Тема семинарского занятия «Государство Франции в новейшее время»

План

1. Изменения в избирательной и партийной системе, государственном
механизме Третьей республики после первой мировой войны.

2. Политика Народного фронта.

3. Крах Третьей республики. Франция в период второй мировой
войны.

4. Установление Четвертой республики. Конституция 1946 г.

5. Пятая республика во Франции. Конституция 1958 г.

Тема 16. Государство Германии в новейшее время

Ноябрьская революция 1918 г. Крах империи. Советы и Учредитель­ное собрание в Германии. Первый Всегерманский съезд Советов. Бавар­ская советская республика. Принятие Веймарской конституции 1919 г. и ее общая характеристика. Версальский мирный договор. Политический ре­жим Веймарской республики.

Мировой экономический кризис и его проявление в Германии. Кри­зис парламентских институтов. Установление фашистской диктатуры. Общая характеристика фашизма. Фашистский политический режим. Отме­на конституционных прав и свобод. Упразднение многопартийной систе­мы. Лейпцигский процесс. Ликвидация государственно-правовых учреж-

дений Веймарской республики. Огосударствление фашистской партии. Ликвидация автономии земель и местного самоуправления.

Карательные органы фашистской диктатуры («штурмовые отряды» (СА), «охранные отряды» (СС), тайная государственная полиция (гестапо), концентрационные лагеря, чрезвычайные суды). Пропагандистский аппа­рат. Государственное регулирование экономики и социальных отношений. Милитаризация государственного аппарата.

Реорганизация вооруженных сил. Агрессивная внешняя политика германского фашизма. Крах фашистской Германии.

Потсдамские соглашения. Оккупационный механизм в Германии. Восстановление политических прав и свобод. Образование партий. Лега­лизация КПГ. Политика раскола Германии. Образование ФРГ и ГДР. Ста­тус Берлина. Оккупационный статут 1949 г.

Государственный строй ФРГ по конституции 1949 г. Развитие поли­тического режима в ФРГ. Основные политические партии. Правление ХДС-ХСС. Запрещение КПГ. Чрезвычайное законодательство. Социал-демократическая партия у власти. Правительство В.Брандта, его внешняя политика. Нормализация отношений между ФРГ и СССР, Польшей, Чехо­словакией, ГДР.

Воссоединение ФРГ и ГДР. Международные соглашения об объеди­нении Германии. Изменения в политической системе после объединения.

Лекция 16 «Государство Германии в новейшее время»

План

1. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии.

2. Веймарская республика и конституция 1919 г.

3. Установление фашистской диктатуры.

4. Механизм фашистской диктатуры.

5. Крах фашистской Германии и Потсдамские соглашения 1945 г.

6. Образование ФРГ и ГДР.

7. Конституция ФРГ 1949 г.

8. Объединение Германии.

1. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии

Военное поражение Германии в первой мировой войне, внутренние социальные и классовые противоречия, влияние Октябрьской революции в России привели к революционному взрыву в ноябре 1918 г. Революция на­чалась с восстания моряков в Киле, затем восстания стали происходить и в других крупнейших городах Германии. 9 ноября 1918 г. кайзер Вильгельм бежал в Голландию. Таким образом, рухнула монархия. Германия была объявлена республикой, был установлен 8-часовой рабочий день, провоз­глашены широкие демократические права и свободы.

В январе 1919 г. были проведены выборы в Национальное Учреди­тельное собрание, которое стало высшим органом законодательной вла­сти. Временным президентом республики стал Макс Эберт. В Германии, в отличие от России, буржуазия смогла не допустить углубления революции и. сохранить власть в своих руках.

2. Веймарская республика и конституция 1919 г.

В июле 1919 г. в городе Веймаре Учредительное собрание приняло конституцию Германии, известную как Веймарская конституция. Германия была провозглашена республикой с федеративным устройством. Бывшие со­юзные государства получили название «земли». Всего в состав Германской империи (официальное название было сохранено) вошли 15 земель и 3 воль­ных города. Земли имели свои законодательные собрания (ландтаги) и кон­ституции. Однако империя (федеральное государство) имела подавляющее преимущество в полномочиях и компетенции по отношениям к землям. Су­ществовала статья о «имперской экзекуции», по которой органы федеральной власти с помощью военной силы могли заставить отдельные земли выпол­нять возложенные на них конституцией обязанности.

Высшим законодательным органом республики объявлялся рейхс­таг; избираемый сроком на 4 года на основе всеобщего избирательного права. Была установлена пропорциональная система выборов. Органом представительства земель являлся рейхсрат (имперский совет), обладав­ший правом отлагательного вето.

Главой государства был президент, избиравшийся всеобщим голосо­ванием сроком на 7 лет, с правом переизбрания. Президент наделялся ши­рокими полномочиями: мог распустить парламент и назначить новые вы­боры, объявить чрезвычайное положение, являлся главнокомандующим вооруженными силами, представлял государство внутри страны и на меж­дународной арене. Он мог самостоятельно принять решение, в том числе назначить по своему усмотрению канцлера и министров.

Главе правительства (канцлеру) поручалось «формирование основ­ных принципов политики». Правительство несло ответственность перед парламентом, который мог выразить вотум недоверия как всему составу, так и отдельным членом кабинета.

Конституция декларировала широкие демократические права и свобо­ды граждан: свободу слова, печати, собраний, объединений, 8-часовой рабо­чий день, охрану труда, пособие по безработице и др. Веймарская республи­ка просуществовала около 14 лет. Весь этот период страна сотрясалась стач­ками, путчами, связанными с резкой поляризацией политических сил, нахо­дилась в экономическом кризисе. В 1932 г. промышленное производство со­кратилось больше чем на 50% по сравнению с 1913 г., почти 30% трудоспо­собного населения потеряло работу. В этих условиях происходит рост влия-

ния и численности различных радикальных течений: от правых национали­стических (НСДАП) до левых - германских коммунистов.

3. Установление фашистской диктатуры

По многим причинам демократическая система Веймарской респуб­лики оказалось слабой и неустойчивой. Общество было не только расколо­то на правых и левых; левые антифашистские силы в свою очередь были раздроблены. Ведущие левые партии, социал-демократы и коммунисты, были настроены непримиримо по отношению друг к другу. Большинство населения негативно относилось к Веймарской республике, считая ее по­рождением «позорного Версальского мира». На выборах в июле 1932 г. фашистская партия получила 196 мест, коммунисты и социал-демократы-221 место в рейхстаге. Обеспокоенные ростом влияния коммунистов реак­ционные правящие круги сделали ставку на приход к власти фашистов. 30 января 1933 г. президент П. Гинденбург назначил Адольфа Гитлера рейхс­канцлером, что явилось началом планового разрушения демократических институтов и установления тоталитарного режима. В феврале 1933 г. для оправдания чрезвычайных мер и репрессий против левых партий фашисты осуществили поджог рейхстага.

4. Механизм фашистской диктатуры

С первых дней прихода к власти Гитлер взял курс на установление диктатуры. В феврале 1933 г. был издан декрет «в защиту народа и госу­дарства», который по существу отменял свободу личности, слова, печати, собраний, а декрет «в защиту германского народа» наделил неограничен­ными правами полицию. В марте 1933 г. была запрещена компартия, а за­тем и все остальные партии. Право на легальное существование было при­знано лишь за нацистской партией и ее организациями. Действующие профсоюзы были распущены, их имущество конфисковано. Вместо них были созданы новые профсоюзы, подконтрольные фашистской партии. В декабре 1933 г. был издан закон «Об обеспечении единства партии и госу­дарства», объявивший фашистскую партию единственной «носительницей немецкой государственной мысли». Назначение на любую должность мог­ло состояться только с согласия фашистской партии. НСДАП становится центральным и всевластным элементом государственного аппарата.

После смерти Гинденбурга 1 августа 1934 г. должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера, кото­рый был объявлен фюрером (вождем) и пожизненным рейхсканцлером. В январе 1934 г. были распущены ландтаги, а в феврале 1934 г. - рейхсрат. Земли были лишены статуса субъектов федерации. В 1935 г. положением «О германских общинах» ликвидировалась система местного самоуправ­ления. Хотя сохранялось прежнее административное деление, страна была разделена на 32 области во главе с гауляйтерами, руководившими партий­ными организациями.

Законом от 27 февраля 1934 г. в Германии утвердились так называе­мые хозяйственные палаты - общеимперская и провинциальные, на кото­рые были возложены полномочия по регулированию экономической жизни и социальных отношений. В 1938 г. была установлена трудовая повин­ность - каждый работник мог быть направлен на любую работу в какую-нибудь область Германии.

Важным звеном механизма фашистской диктатуры было Министер­ство пропаганды, осуществлявшее идеологическую обработку населения.

Особую роль играли репрессивные органы: штурмовые отряды (СА), охранные отряды (СС), тайная полиция (гестапо), специальная служба по­рядка (СД). В 1939 г. было создано главное управление имперской безо­пасности. Для расправы с оппозиционерами были учреждены Народные трибуналы, а в армии - военно-полевые суды.

Одновременно, при попустительстве западных держав, шло активное строительство армии и флота. В 1938 г. Германией были захвачены Авст­рия и Чехия. В сентябре 1939 г. Гитлер, отдав приказ о нападении на Польшу, развязал вторую мировую войну.

5. Крах фашистской Германии и Потсдамские соглашения 1945 г.

Поражение гитлеровской Германии во второй мировой войне поста­вило вопрос о ее будущем государственном устройстве. Важнейшие со­глашения по «германскому вопросу» были приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии (с участием Франции), происходившей в г. Потсдам в июле-августе 1945 г. Было решено установить в Германии вре­менный оккупационный режим, для чего ее территория была разделена на 4 зоны (советскую, американскую, английскую и французскую). Предусмат­ривалось проведение демилитаризации (роспуск вооруженных сил и ликви­дация генерального штаба, предание суду военных преступников), денаци­фикации (запрет и роспуск фашистских организаций), декартелизации эко­номики (ликвидация монополий, прежде всего в области военной промыш­ленности), демократизации германского общества. Контроль за реализацией Потсдамских соглашений должен был осуществлять Союзный контрольный совет, состоящий из глав военных администраций союзников, все его реше­ния должны были приниматься на основе общего согласия.

6. Образование ГДР и ФРГ

Несмотря на решение Потсдамской конференции о сохранении еди­ной Германии, западные союзники взяли курс на раскол Германии. В мае

1947 г. в западных зонах оккупации из представителей ландтагов земель
был образован Экономический совет, которому были даны законодатель­-
ные полномочия в сферах, не закрепленных за оккупационными властями.
Был создан Директорат, исполнявший роль немецкого правительства. В

1948 г. в западных зонах проводится сепаратная денежная реформа, в ре-

зультате которой была ликвидирована единая денежная система Германии. В отношении западных земель стал действовать «план Маршалла».

В западных зонах оккупации был разработан проект новой герман­ской конституции. В апреле 1949 г. западные оккупационные власти при­нимают Оккупационный статут, который закрепил право экономического и политического контроля США, Великобритании и Франции за западно­германскими властями.

8 мая 1949 г. конституция была принята Парламентским Советом и утверждена оккупационными властями. После одобрения землями консти­туция вступила в силу. 23 мая 1949 г. считается днем образования Федера­тивной Республики Германии. Принятие конституции ФРГ юридически и политически закрепило раскол Германии.

В октябре 1949 г. Немецкий Народный Совет, представлявший поли­тические и общественные организации Восточной Германии, провозгласил себя временной Народной палатой и ввел в действие конституцию ГДР в советской зоне оккупации.

7. Конституция ФРГ 1949 г.

Конституция 1949 г. провозгласила ФРГ демократическим, право­вым и социальным государством. Значительное место в ней отведено пра­вам и свободам граждан (свобода и неприкосновенность личности, равен­ство перед законом, свобода вероисповедания, свобода убеждений, печати, собраний и т.д.). К числу основных принципов, на которых построена кон­ституция ФРГ, относятся федерализм и разделение властей, однако в ходе развития государства роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям.

В конституции был закреплен специальный механизм («охрана кон­ституции»), призванный гарантировать незыблемость ее основных поло­жений. Для этого была предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их «анти­конституционности», не допускался пересмотр ряда основополагающих статей конституции.

Основными государственными органами ФРГ являются: бундестаг, бундесрат (Союзный совет), федеральный президент, федеральное прави­тельство во главе с канцлером, федеральный конституционный суд.

Бундестаг - высший орган законодательной власти, избираемый на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием, по смешанной избира­тельной системе. Существующий 5% избирательный барьер позволяет от­сеять наиболее радикальные группировки как правого, так и левого толка. Кроме законодательных функций, бундестаг утверждает бюджет, форми­рует правительство и контролирует его деятельность. Но бундестаг связан правилом так называемого «конструктивного вотума», когда отставка пра­вительства возможна только при утверждении ими нового канцлера.

Бундесрат (Союзный совет) - орган представительства земель. В его состав входят лица, назначенные правительствами земель. Бундесрат участвует в принятии бюджета. Его согласие требуется для принятия зако­нов, изменяющих конституцию, границы и территорию земель, структуру земельных органов и т.д.

Главой государства является федеральный президент, избираемый на 5 лет специальным парламентским собранием. Президент обладает огра­ниченными полномочиями: представляет бундестагу на утверждение главу правительства, увольняет и назначает федеральных судей и чиновников, представляет страну на международной арене.

Реальное руководство исполнительной властью осуществляет феде­ральное правительство во главе с канцлером. Канцлер обычно является главой партии, победившей на выборах, утверждается бундестагом. Канц­лер самостоятельно формирует кабинет, направляет внешнюю и внутрен­нюю политику государства, несет ответственность перед бундестагом.

Исключительную роль в политической жизни страны играет Консти­туционный суд. Он осуществляет контроль за конституционностью норма­тивных актов, рассматривает споры о правах и обязанностях высших орга­нов власти федерации, отдельных земель, выносит решение о запрете по­литических партий ввиду их антиконституционной деятельности. Судьи Конституционного суда назначаются пожизненно, 50% их утверждается бундестагом, 50% - бундесратом. 8. Объединение Германии

В результате глубоких изменений, прошедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения Германии. Во второй поло­вине 80-х гг. ГДР, как и другие страны социалистического лагеря, находи­лась в условиях глубокого социально-экономического и политического кризиса. Все активнее звучали требования открытия границ и политиче­ских перемен в стране. В ноябре 1989 г. власти ГДР были вынуждены от­крыть границы. Вслед за этим был утерян контроль над политической и экономической ситуацией в стране. В повестку дня ставится вопрос об объединении Германии.

18 мая 1990 г. был заключен Договор об экономическом, валютном и социальном союзе ФРГ и ГДР. В результате на территории двух госу­дарств было установлено единое платежное средство - марка ФРГ, что явилось сокрушительным ударом по экономике ГДР.

В августе 1990 г. был заключен Договор об избирательной унии, формировалась единая избирательная территория, выборы должны прохо­дить по правилам и законам ФРГ.

23 августа 1990 г. Народная палата ГДР принимает решение о при­соединении к ФРГ. 31 августа 1990 г. договор подписывается обеими сто­ронами. Согласно договору ГДР как государство ликвидировалось, а 6 вос-

создаваемых на ее территории земель с 3 октября 1990 г. включались в состав ФРГ. Государственная система ГДР демонтировалась, на террито­рию Восточной Германии распространилось действие конституции ФРГ.

В сентябре 1990 г. состоялась конференция министров иностранных дел четырех великих держав (СССР, США, Англия, Франция) и Западной и Восточной Германии, призванная обеспечить внешние условия объедине­ния. Итоговый договор зафиксировал незыблемость границ Германии, за­претил ФРГ производить, владеть и распоряжаться оружием массового уничтожения, обязал сократить вооруженные силы ФРГ и потребовал, чтобы с ее территории «исходил только мир». В то же время был признан полный суверенитет ФРГ во внутренних и внешних делах.

Самостоятельная работа

Советы и Учредительное собрание в конце 1918 - начале 1919 гг.

Первый Всегерманский съезд Советов и его решения. Баварская Советская республика. Версальский мирный договор.

Политический режим Веймарской республики.

Влияние мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. на Германию. Причины установления фашистской диктатуры.

Агрессивная внешняя политика фашистской Германии.

Развитие политического режима в ФРГ. Внешняя политика ФРГ после войны.

Вопросы для самопроверки

Почему в результате Ноябрьской революции Советы рабочих и солдатских депутатов Германии не сумели сохранить власть?

Как Версальский мирный договор 1919 г. повлиял на политическую обстановку в самой Германии?

В чем причины слабости демократических институтов Веймар­ской республики?

Каковы причины широкой популярности нацистской партии в нача­ле 30-х гг.?

Каким образом нацисты пришли к власти?

Что изменилось и что сохранилось в политической системе и государ­ственном строе Веймарской республики с приходом к власти нацистов?

Какие механизмы позволяли нацистам сохранять власть?

Когда и каким образом было ликвидировано фашистское государст­во в Германии?

Почему произошел раскол Германии после войны?

Как была решена судьба Берлина после войны?

Какие основные политические партии и партийные блоки существу­ют в ФРГ?

Как был решен вопрос о границах объединенной Германии в 1990 г.?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: