Основным летним языческим праздником был праздник летнего солнцестояния, когда солнце достигает высшей степени напряжения своих
сил и его постепенно развивающаяся любовь к «матерн-сырой земле» завершается браком, что придает воде и растениям особые чудесные целительные свойства. Праздник летнего солнцестояния имеет, как и Коляда, два противоположных смысла: обоготворение наивысшего развития производительных сил природы и «похороны лета».
Праздник летнего солнцестояния существовал у греков и римлян. У греков на праздниках Цереры и Вакха совершалось очищение посредством огня и воды. У римлян на празднике Палилии существовал обычай перескакивать через огонь и проводить через него стада, а очищение происходило при помощи воды. На празднике Весты (23 июня) у римлян водой окроплялись дома, а ночью в этот же день зажигали костры, и люди перепрыгивали через огонь. С принятием христианства праздник летнего солнцестояния у нас был приурочен ко дню Рождества Иоанна Крестителя (24 июня), причем книжное слово «Креститель» - заменилось народным словом «Купала», что значит «купающий». На Иоанна Крестителя были перенесены черты Даждь-бога, а крещение, совершенное Иоанном, было приравнено к языческому очищению водой.
|
|
В России в настоящее время купальские обряды почти исчезли, но довольно хорошо сохранились в Белоруссии и Малороссии. Совершаемые большей частью накануне 24 июня, эти обряды состояли в том, что люди прыгали через костры, прогоняли мимо них скот, купались, чтобы обезопасить себя от действия враждебных сил природы, скатывали с горы зажженное колесо в воду, что символизировало поворот солнца на зиму. В деревнях сжигали, топили или хоронили чучело из соломы, а иногда два чучела. Одно из них, изображавшее женщину, называлось Купалой, Мариной или Мареной, а другое, изображавшее мужчину, - Ярилом, Костромой илиКострубонькой. В ночь на Ивана Купалу собирают травы, приобретающие в эту ночь чудесные свойства, как, например, плакун-трава, одолень-трава, чертополох, разрыв-трава. В эту ночь, по народному верованию, цветет огненным цветом папоротник, и тот, кому удастся подсмотреть это цветение, может найти под ним клад с золотом.
К празднику Купалы примыкали совпадавшие иногда с ним праздники в честь Ярилы (от яр - свет, жар, пыл - эпитет бога солнца). Это день похорон Ярилы, совершавшихся через неделю после Троицы во Всесвятское заговенье, или в первое воскресенье после Петрова дня, празднуемого 29 июня. Похороны эти совершались или с участием чучел, олицетворявших Ярилу, или кто-нибудь их присутствоваших играл роль Ярилы.
|
|
На праздниках в честь Купалы и Ярилы происходило свободное сближение обоих полов как отголосок древних отношений в эпоху матриархата. Купание было основным обрядом, освящавшим вступление в брак. Купальские обряды сопровождаются песнями. При зажигании чучела на костре поют: «Купала на Ивана! Где Купала ночевала? Купала на Ивана ночевала у Ивана». При потоплении чучела поют подобную песню: «Купала на Ивана! Купался Иван, да в воду упал- Купала на Ивана!». Любопытна песня, в которой Купала предстает как хозяин золотых кладов: в ней поющий представляет себе цветение папоротника. Как он подстережет цвет, сорвет его, найдет золотой клад и станет богачом-богатырем.