Предисловие. Корни современной российской цивилизации уходят в глубины русской истории, в сложные процессы жизни народного духа

Корни современной российской цивилизации уходят в глубины русской истории, в сложные процессы жизни народного духа, национальную культуру. Укорененность в своей культуре во всей совокупности культурных пластов, в том числе традиционного народного и профессионально-художественного творчества, дает нам самодостаточность, спокойную уверенность и прочность в устроении бытия. И наоборот, отторжение от нее вызывает ощущение нестабильности, внутреннего дискомфорта, тревоги. Национальная культура - твердая почва, земля в бурном океане мировых потрясений и катаклизмов. Сегодня это на сознательном или подсознательном уровне понимается многими. Свидетельством тому - усиливающийся среди разных слоев населения России интерес к фольклору, к русской песенной традиции. Каждая публикация в наши дни поэтому востребована и актуальна.

Перевод песенного материала в нотную графику, то есть превращение живого художественного организма в застывший и весьма условный текст-памятник, - процесс необходимый. Но его миссия не только в консервации культурного наследия. Он может помочь современной интеллигенции когда-нибудь дорасти до полноценного восприятия музыкального фольклора как явления достойного внимания, художественно значимого и глубокого. Мы надеемся, что предлагаемый сборник будет полезен в первую очередь тем, кто занимается фольклорным исполнительством, послужит некоторым ориентиром в выборе и освоении фольклорного материала. Возможно, он вызовет интерес также и с точки зрения изучения региональной культуры Орловского края, закономерностей ее музыкального языка, процессов художественного мышления, традиций. Отдельные из представленных здесь песен уже давно заняли достойные места в концертных программах профессиональных и любительских фольклорных коллективов.

Сборник подготовлен на основе этнографических записей Троснянского, Орловского, Свердловского, Глазуновского, Шаблыкинского, Новосильского, Дмитровского и Мценского районов Орловской области, хранящихся в фондах ОЦНТ и сделанных его сотрудниками за период с начала 90-х годов прошлого столетия и в последние 10 лет. Эти записи, охватывающие двадцатилетие жизни (огромный срок, за который ушло целое поколение), являются фиксаторами состояния традиционной культуры. С их помощью можно проследить степень сохранности, разрушения или утраты тех или иных песенных жанров, форм их бытования, исполнительской интерпретации, репертуара. Фольклористам часто приходится констатировать, что старшее поколение сельских жителей уже не помнит песен своих матерей. Понятно, что записи 90-х годов существенно и качественно отличаются, как в жанрово-художественном, так и вокально-стилевом отношении, от записей последнего десятилетия. Это в некоторой мере отражено в сборнике.

Книга включает разделы календарных (№№1-12), свадебных (№№13-29), хороводных и игровых (№№30-44), лирических (№№45-60) песен и колыбельную (№№61,62).

Песни древнего календарного круга, еще несколько десятилетий назад являвшиеся визитной карточкой орловской традиции, в последние годы записывались собирателями гораздо реже. В 90-е годы прошлого века в западных и юго-западных районах области отмечалась хорошая сохранность масленичных песен. Они исполнялись с разными текстами на один напев (могло быть и несколько напевов). Различные напевы и тексты выполняли некогда в масленичных обрядах строго определенные роли. В сборнике тремя текстами представлены масленичные песни д.Масловка Троснянского района (№№2-4). В Дмитровском районе, на юго-западной окраине области, в конце 80-х годов были записаны песни, связанные с обрядом величания молодых мужей и их жен во время Великого поста («в говеины», то есть во время говения перед Пасхой; №5). Из числа весенних календарных в памяти исполнителей сохраняются еще заклички и игровые хороводы. Место, некогда занимаемое обрядовыми песнями весенне-летнего цикла, в ХХ столетии занял пасхальный тропарь «Христос воскресе», традиция уличного пения которого в период от Пасхи до Вознесения бытовала везде. Варианты местных распевов тропаря, которые почти повсюду до сих пор доводится записывать, представлены из разных районов. В д.Красная Слободка Глазуновского района напевом пасхального тропаря распевались и другие тексты церковного происхождения (№№11,12).

В разделе свадебных помещены разные по назначению и месту в свадебном обряде жанры: песни, под которые снаряжали невесту, ожидали жениха, величали молодых, ехали за невестой, везли приданое, пировали, причитали. Свадебный материал и в настоящее время удается записывать не единично. Более десятка песен было записано в 2008 г. в Шаблыкинском районе. Две из них, публикуемые здесь (№№15,16), дополняют подборку свадебных песен, подготовленную для издания «Традиционная культура Орловщины» (под ред. А.С.Каргина). Расположение единым блоком свадебных песен троснянских деревень Красавка и Масловка дает возможность получить некоторое представление о единстве стилистики обеих деревень и одновременно своеобразии их художественных систем. Традиционным для юго-западных районов области было использование на свадьбе трещотки (№14, хотя данная песня позднего происхождения).

Хороводные («карагодные») разделены на группу таночных (так называют сами исполнители хороводы в основном весенне-летнего периода, №№30-36) и группу игровых (№№37-44) песен.

В разделе лирических помещены песни разных историко-стилевых пластов, от наиболее ранних, стилистически связанных с календарными или распетых близко к ним, и до позднейших, в том числе вобравших влияния украинской, городской романсовой культуры рубежа ХIХ-ХХ веков, солдатской среды. Традиционная женская лирика, с характерной для нее сезонной приуроченностью (на Духов день, «в аспошку») представлена как широко распространенными текстами («Веселая беседушка», «Соловей с кукушечкой сговаривался», №№ 45, 46), так и редкой по сюжету песней «Ой да каму счастя, каму доля, ох» (№47). Группа песен, характеризующих традицию мужской лирики (№№50-54), открывается двумя вариантами знаменитых «Гор Воробьевских» (№50, из с.Бакланово Орловского района, запись 1991 г.; №51, из д.Горбуновка Дмитровского района, запись 1989 г.).

Центральное место в сборнике отведено расшифровкам записей из дд.Красавка, Масловка, с.Никольское Троснянского района, богатейшее песенное наследие которых - поистине сокровище нашей культуры. Здесь еще в конце ХХ века сохранялись потрясающие по силе экспрессии и красоте образцы традиционных лирических, свадебных, хороводных песен. К сожалению, подлинно художественные явления в последние годы стремительно исчезают. Так произошло на наших глазах с песенной культурой деревни Красавка - одного из самых удивительных художественных феноменов Орловской земли. Яркие ладо-гармонические краски с функциональной аккордикой и вводнотоновой обостренностью гармонического минора, синкопированная напряженность ритмики, собранность фактуры, интонационная выразительность мелодики с тонкой художественной проработанностью ее деталей составляют самобытную красоту песенного стиля Красавки. Помимо традиционной женской лирики, пасхального тропаря, причета и колыбельной в сборнике представлены три типа свадебных напевов этой деревни. На каждый из них исполнялось несколько поэтических текстов. Ранее в публикациях они уже появлялись.* Для целостности картины мы сочли возможным показать все три типа напевов, несущих в свадебном обряде различную функциональную нагрузку. Первый, медленный (условно говоря, опевальный) представлен двумя текстами (№№20,21). Второй, умеренно подвижный, остроритмичный (основной, с наибольшим количеством текстов, №23) и третий, подвижный, праздничный (величальный, №22)) представлены по одному тексту каждый. Вслед за ними помещены свадебные песни д.Масловка, имеющие схожие формулы первого (№19) и второго типов напевов (№№17,18).

В сборнике отражены и другие песенные жанры д.Масловка – «карагодные» (таночные, игровые), лирические. Танок «В нас па вулице туман, туман» (№30), несмотря на фрагментарность текста, поистине достигает вершин народной поэтики. Сюжет другого танка - широко распространенная на Орловщине баллада о женщине, потерявшей на жнивье ребенка (№31). Оба танка исполняются на один напев. Множественность текстов на единый напев, медленные хороводы, связанные с календарной обрядностью – явления типичные для западной периферии орловской песенной традиции. Также характерны для нее балладные сюжеты, встречающиеся во множестве в различных жанрах (№№2,31,50,53).

Песенный материал Орловского и Мценского районов представлен в основном жанрами игровых, хороводных и свадебных песен.

Подводя итог, хочется выразить слова глубокой сердечной признательности и восхищения народным исполнителям, с кем довелось встретиться в орловских деревнях, чьи песни, лишь маленькой толикой представленные здесь, звучали и, надеемся, будут звучать на нашей земле. Низкий им всем поклон, а ушедшим вечная память.

Выражаем огромную признательность всем, кто оказывал нам помощь в экспедиционной работе, встречал хлебом-солью, предоставлял приют: начальнику отдела культуры администрации Глазуновского района Зюзиной С.В. и ведущему специалисту того же отдела культуры Мартыновой О.А.; начальнику отдела культуры администрации Дмитровского района Шаламову Г.П.; директору Шаблыкинского МУМДК Михеевой В.П., директору Сомовского СДК Шаблыкинского района Иваниной О.Ю., директору Робьенского СДК Шаблыкинского района Кузьмичёвой С.В.; директору Троснянского РДК Жульковой Н.И.; директору Никольского СДК Троснянского района Балабановой Т.Я.; директору Моховицкого СДК Орловского района Дёмичевой В.М.; директору СДК с.Красная Слободка Глазуновского района Федюкович В.Н.; директору Хуторо-Подолянского СДК Савёнковой З.В.

Выражаем искренную благодарность заместителю начальника Орловского Управления культуры и архивного дела Соловьевой Е.З., директору ОЦНТ Аксютину А.И. и сотрудникам отдела традиционной народной культуры за содействие и поддержку в издании этого сборника.

Благодарим Диденко М.Е., Кайдурова А.В., Костомарова И.Н. за предоставленные фотоматериалы.

Всем помогавшим нам делом, советом или словом, сердечная благодарность.

Л.И.Паненкова, Н.Д.Васильева.

*См.№№31,41 в сб. «Поглядите-ка, добрые люди» /Из репертуара фольклорного ансамбля областного центра культуры/Сост. М.В.Костякова. Орел, 2005; №№64,66 в сб. «Традиционная песенная культура Орловского края/История и современность/Учебное пособие. - Орел, 2005)


Календарные обрядовые песни

Календарные обрядовые

1. Мы хадиди, мы искали

Словами: Хазяин с хазяюшкай,

Падайте блин да лепёшку,

Свинную ножку!

Вариант:

Словами: Хазяин с хазяюшкай,

Падайте блин да лепёшку,

Свинную ножку!



Календарные обрядовые песни



2. Узайду, зайду я на горку


1.Узайду, зайду я на горку,

Ой лёли, лёли-лёли, я на горку.

2.И скрикну я, скрикну салавейку,

Ой лёли, лёли-лёли, салавейку.

3.И братец мой, братец салавейка,

Лёли, лёли-лёли, салавейка.

4.И што ж ты, мой братец, ни навестишь,

Э лёли, лёли-лёли, не навестишь?

5.Эх в мине дома низдарова,

Ох лё, лёли-лёли, низдарова.

6.Пустили пажар па дубровам,

Лё, лёли-лёли, па дубровам.

7.И ёлки-сасёнки пагарели,

Ой лёли, лёли-лёли, пагарели.

Далее словами:

Салавьино гнёздушко спалахнула.


.

Календарные обрядовые песни



3. Маслина, маслина, кривашейка

4. Дамно я, дамно я в батюшки была

(Напев тот же)


1.Дамно я, дамно я в батюшки была,

Лё, лёли-лё, в батюшки была.

2.Уся мая стёжанька травой зарасла,

Э лё, лёли-лёли, трэвой зарасла.

3.Черёмай-калинай панависла,

Словами далее:

Чёрнай самародинай панакисла.

Чирёму-калину приламаю,

У радимава батюшки пабуваю,

Радимава батюшку папиняю:

«Што ж ты, мой батюшка, атдал далеко?»


Э лё, лёли-лёли, панависла.


Календарные обрядовые песни



5. Выйду я за вароты

Календарные обрядовые песн



6.Селезень ой Витюшка,

Селезень касатенький, (г)ой!

Лука мая,

Лука мая да зелёнаё.

7. Селезень ой Васюшка,

Селезень тих-касатенький, ой!

Лука мая,

Лука мая да зелёнаё.

8. Третий селезенюшка,

Третий касатенький, (г)ой!

Лука мая,

Лука мая да зелёнаё.

9. Селезень Васильюшка,

Селезень касатынький, (г)ой!

Лука мая,

Лука мая да зелёнаё.

Календарные обрядовые песни




6. Кулик-жаворонок


1. Кулик-жаваронок,

Палетел на донак.

Лавил палку,

Убил галку.

2. Галка плачет,

Кулик скачет.

Висна красна

На чём пришла?

*

3. На кнутику,

На хамутику,

На сахе-баране,

На кабыльей галове.

4. На кнутику,

На хамутику,

На сахе-бароне,

На крутой вертине.


Календарные обрядовые песни



7. Кулики-жаваронки



Кулики-жаваронки,

Палители у вадонки.

Из вадонак да в авёс

Кучер бараню павёз!



Календарные обрядовые песни


8. Христос васкрес


Вариант:


Календарные обрядовые песни

9. Христос васкресе

Вариант:

Календарные обрядовые песни

10. Христос васкреся

11. Христос васкресе

Календарные обрядовые песни

12. Госпади, явися к нам

Вариант:

Свадебные песни

Свадебные

13. Зялёныя сосенка


Свадебные песни


1. Зялёныя сосеныка

Жёлытый цвет.

Зялёныя сосеныка

Жёлтый цвет.

2. Что это Иванушки

Долга нет.

И, ой ля ли, и, ой ля ли,

Долга нет.

3. Писать бы письмо – ню вмею.

Паслать бы пасла – ни смею.

4. Родного батюшки баюся,

Родынаи матушки стыжуся.

И, ои ля ли, и, ои ля ли,

Стыжуся.

5. Сошьёт мине батюшка башмачки

С хахольчиками, с махорчиками, с пучками.

И, ои ля ли, и, ои ля ли,

С пучками.

6. Са чёрнаю, са чёрнаю бахмарой

Пайдёт наша Марьюшка с пахвалой.

И, ой ля ли, и, ой ля ли,

С пахвалой.


Свадебные песни


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: