Тема: Творчество Д.Мильтона. Поэмы «Потерянный рай и «Возвращенный рай»

Цель занятия: 1. Изучение творчества Мильтона;2. Прочитать поэму Д.Мильтона «Потерянный рай» с точки зрения ее современного звучания.

Студентдолжен

знать:

- особенности литературы XVII века;

- основные этапы творчества Д. Мильтона.

уметь:

- характеризовать основные направления, жанры литературы XVII века в странах Европы;

- определять тематическое и стилистическое своеобразие поэмы Д. Мильтона«Потерянный рай».

Вводные пояснения. Джон Мильтон (1608 – 1674) – крупнейший английский поэт ХVII века. Как поэт, публицист и мыслитель Мильтон сложился под воздействием культуры эпохи Возрождения и бурной общественно-политической борьбы своего времени. Получив пуританское воспитание в семье (его отец – лондонский нотариус) и образование в Кембриджском университете, где он сблизился с кругами антимонархически настроенной молодежи, Мильтон и впоследствии выступает убежденным противником монархии. В разгар событий английской буржуазной революции, будучи уже признанным поэтом и публицистом, он становится активным сторонником республиканского строя и врагом феодальной реакции. В 1650-е годы, при Кромвеле, Мильтон выполняет работу консультанта и латинского секретаря государственного совета. В результате усиленных занятий писатель ослеп. Реставрация монархии обернулась для него тяжелыми последствиями: он был приговорен к смертной казни как один из наиболее активных сторонников республики. Ему удалось избежать казни, но наложенная на него контрибуция лишила его средств к существованию. Последние годы жизни Мильтон провел в уединении, полностью отдавшись творчеству.

Его произведениям свойственны дух борьбы и протеста, политическая острота, тираноборческие мотивы. Мильтон создавал образы мятежных и мужественных героев. Продолжатель гуманистических традиций культуры Ренессанса, он в то же время близок к идеям Просвещения. Человек фундаментальной образованности, блестяще эрудированный интеллектуал, Мильтон писал свои произведения на нескольких языках. Он является автором философских, исторических и политических трактатов, лирических стихотворений, сонетов, поэм и драматических произведений. Одно из ранних его стихотворений «Шекспиру» (1630) содержит программный мотив о близости автора ренессансному гуманизму, и в то же время в нем звучит мысль о том, что для поэтов последующих поколений творчество Шекспира остается недосягаемым образцом. К этому же периоду относятся стихотворения «Жизнерадостный» (1632) и «Задумчивый» (1634), объединенные в лирический дистих образом героя-юноши, показанного в состоянии радости, а затем меланхолии. В противоположность поэтам-метафизикам Мильтон стремится к утверждению идеала цельной и гармоничной личности, сочетающей силу разума с глубиной чувств. Далее Мильтон создает ряд памфлетов: «О воспитании» (1644), «Иконоборец» (1649), «Защита английского народа» (1650), «Вторая защита» (1654), в которых он создает образ человека-борца, гражданина республики, смело отстаивающего свои убеждения. В «Защите английского народа» и в сонете «Лорд-генералу Кромвелю» (1652) Мильтон прославляет Кромвеля как поборника свободы, но в то же время предупреждает, сколь тяжелыми последствиями для республики может обернуться стремление к личной диктатуре. После провозглашения Кромвеля лордом-протектором Мильтон больше не писал о нем, понимая, что диктатура Кромвеля нарушала республиканские принципы управления и содействовала крушению республики. В последний период творчества писателя, совпавший с Реставрацией, созданы крупнейшие произведения: поэмы «Потерянный рай» (1667) и «Возвращенный рай» (1671), драматическая поэма «Самсон-борец» (1671), в которых воскрешается мятежный дух революционного крыла английского пуританства. Обращаясь к библейским сюжетам и образам, Мильтон придает им современное звучание.

Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. Проследить развитие библейских мотивов в поэме. С какой целью они использованы автором? 2. Определить главную тему поэму. О чем хотел написать Мильтон? 3. Отражение в поэме пуританских взглядов автора и его революционных убеждений. Как разрешается это противоречие? 4. Главный герой поэмы – Сатана, а не Бог. Почему?

Индивидуальные задания (сообщения, доклады). 1 Лирика Д.Мильтона. 2. Поэмы Д.Мильтона «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» как поэтическая дилогия. 3. Трагедия Д.Мильтона «Самсон-борец» как одно из великих достижений литературы 17 в.

План занятия.

1.Воплощение темы революционного восстания в сюжете поэмы:

а) мятеж ангелов под предводительством Сатаны против Бога. Их поражение и изгнание с небес в преисподнюю;

б) образ Бога – воплощение деспотизма;

в) мысль о закономерности восстания против Бога.

2. Образ Сатаны:

а) смысл положения Сатаны как главного героя поэмы. С какой целью Мильтон меняет соотношение библейских образов Бога и Сатаны, «исправляя» миф?

б) восстание Сатаны против службы у «небесного деспота». В чем конфликт Бога и Сатаны? Кто выходит победителем в этом противостоянии?

в) Сатана как продолжение титанических героев Возрождения.

3. Образы Адама и Евы:

а) изгнание из рая и познание земных тягот. Как переносят герои утрату райского блаженства? Чувствуют ли они раскаяние?

б) воплощение в Адаме и Еве представлений Мильтона об идеальных мужчине и женщине. Утверждение права человека на поступок, нарушающий мораль, освященную богословием;

в) Адам и Ева – продолжение гуманистической традиции Возрождения: Адам – воплощение силы и мужества, Ева – женского совершенства и обаяния. Их стремление к знанию и деятельности.

4. Отражение в поэме противоречий мировоззрения Мильтона:

а) конфликт пуританских представлений о добродетели и революционных убеждений;

б) конфликт просветительских идей и религиозной доктрины.

Литература

1. Мильтон Д. Потерянный рай. Возвращенный рай.

2. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы / Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 1975. – С.98 – 104.

3. Самарин Р.М. Творчество Джона Мильтона. – М., 1964.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: