Особо следует усвоить, что любая система (физическая, биологическая, космическая, политическая, экономическая) не может существовать и нормально (а тем более эффективно) развиваться без определенного механизма управления, регулирования. Как такова, международная экономика, также нуждается в определенном регулироваании. Причинами, орпделяющими возможность и необходимость регулирования международной экономики, являются:
1) современная НТР, углубление международного разделения труда и международной кооперации производства;
2) высокий уровень экономического, социального и политического развития человеческого сообщества;
3) огромные нарастающие масштабы международного производства. Такая экономика может нормально развиваться в условиях стабильности, устойчивости экономических, государственных, политических, правовых структур;
4) заметно усиливающая тенденция к демократизации мирового сообщества после распада колониальных и социалистических систем;
5) постоянно существующие противоречия между странами, национальными хозяйствами, международными компаниями, внутренние присущие рыночной экономике и «поддерживаемые» неравномерностью экономического развития, неравномерностью развития продуктивных сил, природных ресурсов, изменение в соотношении сил мировых рынках;
|
|
6) обостряющаяся система глобальных экологических проблем.
Таким образом, международное регулирование мировой экономики (или международная экономическая политика) – это система мер, направленных на решение глобальных экономических (и вместе с тем социальных и политических) проблем.
Международное регулирование мировой экономики может осуществляться на двух уровнях: а) на официальном, государственном уровне, или на макроуровне; и б) на корпоративном, фирменном уровне, или на микроуровне.
Субъектами регулирования на официальном уровне являются международные, наднациональные организации, институты.
3. Цели международной экономической политики и институты ее регулирования
Сущность, роль таких институтов проявляется в целях и функциях международного регулирования мировой экономики.
Основные целями международной экономической политики являются:
– решение глобальных проблем; мировое разрешение противоречий и споров между государствами;
– формирование и поддержание системы международной безопасности, в т.ч. экономической, военно-политической, социальной, экологической;
– повышение эффективности и уровней экономического, социального, культурного развития мирового сообщества и каждой страны в отдельности.
Цели обусловливают определенные функции межгосударственных институтов, проводящих в жизнь международную экономическую политику. Основынми из таких функций являются:
|
|
1. Содействие – организация международных переговоров и конференций; сборе и анализе статистических и фактических материалов; в публикации и распространении результатов исследования.
2. Наблюдение – анализ вторичных источников, на основе которых готовится доклады, сообщения.
3. Надзор – более жесткая форма наблюдений, связанная с обязательством стран регулярно сообщать данные о своем экономическом положении и выслушивать рекомендации проверяющих организаций.
4. Регулирование – принуждение стран к выполнению рекомендаций международных организаций (институтов).
В настоящее время в мире функционирует более 100 международных, национальных правительственных организаций, существующих в той или иной мере регулирование мировой экономики. Все они различаются по составу, размерам, целям, функциям и влиянию на мировую экономику.
Особое внимание следует уделить классификации основынх международных институтов, регулирующих мировую экономику.
В зависимости от функции, которые выполняют международные организации, различаются четыре их категории:
1) консультационные международные организации;
2) универсальные международные организации;
3) отраслевые международные организации;
4) банковские международные организации.
В зависимости от форм международных экономических отношений, выделяются следующие международные организации:
1) Всемирная торговая организация (ВТО), до 1995г. – Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ – с 1948 г.). Это законодательная институциональная основа международной торговки;
2) Многостороннее агентство по гарантии инвестиций (МАГИ) образовано в 1988г. Занимается регулированием международного движения капитала. В его состав входят около 160 стран;
3) Международная организация труда (МОТ), занимающаяся вопросами миграции рабочей силы. Организована в 1919г. и с 1946г. стала специализированным агентством ООН.
4) Международный валютный фонд (МВФ), образованный в 1944г. Занимается регулирование международных финансов.
Следуем понимать, что вторая группа международных организаций может состоять из достаточно большогоих количества, однако основыное значение в мировой экономической политике принадлежит именно названным институтам.
В заключение изучения последней темы курса необходимо знать, что:
1. Одним из основынх элементов международных отношений выступают международные экономические отношения.
2. Международная экономика, как определенна система, нуждается в четких и эффективных инструментах и механизмах управления.
3. Международная экономическая политика представляется собой систему мер, направленных на решение глобальных экономических и сопутствующих проблем.
4. В современной мировой экономике существует целый ряд международных институтов, регулирующих те или иные сферы деятельности государств, как субъектов международных отношений.
* Теология (от греч. theos – бог, и logos – слово, учение) – богословие, совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действиях Бога.
** Метафизика (от греч. – после физики) – философское учение о сверхчувственных (т.е. недоступных опыту) принципах бытия.
*** Антропоморфизм (от греч. anthropos – человек, morphe – форма, вид) – уподобление человеку; наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, животных и т.д.