ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОГО
ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Научно-методическое пособие для студентов,
Обучающихся по специальности «Мировая экономика»
Воронеж 2013
ББК
УДК
Рецензент:
д-р экономических наук, профессор Ю.И. Трещевский
Рисин И.Е. Зарубежный опыт эффективного хозяйствования и управления. Воронеж, 2013. - с.
Научно-методическое пособие подготовлено на кафедре региональной экономики и территориального управления Воронежского государственного университета. Оно содержит характеристику современного зарубежного опыта эффективного хозяйствования и управления.
Предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика».
СОДЕРЖАНИЕ
1. Формы партисипативного управления ………………………..
2. Собственность работников и механизмы ее формирования….
|
|
3. Основные формы и инструменты государственного предпринимательства в развитых странах……………………………………...
4. Опыт государственного управления повышением инвестиционной привлекательности территорий ………………………………..
5. Опыт государственного регулирования инновационного развития территории……………………………………………………….
Литература…………………………………………………………..
ФОРМЫ ПАРТИСИПАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Соучастие работников в решении вопросов, затрагивающих их интересы, получило название партисипативного управления (participative management).
Обратимся к эмпирическому материалу, характеризующему современные формы соучастия работников в управлении в странах с рыночной экономикой.
Наиболее простая и в то же время массовая организационная форма такого участия - «кружки контроля качества» (quality control circles), «кружки качества», функционирующие на уровнях бригады, участка, цеха. Заметим, что последний термин является более общим, поскольку он соответствует и «кружкам» в первоначальном варианте (когда упор действительно делался на контроль) и современным кружкам, базирующихся на более широкой концепции (комплексной системы) управления качеством продукции, между которыми имеется многообразие переходных форм.
Основой кружков контроля качества стало развитие идей, привезенных в Японию после второй мировой войны американскими специалистами по прикладной статистике Демингом и Джураном. Они определили контроль качества следующим образом: контроль качества путем применения статистических принципов и приемов на всех стадиях производства, направленный на экономичное изготовление продукта, который должен быть максимально полезным и иметь сбыт.
|
|
Статистика помогала определить, кто несет ответственность (оператор конкретного станка, мастер участка, менеджер более высокого уровня). Если традиционное управление до 85% ответственности за контроль качества возлагало на линейных руководителей и инженерно-технических работников, 15% - на рабочих, то Деминг и Джуран предложили перевернуть эту формулу.
Диапазон действия «кружков» достаточно широк - от функции контроля качества продукции до управления качеством, включающем разработку предложений по совершенствованию организации труда, улучшению технической и технологической подготовки производства.
Существует и партисипативное управление на уровне компании. В большинстве развитых стран Европы приняты законы, регламентирующие условия участия наемного производственного персонала в управлении.
Апробированы два варианта построения его организационной структуры.
Первый - предполагает создание новых органов управления, представляющих интересы рабочих. Одним из таких органов является производственный (рабочий) совет. Наиболее содержательный опыт его использования накоплен в Германии.
Организация производственных советов здесь регулируется Законом о правовом режиме предприятий (1952 г.). Сфера действия этого Закона - все частные предприятия с числом работающих неруководящего состава пять и более человек в возрасте свыше 18 лет.
Анализ полномочий названных советов позволяет сделать вывод о неоднородности характера их участия в управлении предприятием. Так, в экономических вопросах (финансовое положение фирмы, производственная программа, условия сбыта, изменение организации производства или его профиля, инвестиционная политика и др.) полномочия названных советов ограничены информационными и консультационными правами. Напротив, решение вопросов в социальной сфере (распределение ежедневного рабочего времени и перерывов, разработка общих принципов предоставления отпусков и их графика, время, место и характер выплаты заработной платы, предоставление работающим в аренду жилой площади и т.д.) предполагает соучастие совета в обсуждении и его согласие на то или иное решение.
Другой вариант организации партисипативного управления связан с вводом представителей трудового коллектива в действующие органы управления компанией.
Так, в Норвегии, в соответствии с законом, не менее трети мест в правлениях фирм с числом занятых более 50 человек, выделяется представителям трудовых коллективов. В Германии наблюдательные советы на предприятиях горнорудной, металлургической и сталелитейной промышленности формируются на паритетной основе из представителей работодателей и работников по найму, кроме того, последние, как правило, избирают члена правления, занимающегося кадровыми и социальными вопросами. Законодательство об обязательном участии рабочих в советах директоров компаний с правом совещательного голоса принято в Швеции, Австрии, Дании, Голландии, Люксембурге.