Краткий справочник терминов, упоминающихся в статье

Шейдер (shader) — это программа для одной из ступеней графического конвейера, используемая в трёхмерной графике для определения окончательных параметров объекта или изображения. Она может включать в себя произвольной сложности описание поглощения и рассеяния света, наложения текстуры, отражение и преломление, затенение, смещение поверхности и эффекты пост-обработки.

Пиксельный шейдер (pixel shader) работает с фрагментами изображения, под которыми в данном случае подразумеваются пикселы, обладающие некоторым набором атрибутов, таких как цвет, глубина, текстурные координаты. Пиксельный шейдер используется на последней стадии графического конвейера для формирования фрагмента изображения.

Вершинный шейдер (vertex shader) оперирует данными, сопоставленными с вершинами многогранников. К таким данным, в частности, относятся координаты вершины в пространстве, текстурные координаты, тангенс-вектор, вектор бинормали, вектор нормали. Вершинный шейдер может быть использован для видового и перспективного преобразования вершин, генерации текстурных координат, расчета освещения и т. д.

Геометрический шейдер (geometry shader), в отличие от вершинного, способен обработать не только одну вершину, но и целый примитив. Это может быть отрезок (две вершины) и треугольник (три вершины), а при наличии информации о смежных вершинах (adjacency) может быть обработано до шести вершин для треугольного примитива. Кроме того, геометрический шейдер способен генерировать примитивы «на лету», не задействуя при этом центральный процессор.

Шейдерный конвейер (процессор) — это устройство для обработки одного элемента данных одной командой (типичными элементами данных могут быть целые или числа с плавающей запятой).

Блок растеризации (ROP, Raster Operator) — устройство, выполняющее Z-буферизацию, сглаживание и запись обработанного изображения в буфер кадра видеокарты.

Блок текстурирования (TMU, Texture Mapping Unit) — устройство, отвечающее за наложение изображений (текстур) на поверхности геометрических объектов.

Рисунок 5. Адаптер CGA

Кабель подключения адаптера CGA и устройства вывода(монитор и др.)

Рубрики:

Звуковой адаптер

Звуковой адаптер (звуковая карта — sound card) — это устройство, предназначенное для воспроизведения и записи звука. Производятся звуковые адаптеры для системных шин ISA и PCI. К звуковым адаптерам подключаются внешние активные динамические колонки, наушники и микрофон.

Основные характеристики:

  • качество звука (частотный диапазон воспроизведения и записи, стерео или моно звучание, наличие систем цифровой фильтрации)
  • количество каналов воспроизведения и записи
  • разрядность шины данных
  • наличие синтезатора и число его голосов и др.

Большинство карт воспроизводят диапазон частот от 20 Гц до 25 кГц.

Звуковая карта может быть одно и многоканальной и иметь или не иметь программный интерфейс управления. Обычные звуковые карты, применяемые в домашних персональных компьютерах, имеют один канал воспроизведения и один канал записи звука. Более мощные и дорогие устройства имеют несколько (2, 4, 6, 10 и более) каналов и позволяют производить независимое воспроизведение, запись и наложение нескольких звуковых источников, а также полное раздельное управление каналов.

Выпускаются 8-, 16- и 32-разрядные карты, обеспечивающие возможности от примитивного монофонического до многоканального стерео звука и записи.

Звуковая карта содержит интерфейс дискового накопителя (CD-ROM) и позволяет осуществлять подключение одного или нескольких CD-ROM, имеет звуковой вход аналогового сигнала для проигрывания музыкальных компакт-дисков. Также она может иметь интерфейс игрового адаптера, манипулятора и разъем для подключения джойстика или другого игрового манипулятора.

Системная поддержка звуковой карты осуществляется собственными драйверами, поставляемыми совместно с устройством, либо программным обеспечением операционной системы, программной оболочки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: