Постимпрессионизм. Постимпрессионизм во французской живописи конца XIX в

Постимпрессионизм во французской живописи конца XIX в. общепринятость и условность термина, объединяющего неоимпрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Тулуз-Лотрека. Влияние импрессионизма на их творчество и неудовлетворенность интерпретаций мира художниками-импрессионистами. Стремление постимпрессионистов к воссозданию целостной картины мира, поиск экспрессивных форм творческого преображения натуры, активизация и символизация художественных средств.

Неоимпрессионизм (пуантилизм, дивизионизм). Творчество Жоржа Сера — главы этого течения. Разработка логического метода создания картин, основанного на изучении законов оптики и физиологии восприятия цвета. Геометрическая схематизация натурных мотивов. Наложение красочного слоя с помощью мельчайших точек чистого цвета («Воскресная прогулка на острове Гран-Жатт»).

Поиски стабильности и гармонии в художественной системе Поля Сезанна. Приверженность натуре и склонность к обобщению, интеллектуальному абстрагированию. Особая роль натюрморта в творчестве Сезанна («Персики и груши»). Эпический и величественный образ природы в панорамных пейзажах Сезанна («Марсельская бухта»). Качественно новый характер живописного пространства и отказ от традиционных правил его построения. Нерасторжимое единство цвета, формы, пространства и композиции в поздних пейзажах Сезанна («Гора св. Виктории»).

Винсент ван Гог — личность художника, значение субъективного начала в его искусстве. Картина трудов и дней крестьян как неразрывная часть мироздания, природного и космического коловращения в пейзажах Ван Гога («Сеятель», «Красные виноградники в Арле», «Звездная ночь»). Смысловые значение цвета, напряженность сочетаний ярких, чистых красок, цветовая, фактурная и экспрессивная выразительность мазка.

Концепция «синтетического искусства» у Поля Гогена. Преодоление реализма, интеллектуализма и эстетизма европейского искусства конца XIX в. путем возвращения к патриархальной жизни и истокам цивилизации. Отъезд на Таити. Мифологизация и поэтизация повседневной жизни и обычаев таитян («Сбор плодов»). Претензии на философские и метафизические размышления («Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?»). Тяготение к монументальной форме, уподобление картины декоративному панно: плоскостность, орнаментальность, музыкальное движение линий, декоративность цвета («Таитянские пасторали»).

Творчество Анри де Тулуз-Лотрека. Острота социальных характеристик деклассированных персонажей («В кафе»). Ирония и гротеск изображения сцен с участием артистов кабаре: Жанны Авриль, Аристида Брюана, Ша-ю-Као. Экспрессия и лаконизм графического стиля Тулуз-Лотрека.

Значение творчества Сезанна, Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека в формировании основных течений живописи начала ХХ в.

Огюст Роден и его реформаторская роль в истории скульптуры. Пластическая выразительность позы, движения человеческой фигуры. Экспрессивные возможности лепки, живописной игры разнообразной обработки мрамора, эффектов незаконченности («Бронзовый век», «Вечная весна», «Мыслитель»). Новаторское решение городских памятников — «Граждане города Кале».

Возвращение к античной традиции и ее новое истолкование в скульптуре начала ХХ в. архаизация образов, брутальная сила и мощь объемов в произведениях Эмиля Антуана Бурделя («Геракл, стреляющий из лука»). Поиск идеальной гармонии и живое, чувственное ее воплощение в скульптурах Аристида Майоля («Помона»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: