План
1. Изменения в избирательной и партийной системе, государственном
механизме Третьей республики после первой мировой войны.
2. Политика Народного фронта.
3. Крах Третьей республики. Франция в период второй мировой
войны.
4. Установление Четвертой республики. Конституция 1946 г.
5. Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.
Тема 16. Государство Германии в новейшее время
Ноябрьская революция 1918 г. Крах империи. Советы и Учредительное собрание в Германии. Первый Всегерманский съезд Советов. Баварская советская республика. Принятие Веймарской конституции 1919 г. и ее общая характеристика. Версальский мирный договор. Политический режим Веймарской республики.
Мировой экономический кризис и его проявление в Германии. Кризис парламентских институтов. Установление фашистской диктатуры. Общая характеристика фашизма. Фашистский политический режим. Отмена конституционных прав и свобод. Упразднение многопартийной системы. Лейпцигский процесс. Ликвидация государственно-правовых учреж-
|
|
дений Веймарской республики. Огосударствление фашистской партии. Ликвидация автономии земель и местного самоуправления.
Карательные органы фашистской диктатуры («штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС), тайная государственная полиция (гестапо), концентрационные лагеря, чрезвычайные суды). Пропагандистский аппарат. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. Милитаризация государственного аппарата.
Реорганизация вооруженных сил. Агрессивная внешняя политика германского фашизма. Крах фашистской Германии.
Потсдамские соглашения. Оккупационный механизм в Германии. Восстановление политических прав и свобод. Образование партий. Легализация КПГ. Политика раскола Германии. Образование ФРГ и ГДР. Статус Берлина. Оккупационный статут 1949 г.
Государственный строй ФРГ по конституции 1949 г. Развитие политического режима в ФРГ. Основные политические партии. Правление ХДС-ХСС. Запрещение КПГ. Чрезвычайное законодательство. Социал-демократическая партия у власти. Правительство В.Брандта, его внешняя политика. Нормализация отношений между ФРГ и СССР, Польшей, Чехословакией, ГДР.
Воссоединение ФРГ и ГДР. Международные соглашения об объединении Германии. Изменения в политической системе после объединения.
Лекция 16 «Государство Германии в новейшее время»
План
1. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии.
2. Веймарская республика и конституция 1919 г.
3. Установление фашистской диктатуры.
4. Механизм фашистской диктатуры.
5. Крах фашистской Германии и Потсдамские соглашения 1945 г.
|
|
6. Образование ФРГ и ГДР.
7. Конституция ФРГ 1949 г.
8. Объединение Германии.
1. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии
Военное поражение Германии в первой мировой войне, внутренние социальные и классовые противоречия, влияние Октябрьской революции в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. Революция началась с восстания моряков в Киле, затем восстания стали происходить и в других крупнейших городах Германии. 9 ноября 1918 г. кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Таким образом, рухнула монархия. Германия была объявлена республикой, был установлен 8-часовой рабочий день, провозглашены широкие демократические права и свободы.
В январе 1919 г. были проведены выборы в Национальное Учредительное собрание, которое стало высшим органом законодательной власти. Временным президентом республики стал Макс Эберт. В Германии, в отличие от России, буржуазия смогла не допустить углубления революции и. сохранить власть в своих руках.
2. Веймарская республика и конституция 1919 г.
В июле 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, известную как Веймарская конституция. Германия была провозглашена республикой с федеративным устройством. Бывшие союзные государства получили название «земли». Всего в состав Германской империи (официальное название было сохранено) вошли 15 земель и 3 вольных города. Земли имели свои законодательные собрания (ландтаги) и конституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношениям к землям. Существовала статья о «имперской экзекуции», по которой органы федеральной власти с помощью военной силы могли заставить отдельные земли выполнять возложенные на них конституцией обязанности.
Высшим законодательным органом республики объявлялся рейхстаг; избираемый сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Была установлена пропорциональная система выборов. Органом представительства земель являлся рейхсрат (имперский совет), обладавший правом отлагательного вето.
Главой государства был президент, избиравшийся всеобщим голосованием сроком на 7 лет, с правом переизбрания. Президент наделялся широкими полномочиями: мог распустить парламент и назначить новые выборы, объявить чрезвычайное положение, являлся главнокомандующим вооруженными силами, представлял государство внутри страны и на международной арене. Он мог самостоятельно принять решение, в том числе назначить по своему усмотрению канцлера и министров.
Главе правительства (канцлеру) поручалось «формирование основных принципов политики». Правительство несло ответственность перед парламентом, который мог выразить вотум недоверия как всему составу, так и отдельным членом кабинета.
Конституция декларировала широкие демократические права и свободы граждан: свободу слова, печати, собраний, объединений, 8-часовой рабочий день, охрану труда, пособие по безработице и др. Веймарская республика просуществовала около 14 лет. Весь этот период страна сотрясалась стачками, путчами, связанными с резкой поляризацией политических сил, находилась в экономическом кризисе. В 1932 г. промышленное производство сократилось больше чем на 50% по сравнению с 1913 г., почти 30% трудоспособного населения потеряло работу. В этих условиях происходит рост влия-
ния и численности различных радикальных течений: от правых националистических (НСДАП) до левых - германских коммунистов.
3. Установление фашистской диктатуры
По многим причинам демократическая система Веймарской республики оказалось слабой и неустойчивой. Общество было не только расколото на правых и левых; левые антифашистские силы в свою очередь были раздроблены. Ведущие левые партии, социал-демократы и коммунисты, были настроены непримиримо по отношению друг к другу. Большинство населения негативно относилось к Веймарской республике, считая ее порождением «позорного Версальского мира». На выборах в июле 1932 г. фашистская партия получила 196 мест, коммунисты и социал-демократы-221 место в рейхстаге. Обеспокоенные ростом влияния коммунистов реакционные правящие круги сделали ставку на приход к власти фашистов. 30 января 1933 г. президент П. Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхсканцлером, что явилось началом планового разрушения демократических институтов и установления тоталитарного режима. В феврале 1933 г. для оправдания чрезвычайных мер и репрессий против левых партий фашисты осуществили поджог рейхстага.
|
|
4. Механизм фашистской диктатуры
С первых дней прихода к власти Гитлер взял курс на установление диктатуры. В феврале 1933 г. был издан декрет «в защиту народа и государства», который по существу отменял свободу личности, слова, печати, собраний, а декрет «в защиту германского народа» наделил неограниченными правами полицию. В марте 1933 г. была запрещена компартия, а затем и все остальные партии. Право на легальное существование было признано лишь за нацистской партией и ее организациями. Действующие профсоюзы были распущены, их имущество конфисковано. Вместо них были созданы новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии. В декабре 1933 г. был издан закон «Об обеспечении единства партии и государства», объявивший фашистскую партию единственной «носительницей немецкой государственной мысли». Назначение на любую должность могло состояться только с согласия фашистской партии. НСДАП становится центральным и всевластным элементом государственного аппарата.
После смерти Гинденбурга 1 августа 1934 г. должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера, который был объявлен фюрером (вождем) и пожизненным рейхсканцлером. В январе 1934 г. были распущены ландтаги, а в феврале 1934 г. - рейхсрат. Земли были лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением «О германских общинах» ликвидировалась система местного самоуправления. Хотя сохранялось прежнее административное деление, страна была разделена на 32 области во главе с гауляйтерами, руководившими партийными организациями.
|
|
Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии утвердились так называемые хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные, на которые были возложены полномочия по регулированию экономической жизни и социальных отношений. В 1938 г. была установлена трудовая повинность - каждый работник мог быть направлен на любую работу в какую-нибудь область Германии.
Важным звеном механизма фашистской диктатуры было Министерство пропаганды, осуществлявшее идеологическую обработку населения.
Особую роль играли репрессивные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), специальная служба порядка (СД). В 1939 г. было создано главное управление имперской безопасности. Для расправы с оппозиционерами были учреждены Народные трибуналы, а в армии - военно-полевые суды.
Одновременно, при попустительстве западных держав, шло активное строительство армии и флота. В 1938 г. Германией были захвачены Австрия и Чехия. В сентябре 1939 г. Гитлер, отдав приказ о нападении на Польшу, развязал вторую мировую войну.
5. Крах фашистской Германии и Потсдамские соглашения 1945 г.
Поражение гитлеровской Германии во второй мировой войне поставило вопрос о ее будущем государственном устройстве. Важнейшие соглашения по «германскому вопросу» были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии (с участием Франции), происходившей в г. Потсдам в июле-августе 1945 г. Было решено установить в Германии временный оккупационный режим, для чего ее территория была разделена на 4 зоны (советскую, американскую, английскую и французскую). Предусматривалось проведение демилитаризации (роспуск вооруженных сил и ликвидация генерального штаба, предание суду военных преступников), денацификации (запрет и роспуск фашистских организаций), декартелизации экономики (ликвидация монополий, прежде всего в области военной промышленности), демократизации германского общества. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций союзников, все его решения должны были приниматься на основе общего согласия.
6. Образование ГДР и ФРГ
Несмотря на решение Потсдамской конференции о сохранении единой Германии, западные союзники взяли курс на раскол Германии. В мае
1947 г. в западных зонах оккупации из представителей ландтагов земель
был образован Экономический совет, которому были даны законодатель-
ные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями.
Был создан Директорат, исполнявший роль немецкого правительства. В
1948 г. в западных зонах проводится сепаратная денежная реформа, в ре-
зультате которой была ликвидирована единая денежная система Германии. В отношении западных земель стал действовать «план Маршалла».
В западных зонах оккупации был разработан проект новой германской конституции. В апреле 1949 г. западные оккупационные власти принимают Оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западногерманскими властями.
8 мая 1949 г. конституция была принята Парламентским Советом и утверждена оккупационными властями. После одобрения землями конституция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федеративной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии.
В октябре 1949 г. Немецкий Народный Совет, представлявший политические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР в советской зоне оккупации.
7. Конституция ФРГ 1949 г.
Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ демократическим, правовым и социальным государством. Значительное место в ней отведено правам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равенство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.). К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.
В конституции был закреплен специальный механизм («охрана конституции»), призванный гарантировать незыблемость ее основных положений. Для этого была предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их «антиконституционности», не допускался пересмотр ряда основополагающих статей конституции.
Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат (Союзный совет), федеральный президент, федеральное правительство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.
Бундестаг - высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избирательной системе. Существующий 5% избирательный барьер позволяет отсеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, формирует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом так называемого «конструктивного вотума», когда отставка правительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.
Бундесрат (Союзный совет) - орган представительства земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия законов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.
Главой государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным парламентским собранием. Президент обладает ограниченными полномочиями: представляет бундестагу на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.
Реальное руководство исполнительной властью осуществляет федеральное правительство во главе с канцлером. Канцлер обычно является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Канцлер самостоятельно формирует кабинет, направляет внешнюю и внутреннюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.
Исключительную роль в политической жизни страны играет Конституционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших органов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете политических партий ввиду их антиконституционной деятельности. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом. 8. Объединение Германии
В результате глубоких изменений, прошедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения Германии. Во второй половине 80-х гг. ГДР, как и другие страны социалистического лагеря, находилась в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса. Все активнее звучали требования открытия границ и политических перемен в стране. В ноябре 1989 г. власти ГДР были вынуждены открыть границы. Вслед за этим был утерян контроль над политической и экономической ситуацией в стране. В повестку дня ставится вопрос об объединении Германии.
18 мая 1990 г. был заключен Договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР. В результате на территории двух государств было установлено единое платежное средство - марка ФРГ, что явилось сокрушительным ударом по экономике ГДР.
В августе 1990 г. был заключен Договор об избирательной унии, формировалась единая избирательная территория, выборы должны проходить по правилам и законам ФРГ.
23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о присоединении к ФРГ. 31 августа 1990 г. договор подписывается обеими сторонами. Согласно договору ГДР как государство ликвидировалось, а 6 вос-
создаваемых на ее территории земель с 3 октября 1990 г. включались в состав ФРГ. Государственная система ГДР демонтировалась, на территорию Восточной Германии распространилось действие конституции ФРГ.
В сентябре 1990 г. состоялась конференция министров иностранных дел четырех великих держав (СССР, США, Англия, Франция) и Западной и Восточной Германии, призванная обеспечить внешние условия объединения. Итоговый договор зафиксировал незыблемость границ Германии, запретил ФРГ производить, владеть и распоряжаться оружием массового уничтожения, обязал сократить вооруженные силы ФРГ и потребовал, чтобы с ее территории «исходил только мир». В то же время был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.
Самостоятельная работа
Советы и Учредительное собрание в конце 1918 - начале 1919 гг.
Первый Всегерманский съезд Советов и его решения. Баварская Советская республика. Версальский мирный договор.
Политический режим Веймарской республики.
Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на Германию. Причины установления фашистской диктатуры.
Агрессивная внешняя политика фашистской Германии.
Развитие политического режима в ФРГ. Внешняя политика ФРГ после войны.
Вопросы для самопроверки
Почему в результате Ноябрьской революции Советы рабочих и солдатских депутатов Германии не сумели сохранить власть?
Как Версальский мирный договор 1919 г. повлиял на политическую обстановку в самой Германии?
В чем причины слабости демократических институтов Веймарской республики?
Каковы причины широкой популярности нацистской партии в начале 30-х гг.?
Каким образом нацисты пришли к власти?
Что изменилось и что сохранилось в политической системе и государственном строе Веймарской республики с приходом к власти нацистов?
Какие механизмы позволяли нацистам сохранять власть?
Когда и каким образом было ликвидировано фашистское государство в Германии?
Почему произошел раскол Германии после войны?
Как была решена судьба Берлина после войны?
Какие основные политические партии и партийные блоки существуют в ФРГ?
Как был решен вопрос о границах объединенной Германии в 1990 г.?