Интернет

Появление интернета означает выход системы массовых коммуникаций на принципиально новый этап. Традицион­ные электронные СМИ (телевидение, радио) подразумевали однонаправленный характер коммуникации. Интернет дела­ет коммуникацию двусторонней. Его аудитория самым ак­тивным образом участвует в информационном обмене, впервые ­


получив возможность свободного выбора и поиска ин­формации (а также её продуцирования и распространения). Интернет создаёт новую информационную среду, его влия­ние затрагивает и традиционные СМИ, во многом меняя ха­рактер их деятельности. Возникает новая область деятельнос­ти — сетевая журналистика. Кроме того, любой более или менее квалифицированный пользователь интернета имеет воз­можность создать собственное «маленькое СМИ».

Интернет зародился в недрах военного ведомства США. Сеть была создана в 1969 году и называлась ARPA — от Advanced Research Projects Agency — Агентство передовых ис­следований Пентагона. Она соединяла 500 компьютеров, находившихся в военных лабораториях и исследовательских центрах ряда американских университетов. К 1987 году сеть расширилась до 28 000 университетских компьютеров. В на­чале 90-х был разработан такой важный элемент интернета как World Wide Web (www) — «Всемирная паутина». Через сеть можно «скачивать» документы и программы, она служит основным интерфейсом для деловых операций, объём кото­рых постоянно возрастает.

«Интернет, задуманный как новая технология передачи ин­формации, быстро трансформировался в принципиально но­вое явление (как это произошло в своё время с «беспрово­лочным телеграфом» — радио). Начавшееся в 1990-е годы взрывообразное развитие «мировой паутины» — глобальной сети компьютеров, связанных между собой посредством но­вейших коммуникационных технологий — привело к тому, что уже к середине 1990-х миллионы людей получили дос­туп к невообразимо обширным сетевым информационным ресурсам. С середины 1990-х годов в глобальной компьютер­ной сети утверждается и русскоязычное Интернет-сообщество. К началу 2000 г. доступ к Сети имели около 200 млн чел. по всему миру»1.

Ещё в начале 90-х годов доступ к сети имел довольно огра­ниченный круг пользователей — учёные, специалисты, государственные

¹Беспалова А.Г., Корнилов ЕЛ, Короченский А.П., Лучинский Ю.В., Станъко A.M. История мировой журналистики. — М.—Рос­тов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. — Электронная публикация — https://www.evartist.narod.ru/text8/53.htm


чиновники, бизнесмены. Однако уже спустя де­сятилетие количество пользователей интернета исчислялось миллионами. Если говорить о России, то, по данным Фон­да «Общественное мнение», весной 2008 года в России на­считывалось 32,7 млн пользователей интернета. Это — 27% всего населения России1.

Интернет «перетянул» часть аудитории газет и телевиде­ния. Как показывают соответствующие исследования, люди, регулярно пользующиеся интернетом, фактически не смот­рят телевизор. Есть и другая любопытная тенденция — со­вмещённое использование телевидения и интернета. Так, ОТ. Филатова отмечает:

«Статистика свидетельствует, что на Западе активно разви­вается интерактивное телевидение, которое уже перегнало спут­никовое телевидение — более 20 млн семей участвуют в интерактивных шоу, влияют на ход событий в сериалах, разво­рачивающихся в прямом эфире, а также совершают покупки прямо с экранов телевизоров...

Отчёт, опубликованный исследовательской компанией Dataquest, показывает, что число тех, кто смотрит телевизор и одновременно бродит в сети, выросло с 27 млн в 2001 г. до 48 млн в 2002. Автор отчёта — аналитик Суджата Рамнараян — утверждает, что у большинства этих «тепевеберов» (82%) телевизор служит «фоном» при работе. Другие «телевеберы» используют Интернет для поиска дополнительной информа­ции по темам новостей, а также для общения с другими зри­телями и участия в онлайновых опросах во время трансляции телешоу»2.

Радио оказалось менее затронутым «миграцией» слушате­лей в Интернет, чем телевидение. Причиной этого является характер радио как дополнительного СМИ, которое слушают в основном в дороге или на отдыхе, т.е. вне дома. Однако радио сегодня также можно слушать в интернете.

1 https://bd.fom.ra/report/map/bntergum08/internet/internet0802/int0802 2 Филатова О.Г. Интернет как масс-медиа // Актуальные проб­лемы теории коммуникации. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2004. С. 240.

Среди пользователей интернета пока преобладают молодые, образованные, достаточно обеспеченные люди. Однако наблюдается


тенденция роста и расширения аудитории интернета. В частности, растёт его популярность среди пожилых людей и — по мере удешевления — среди малообеспеченных слоев населения (по крайней мере, в развитых странах).

За короткий срок в сети возникло множество сетевых СМИ, доступных любому пользователю, например новост­ные сайты или сетевые журналы. Традиционные СМИ вы­нуждены были осваивать новую информационную среду. Се­годня практически все традиционные СМИ имеют сетевые варианты. Сетевые СМИ, как правило, имеют форумы, где пользователи могут выказывать своё отношение к опублико­ванным материалам и вести дискуссии как между собой, так и с авторами публикаций. Эта интерактивность — принци­пиально новая черта интернет-СМИ.

Интернет — не только среда распространения информа­ции, это среда свободной коммуникации, создания новых сообществ, нередко поверх государственных границ. Это но­вое глобальное пространство общения, которое отчасти под­меняет или служит дополнением к общению «в реальном про­странстве». Такие феномены, как блоги, форумы, соци­альные сети, позволяют говорить о возникновении новой среды общения, меняющей характер социальных связей. Виртуализация человеческих отношений — специфически новая социально-психологическая проблема, порождённая интернетом. Среди обитателей сети формируются собствен­ные иерархии, складываются своя виртуальная групповая куль­тура, свой специфический язык. Высказываются даже опа­сения, что виртуальное общение подорвёт традиционные язы­ковые нормы.

Развитие интернета создаёт новые возможности и вызовы для бизнеса, определяет необходимость выработки новых мар­кетинговых стратегий. Интернет — новый и весьма динамич­ный рынок рекламы, породивший новые стратегии эконо­мического поведения. Всё больше людей совершают разно­образные покупки, оплачивают счёта, ищут и находят работу с помощью интернета.

Политические отношения также получают новый стимул для развития в сторону большей открытости государства по


отношению к гражданскому обществу. Создание собствен­ных сайтов как государственными структурами, так и отдель­ными политическими деятелями позволяет напрямую общаться с людьми, оперативно реагировать на их запросы, предо­ставлять необходимую информацию, минуя иных информа­ционных посредников. Таким образом, интернет может спо­собствовать укреплению демократии.

С другой стороны, компьютерные технологии, и интернет в том числе, вызывают озабоченность общественности в свя­зи с растущими возможностями контроля и отслеживания личной информации о гражданах со стороны не только госу­дарственных структур соответствующего типа, но и коммер­ческих организаций, а также преступных группировок. Кибер-преступность — новая реальность информационной эпо­хи, и примером этой преступности можно считать кражу с последующим корыстным использованием личной информа­ции о гражданах.

Ряд исследователей отмечают, что современные общества пережили четыре «коммуникационные революции»1.

Первая коммуникационная революция происходит в конце

XIX — начале XX века. Её смысл заключался в том, что периодическая печать утратила элитарный характер, характерный
для более раннего этапа развития, и стала доступной для массовой аудитории. Это было связано не только с коммерциализацией прессы, но также и с демократизацией политических институтов, расширением избирательных прав, повышением
грамотности населения. В странах, где сформировались диктаторские режимы, широкое распространение прессы было
связано не с коммерциализацией, а с потребностями правящих кругов в эффективном механизме пропаганды.

Вторая коммуникационная революция была вызвана по­явлением радио. Развитие радиовещания в первой половине XX века означало возникновение нового и весьма эффективного средства воздействия на массовую аудиторию.

¹См., например: Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короненский А.П., Лучинский Ю.В., Станько А.И. История мировой журналисти­ки. — М.:-Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003.


Третья коммуникационная революция была связана с раз­витием и распространением телевидения, самого массового и влиятельного СМИ XX века, коренным образом повли­явшего на культуру и повседневную жизнь современного об­щества.

Четвёртая коммуникационная революция происходит на наших глазах — в последней четверти XX — начале XXI века. Её содержанием являются развитие спутникового и кабель­ного телевидения, а также совершенствование информаци­онных технологий, породившее «информационный взрыв» и приведшее к формированию «информационного общества», главным ресурсом которого является именно информация. В этот период происходит масштабное внедрение цифровых технологий в деятельность средств массовой информации (так называемая дигитализация).

Каждая из коммуникационных революций существенным образом меняла условия существования человека. Измене­ния в системе массовой коммуникации неизбежно затрагива­ли и другие социальные институты.

Средства массовой коммуникации давно превратились в структурный элемент современного общества, что и обусло­вило необходимость социологического изучения этого фено­мена.

Вопросы

1.
Охарактеризуйте сущность и типы коммуникации.

2. Что такое массовая коммуникация? Какие факторы привели к её появлению?

3. Какие функции выполняют институты массовой коммуника­ции в современном обществе?

4. Охарактеризуйте основные этапы развития средств массо­вой коммуникации.

5. Какие факторы воздействовали на развитие средств массо­вой коммуникации в XIX—XX веках?

6. Какие социальные и культурные последствия породило рас­пространение телевидения?

7. В чём специфика интернета как средства массовой коммуни­кации?


Литература

1. Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, кан лы, действия. — М.: РИП-холдинг, 2003.

2. Беспалова А.Г., Корнилов Е.А., Короченский А.П., Лучи ский Ю.В., Станько A.M. История мировой журналист] ки. — М.—Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 200

3. Большая советская энциклопедия. Т. 19, Т. 21, Т.; (статьи: печать, радиовещание, телевидение). — М.: G ветская энциклопедия, 1975-1976.

4. Волков Д. Империя зла: краткий курс // Отечественнг записки. 2003. № 4.

5. Гидденс Э. Социология. — М.: Едиториал УРСС, 200

6. Дубин Б.В., Рейсблат А. Государственная информащ и массовая коммуникация // Отечественные записк 2003. № 4.

7. Засурский Я. Журналистика: от Гутенберга до Билла Гей са // Отечественные записки. 2003. № 4.

8. История печати: антология. Т. 1—2. — М.: Аспект-Прес 2001.

9. Крайселл Э. Радио: общественная служба, предприним тельство и парадокс выбора // Медиа: введение. — У ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

10. Макаров М.М. Массовая коммуникация в современно мире. - М., 2000.

11. Михайлов СА. История зарубежных СМИ. — М.: Изд-i Михайлова В.А., 2006.

12. Михайлов СА. Современная зарубежная журналистик правила и парадоксы. — М.: Изд-во Михайлова В./ 2002.

13. Никифоров О. Диалектика медиапросвещения // Отечес венные записки. 2003. № 4.

14. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. — М.: ООО «Изд; тельство АСТ», 2001.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: