы соучастия работников в управлении в странах с рыноч­ной экономикой.

Наиболее простая и в то же время массовая организационная форма такого участия - «кружки контроля качества» (quality control circles), «кружки качества», функ­ционирующие на уровнях бригады, участка, цеха. Заметим, что последний термин является более общим, поскольку он соответствует и «кружкам» в первоначальном варианте (когда упор действительно делался на контроль) и современным кружкам, базирующихся на более широкой концепции (комплексной системы) управления качеством продукции, между которыми имеется многообразие переходных форм.

Основой кружков контроля качества стало развитие идей, привезенных в Японию после второй мировой войны американскими специалистами по прикладной статистике Демингом и Джураном. Они определили контроль качества следующим образом: контроль качества путем применения статистических принципов и приемов на всех стадиях производства, направленный на экономичное изготовление продукта, который должен быть максимально полезным и иметь сбыт.

Статистика помогала определить, кто несет ответственность (оператор конкретного станка, мастер участка, менеджер более высокого уровня). Если традиционное управление до 85% ответственности за контроль качества возлагало на линейных руководителей и инженерно-технических работников, 15% - на рабочих, то Деминг и Джуран предложили перевернуть эту формулу.

Диапазон дей­ствия «кружков» достаточно широк - от функции контроля качества продукции до управления качеством, включающем разработку предложений по со­вершенствованию организации труда, улучшению технической и тех­нологической подготовки производства.

Существует и партисипативное управление на уровне компании. В большинстве развитых стран Европы приняты законы, регламентирующие условия участия наемного производственного персонала в управлении.

Апробированы два варианта построения его организа­ционной структуры.

Первый - предполагает создание новых органов управления, представляющих интересы рабочих. Одним из таких органов является производственный (рабочий) совет. Наиболее содержательный опыт его использования накоплен в Германии.

Организация производ­ственных советов здесь регулируется Законом о правовом режиме предприятий (1952 г.). Сфера действия этого Закона - все ча­стные предприятия с числом работающих неруководящего состава пять и более человек в возрасте свыше 18 лет.

Анализ полномочий наз­ванных советов позволяет сделать вывод о неоднородности характера их участия в управлении предприятием. Так, в экономических воп­росах (финансовое положение фирмы, производственная программа, условия сбыта, изменение организации производства или его профи­ля, инвестиционная политика и др.) полномочия названных советов ограничены информационными и консультационными правами. Напротив, решение вопросов в социальной сфере (распределение ежедневного рабочего времени и перерывов, разработка общих принципов предос­тавления отпусков и их графика, время, место и характер выплаты заработной платы, предоставление работающим в аренду жилой пло­щади и т.д.) предполагает соучастие совета в обсуждении и его согласие на то или иное решение.

Другой вариант организации партисипативного управления связан с вводом представителей трудового коллектива в действующие органы управления компанией.

Так, в Норвегии, в соответствии с законом, не менее трети мест в правлениях фирм с числом занятых более 50 человек, выделяется представителям трудовых коллективов. В Германии наблюдательные советы на предприятиях горнорудной, металлургической и сталелитейной промышленности формируются на паритетной основе из представителей работодателей и работников по найму, кроме того, последние, как правило, избирают члена правления, занимающегося кадровыми и социальными вопросами. Законодательство об обязательном участии рабочих в советах директоров компаний с правом совещательного голоса принято в Швеции, Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: