Цель занятия: 1. Изучение творчества Г.Филдинга; 2. Прочитать роман Филдинга «История Тома Джонса, найденыша» как реалистическое произведение Нового времени.
Студент должен
знать:
- особенности английского сентиментализма;
- основныеэтапы творчества Г. Филдинга;
уметь:
- давать сравнительный анализ поэзии классицизма и поэзии сентиментализма;
- определять особенности творчества Г. Филдинга.
Вводные пояснения. Генри Филдинг (1707 – 1754) – английский писатель и драматург эпохи Просвещения. Его творчество явилось вершиной английского просветительского реализма. Мировоззрение Филдинга проникнуто жизнерадостным свободомыслием, ему свойствен жизнеутверждающий гуманизм и светлый взгляд на человеческую природу. Преклоняясь перед разумом, он с полным доверием относился и к чувственной природе человека, отстаивая мысль о его праве на всю полноту земного счастья. Гуманизм и свободомыслие Филдинга, его полнокровнвй реализм роднят его с великими писателями эпохи Возрождения – Шекспиром, Рабле и Сервантесом, которого он называл своим учителем. Филдинг обогатил английскую литературу постановкой значительных проблем и художественным мастерством их раскрытия. Острота его критической мысли проявилась в политической и социальной сатире. Он был первым в английской литературе, кто соединил плутовской приключенческий роман с семейно-бытовым, как он сам говорил: «эпос большой дороги» с «эпосом частной жизни».
|
|
Крупнейшим вкладом Филдинга в национальную и мировую литературу стали его романы, среди которых первое место принадлежит «комическим эпопеям» - «Истории приключений Джозефа Эндрюса» (1742) и «Истории Тома Джонса, найденыша» (1749). В них с наибольшей полнотой воплотилось стремление писателя к разностороннему изображению жизни, эпически широкому размаху повествования. Филдинг определяет эти романы как «комические эпопеи в прозе». Комический роман отличается от комедии большей длительностью действия и большим охватом событий, а действующие герои в нем более разнообразны. Филдинг подчеркивает, что в комическом романе внимание обращено не на возвышенное, а на смешное.
Вопросы и задания к самостоятельной работе студентов. 1. В ходе чтения романа Филдинга проследить за историей жизни Тома Джонса. Является ли этот герой идеальным? Какие свойства его личности наиболее привлекательны? Почему? 2. Прочитать картины жизни в поместье. В чем видят смысл своего существования сельские сквайры? Какое влияние на судьбу Тома Джонса оказывают его близкие – помещик Олверти, его племянник Блайфил, Софья Вестерн? 3. Составить дорожный сюжет Тома Джонса. Какие испытания и приключения на пути в Лондон переживает герой? Смог ли он их преодолеть?
|
|
Индивидуальные задания (доклады, сообщения). 1. Роман Филдинга «История приключений Джозефа Эндрюса». 2. Филдинг-драматург.
План занятия.
1. «Том Джонс» как «комическая эпопея» английской жизни:
а) жизнь в поместье, сельские сквайры и их окружение;
б) дорога Тома в Лондон, люди и происшествия по дороге;
в) столичные нравы.
2. История главного героя как иллюстрация просветительской идеи естественной нравственности. Черты романа воспитания в «Томе Джонсе».
3. Жанровое и стилистическое своеобразие романа Филдинга:
а) элементы плутовского романа и романа «большой дороги» в повествовании;
б) симметрия и контраст как системообразующие принципы в прозе Филдинга: в композиции, группировке персонажей, в контрасте высокого и низкого стилей;
в) образ повествователя;
г) художественное время романа: линейность повествования, отражение исторического времени;
д) комическое начало в прозе Филдинга: сатира, юмор, ирония, пародия на литературные стили современников и предшественников.
Литература
Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. – М.: Высшая школа, 1985. – С. 124 – 131.
История зарубежной литературы ХVIII века / Под ред. Л.В.Сидорченко. – М.: Высшая школа;Academia, 1999. – С.54 – 72.
Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – С. 196 – 202.
Шкловский В.Б. Повести о прозе: Размышления и разборы. В 2-х т. Т.1. – М.: Худ. лит., 1966. – С. 203 – 211.