Предпроектная подготовка оргпроектирования системы управления качеством среди всех других стадий создания подобных систем имеет наибольшую значимость. От нее зависит результативность функционирования всей системы. Как показывает опыт, основными на данной стадии являются этапы, связанные с проведением предпроектного анализа действующей на предприятии системы управления качеством и разработкой ТЗ на создание проекта систем. Перед подготовкой и изданием приказа о разработке оргпроекта системы управления качеством целесообразно провести предварительные работы, обосновывающие необходимость создания такой системы. Это нужно осуществлять в тех случаях, когда со стороны постоянных потребителей нет жестких требований к наличию на предприятии системы или при принятии решения о совершенствовании действующей системы управления качеством.
Малотрудоемкое и простое обоснование можно провести на основе экспресс-опроса. К опросу желательно привлечь всех менеджеров высшего звена и ряд менеджеров среднего и низового звеньев, в том числе производственных. Вопросы экспресс-обоснования целесообразно представить в табличном виде, где можно было бы дать однозначный ответ «да» или «нет». Участникам опроса необходимо понимать, что потребитель - это не только тот, кто потребляет конечную продукцию за пределами предприятия, но и работники всей технологической цепочки (другого цеха, отдела и т.п.). Методически опрос можно проводить в письменной или в устной форме. Пользуясь результатами, полученными после опроса, и рекомендациями, можно выяснить, следует ли на данном предприятии создавать (совершенствовать) систему управления качеством. Объективность таких рекомендаций может быть достигнута только при максимально искренних и правильных отношениях (с учетом реальных данных о состоянии дел в области качества).
|
|
Содержание последующих работ:
1. Подготовка и подписание приказа директором, служащего
правовой основой создания проекта системы управления качеством
на предприятии.
2. Координация работ через специально создаваемую комплексную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия, а также специально созданного штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение должно подчиняться руководителю, осуществляющему общее руководство всеми работами в этой области.
3. Повышение квалификации, обучение и подготовка кадров. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и других НМД и НТД, их применение на предприятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособной продукции. Знания, умения и навыки в этой области должны приобретаться всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников в том, что качество является приоритетным перед другими результатами деятельности предприятия.
|
|
4. Проведение отбора конкретных видов продукции, для которых будут создаваться системы управления качеством. Этот этап предпроектной стадии требует проведения маркетинговых исследований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По результатам проведения предпроектного анализа избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Окончательный перечень продукции целесообразно согласовать с основными потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потреби-
телей-заказчиков. специфики производства, следует осуществить для каждого вида продукции выбор необходимой модели СМ К, отвечающей положениям современных воззрений и в наибольшей мере удовлетворяющей потребителя-заказчика. Результаты выбора моделей следует оформить с потребителями-заказчиками контрактами или соглашениями, в которых нужно также уточнить требования к системам. Каждая сторона должна четко и однозначно представлять взаимоприемлемые требования к системе определенного вида продукции.
5. Определить содержание программы предпроектного анализа дей
ствующей на предприятии системы с использованием системного под
хода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области
качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей
фактических результатов деятельности предприятия в этой области.
Необходимо отметить, что в период начального перехода предприятия к использованию стандартов на системы управления качеством ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы управления качеством с требованиями стандартов и других НМД. При этом в программе должны быть предусмотрены вопросы анализа сравнительного соответствия элементов функционирующей на предприятии системы управления качеством требованиям потребителей и регламентирующих документов. Целью анализа должны стать не только определение негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и улучшение действующей системы. Помимо этого в программу анализа следует включать вопросы сравнения качественных сторон элементов: производственной подсистемы качества (продукции, экономических результатов в области качества, производственных функций, производственной структуры и др.); сравнения элементов управляющей подсистемы управления качеством (элементов входа, специальных функций, оргструктуры, методов управления и др.).
Наряду с указанным в программе необходимо также отразить вопросы анализа сложившегося передового опыта по созданию аналогичных систем управления качеством, адаптируя его для использования на стадии проектирования и внедрения. Вся программа анализа составляется специалистами по управлению качеством, рассматривается комплексной рабочей группой и утверждается руководителем работ по созданию системы.
6. Сформировать и затем подобрать полный комплект НТД,
НМД и другой специальной документации и авторитетной отечест
венной и зарубежной литературы по вопросам анализа и разработки ТЗ
на создание системы управления качеством. Эту работу следует осу
ществлять работникам, исполняющим предпроектные этапы созда-
ния систем, привлекать специальные подразделения и службы информации.
7. Подготовить план-график работ по созданию систем управле
ния качеством. Его разработку следует начинать с определения пе
речня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и исполни
телям. План-график утверждается директором предприятия.
|
|
8. Проанализировать действующую на предприятии систему управ
ления качеством. Цели анализа достигаются выполнением той про
граммы, которая намечена. Для сокращения затрат на сбор данных, не
обходимых при анализе, и получения достоверных выводов и предложе
ний можно использовать измененный (относительно традиционного)
порядок. Сущность такого изменения заключается в предварительном
определении на основе прогноза гипотезы результатов анализа, т.е. до
его проведения. В этом случае последовательность работ этого этапа
будет носить циклический характер и включать: определение гипотезы
результатов анализа, определение необходимых показателей и данных
для анализа, сбор данных, анализ данных, формулирование результатов
анализа данных и сравнение их с гипотезой, принятие решения и кор
ректировку гипотезы о начале повторного цикла анализа или опре
деление предложений по изменению анализируемой системы.
При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, которые заслуживают первоочередного внимания. Их значимость может определяться различными показателями (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, потерями и т.п.). Наиболее применяемым для определения важности причин недостатков показателем можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). С использованием этого показателя цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.
Очень важно для выработки предложений в процессе анализа устанавливать причины и следствия недостатков в действующей системе управления качеством, используя матрицы, формы, номограммы и т.п. Например, при выполнении сравнительного анализа положений действующей системы управления качеством с требованиями НТД (стандартов ИСО и другими требованиями прогрессивных методических документов), являющегося центральным в начальный период создания системы, можно эффективно применять матрицы соответствия. Они позволяют отразить одновременно информацию о наличии или отсутствии в действующей системе управления качеством как элементов, предусмотренных НТД, так и оценку соответствия имеющихся элементов требованиям стандартов и дополнений к ним со стороны потребителей-заказчиков. Сравнительный анализ необходимо осуществлять для каждого рассматриваемого вида продукции в отдельности и отражать все функции системы общего управления качеством и специальные функции управления.
|
|
По результатам анализа составляются отчет или аналитическая справка, в которых указываются результаты сопоставления различных элементов, оценка эффективности действующей системы по достижению ее целей, возможности использования для создания системы управления качеством в соответствии ^современными требованиями, предложения по совершенствованию действующей системы и превращению ее в требуемую потребителями и органами по сертификации систему управления качеством.
9. Разработка ТЗ на проектирование системы управления качеством. Техническое задание устанавливает требования к разрабатываемым системам и порядку их создания. В нем желательно предусмотреть следующие разделы:
• основание и цели для разработки проекта системы;
• результаты предпроектного анализа действующей на предприятии системы управления качеством. Отчет или аналитическая справка об анализе выносится в приложение к ТЗ;
. общие требования к построению системы управления качеством (принципы, правила построения и требования к системе управления качеством с учетом дополнений со стороны потребителя и принятых регламентирующих документов);
. сроки разработки проекта систем;
• требования (задания) к объектам проектирования систем. Требования-задания целесообразно группировать обобщенно, сначала для построения проекта системы общего руководства качеством и совершенствования элементов производственной системы, а затем - для построения проектов систем управления качеством для однородных видов продукции. Некоторые требования, в случае их общности для нескольких видов продукции, могут излагаться совмещенно. К каждому заданию целесообразно давать предложения и рекомендации по их выполнению;
• источники финансирования;
• состав, содержание и организация работ по внедрению проекта (этапы и состав работ, мероприятия, сроки их выполнения, исполнители, формы их завершения);
• технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта (определяется экономический эффект по условиям использования каждого вида продукции за установленный расчетный промежуток времени на основе стоимостных оценок позитивных результатов и затрат на разработку и внедрение проекта). В ряде случаев следует разрабатывать бизнес-план обоснования создания системы;
• порядок приемки системы управления качеством (включает информацию о порядке приемопередаточных работ, предъявления потребителям, сертификационным органам и т.п.);
• нормативно-технические и методические источники проектирования (НТД и НМД и другая документация, справочные и литературные источники, проекты - аналоги подобных систем, типовые проекты и т.п.);
• перспектива продолжения работ (излагаются направления улучшения системы управления качеством);
• приложения (перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналитическая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.).
3.1.4. Методические положения проектирования систем управления качеством
Естественным продолжением предпроектной подготовки являются работы по проектированию и реализации проектных материалов непосредственно на предприятии (в организации).
Проектная стадия разработки системы управления качеством включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проектов этих систем. Рабочий проект каждой системы, как правило, разрабатывается в соответствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и другой документации, необходимой для создания, проведения приемопередаточных работ и реализации системы, достижения целей и сертификации системы, а также обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы.
Непосредственно при проектировании рабочего проекта осуществляется:
1. Подбор комплекта НТД, НМД и другой необходимой литературы и документации, образцов-аналогов подобных систем.
2. Разработка проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов. Разделы технического проекта, их содержание были достаточно хорошо отработаны ранее. Практика разработки систем управления качеством показала, особенно в отношении малых предприятий, а дальнейшее совершенствование этих систем подтвердило, что объективно можно ограничиться разработкой первой редакции РД «Общее руководство по качеству». В нем должны быть раскрыты структура системы, политика в области качества, принципы управления качеством, процедуры основных процессов, порядок поддержания системы в рабочем состоянии и ее улучшения.
Разработка рабочей проектной документации системы управления качеством может осуществляться в два подэтапа: на первом -разрабатываются документы по системе общего управления качеством, единой для всех видов выпускаемой предприятием продукции, на втором - документы непосредственно для «продуктовых систем» управления. Одним из исходных документов проектирования рабочей документации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций как в системе общего управления качеством, так и в каждой из «продуктовых» (табл. 3.1.1).
ТаблицаЗ. U Пример матрицы распределения функций по элементам системы общего управления качеством на предприятии (фрагмент)
Ms п/п | Функциональные сферы Элементы СО УК (п. по ГОСТ Р ИСО 9001-2001) | Ген. директор | Технический директор | Директор по качеству | Директор по производству и сбыту | Коммерческий директор | Директор по экономике ифинансам | Директор по кап. строительству | Помощник ген. директора по кадрам | Главный инженер | Главный бухгалтер |
Применение (1.2) | О | У | у | У | У | у | У | у | У | у | |
О | У | У | У | У | У | У | У | У | У | ||
О | у | ОУ | У | У | У | У | У | У | У | ||
О | У | ОУ | у | У | У | У | У | У | У | ||
Управление записями ВСМК (4.2.4) | о | УИ | ОУИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | |
Обязательства руководства (5.1) | о | У | ОУ | У | У | У | У | У | У | * у | |
7 ~ | Ориентация на потребителя (5.2) | О | УО | ОУ | УО | УО | УО | УО | УО | УО | УО |
Корректирующие действия в СМК (8.5.2) | оИ | УИ | ОУИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | |
ОУИ | УИ | ОУИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ | УИ |
Условные обозначения: О - ответственность; У - участие: И - информация (соучастие).
Примечание. Можно использовать другой вариант распределения функций: О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ (письмо, —ешения, приказ и т.п.); П - представляет предложения, исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У участвует в обсуждении, выполнении данной функции, визирует подготовленные документы: С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе их подготовки: Р - принимает решение (утверждает), подписывает документ и т.п.
При проектировании рабочей документации исключительное внимание должно уделяться разработке целевых программ «Качество» (на каждый вид однородной продукции). В ней необходимо заложить взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполнителям задания по повышению уровня качества и обеспечению конкурентоснособности продукции, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий.
3. Разработать соответствующие конкретные мероприятия (научного, технического, экономического, организационно-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по этому этапу работ может стать план мероприятий по внедрению системы управления качеством. Он формируется на основе суммирования мероприятий по каждому разработанному проектному документу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в ТЗ на систему. В плане следует предусматривать мероприятия по сертификации продукции и системы управления качеством. Все планы мероприятий должны быть согласованы и утверждены.
4. Осуществление комплексной оценки эффективности всех мероприятий, направленных на повышение и обеспечение конкурентоспособности каждого вида продукции в рамках соответствующей системы управления качеством, уточнение расчетов ТЭО создания системы, проведенного на этапе составления ТЗ, с учетом более конкретных исходных данных.
5. Оформление рабочих проектов:
• титульный лист;
• ведомость документации (перечень НТД, РД и НМД) с указанием даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия. Группировку документации следует проводить по структурно-системному признаку (по системе общего управления качеством и далее по «продуктовым системам» в рамках каждого блока - ответственности руководства, менеджмента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции, измерения, анализа и улучшения, приведенным, например в ГОСТ Р ИСО 9000-2001) или иному обоснованному признаку (функциональному, элементному и т.п.);
• сводный перечень используемых в документации рабочего проекта НТД, РД и НМД со ссылками в документации проекта. Его целесообразно группировать по признакам, принятым для ведомости документации рабочего проекта;
• комплект документации рабочего проекта, относящийся к системе управления качеством (утвержденные в процессе разработки или ранее, но принятые к использованию без каких-либо доработок). Их комплектация может осуществляться по нризна-
кам, принятым для ведомости документации рабочего проекта; в комплекте документации на рассматриваемый конкретный вид продукции целесообразно иметь целевую программу «Качество»;
• план мероприятий по внедрениюАстемы управления качеством;
• расчет эффективности проектных мероприятий по внедрению системы;
• пояснительная записка, содержащая следующие разделы: основание для разработки рабочего проекта; цели и задачи разработки рабочего проекта; краткую характеристику производственно-хозяйственной системы предприятия; проектные решения и обоснования их принятия; состав рабочего проекта (с указанием места проектных решений в соответствующих документах рабочего проекта); источники информации (список использованных литературных источников),
6. Организация рецензирования рабочего проекта, а в необходимых случаях - и экспертизы. Результаты объективного рецензирования или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании рабочего проекта и улучшении его качества. Сведения о рецензиях (отзывах) и экспертизах вместе с принятыми решениями по замечаниям рецензентов (экспертов) прилагаются к пояснительной записке рабочего проекта системы управления качеством.
3.1.5. Методические положения реализации (внедрения) и совершенствования организационных проектов систем управления качеством
Заключительной стадией создания системы управления качеств о м явля етс я стадияреализации (внедрения) организационных проектов, от которой во многом зависит эффективность и достижение целей каждой системы. Эта стадия состоит из следующих этапов:
• Реализацияроекта
1) издание приказа о введении в действие утвержденной проектной документации как системы управления качеством, а также о выполнении мероприятий по их внедрению. В приказе следует указать задачи руководства предприятием и рабочих структур системы управления качеством, сроки внедрения и выполнения мероприятий и требуемые результаты;
2) выполнение мероприятий по внедрению рабочих проектов, особое внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сертификацию системы. Получение сертификата на такую систему является официальным признанием функционирования эффективной системы обеспечения надлежащего качества;
3) стимулирование внедрения рабочих проектов, которое следует осуществлять всемерно, совмещая их с мероприятиям по внедрению различного характера инноваций и новой техники.
• Контроль и анализ внедрения рабочих проектов системы управ
ления качеством, который должен включать:
1) контроль за внедрением проектной документации. Его должны проводить координационно-рабочая группа и руководители системы управления качеством. Формы отражения контроля могут быть различными (например, в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.);
2) анализ внедрения рабочих проектов системы. Он заключается в сборе информации, ее изучении и оценке результатов внедрения.
На их основе следует устанавливать соответствие уровня организации и реализации выполнения работ по внедрению, целям, отзывам потребителей и требованиям системы управления качеством. Для этого необходимо осуществить комплексную оценку фактической эффективности реализованных «продуктовых» мероприятий в рамках конкретной системы управления качеством. Кроме того, результаты данного этапа должны стать исходным материалом для дальнейшего совершенствования рабочих проектов систем.
• Сертификация системыи продукции. На этом этапе необходимо подготовить соответствующий комплект документации, организовать сертификацию и получить сертификаты.
• Совершенствование системы управления качеством:
1) улучшение функционирования всех элементов данной системы;
2) проектирование новых элементов системы, соответствующих разработок и введение в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).
Включение новых элементов в системы управления качеством может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловливаемых изменением, например, спроса, потребностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из основных направлений совершенствования систем является автоматизация процессов управления качеством.
Важное значение в условиях рыночных отношений после создания систем приобретают вопросы их совершенствования. При этом порядок и последовательность таких работ следует принять традиционными. т.е. они должны содержать практически тот же состав стадий, этапов и операций, что и при создании системы управления качеством. Преемственность проведения работ по совершенствованию
и развитию систем обусловливает возможность реализации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке системы управления качеством.
Опыт создания и функционирования систем управления качеством позволил определить два основных направления их совершенствования и развития:
1) дальнейшее совершенствование всех элементов системы, включая автоматизацию процессов управления качеством;
2) расширение круга задач по управлению и создание на основе управления качеством многоцелевых интегрированных СУ, основанных на принципах рыночной экономики.
Совершенствование и развитие системы, безусловно, требует соответствующей переработки, изменения и улучшения проекта системы управления качеством. По своему содержанию и форме улучшение проекта может быть различным - В зависимости от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.
Методическими документами по совершенствованию и улучшению деятельности системы управления качеством могут являться действующие НТД и НМД в этой области (в настоящее время для систем, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, являются положения ГОСТ Р ИСО 9004-2001).
При совершенствовании проекта целесообразно увязывать выполняемые работы с работами по реализации взаимоотношений и взаимосвязей с системами других уровней.
Улучшение проекта может быть выражено: внесением изменений в НТД и НМД, разработкой и внедрением новой документации; разработкой и выполнением заложенных в усовершенствованный проект планов мероприятий по повышению и обеспечению качества; системным совершенствованием. В случае внесения, например, изменений в действующие НМД и НТД порядок совершенствования системы может быть принят следующим:
1) составляются планы пересмотра документов и определяются необходимые изменения в них;
2) организуется их выполнение;
3) вносятся изменения в действующие документы и корректируется рабочий проект системы;
4) выполняются мероприятия по внедрению новых положений документации.
При разработке новых дсжуменюн основными операциями совершенствования системы являются:
• разработка ТЗ на пересмотр Руководства по качеству и составление плана по разработке новых документов;
• разработка новых документов и пересмотр Руководства по качеству;
• корректировка рабочего проекта системы;
• внедрение новых документов.
При системном развитии и совершенствовании проекта системы управления качеством работы следует проводить по следующим стадиям:
• подготовка к совершенствованию системы;
• совершенствование проекта системы;
• внедрение усовершенствованного проекта.
Содержание работ на стадии подготовки к совершенствованию системы управления качеством практически аналогично предпроект-ной стадии при первоначальной разработке системы. Однако анализ состояния дел по качеству должен быть направлен в первую очередь на выявление резервов повышения и обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, а также на повышение результатов функционирования системы управления качеством. При выполнении работ по анализу следует обращать внимание на увязку в рамках системы всех проводимых на предприятии мероприятий - организационных, технических, экономических, социальных и др. Кроме того, следует обращать внимание на уровень автоматизации функций управления качеством. Данные анализа должны стать основой для пересмотра, уточнения функций и задач по повышению качества, определения тех элементов системы, которые следует дополнить, переработать или разработать вновь. По результатам анализа составляется, как правило, отчет и разрабатывается ТЗ на совершенствование системы управления качеством, которое должно включать следующие разделы:
• основание для совершенствования;
• характеристика действующей системы;
• цель и задачи совершенствования системы;
• уточнение состава и содержания функций системы при ее совершенствовании;
• структура плана повышения качества (или программы «Качество»);
• сроки формирования проекта усовершенствованной системы;
• основные нормативные и методические источники;
• перспектива продолжения работ;
• дополнительные указания;
• приложения (перечни подразделений и лиц, с которыми должны согласовываться документы системы).
На стадии совершенствования проекта системы следует осущест- влять проверку и пересмотр действующих НМД и НТД системы, разработку новых документов, разработку комплексного плана по-
вышения качества (или программ «Качество»); составление усовершенствованного рабочего проекта.
Стадия внедрения включает разработку плана внедрения усовершенствованного проекта и его выполнение. План должен предусматривать подготовку и издание приказа о продлении действия пересмотренных и об отмене устаревших документов, введение новой нормативной документации и других документов системы. На этой стадии выполняются все мероприятия по внедрению усовершенствованного проекта системы управления качеством, осуществляется контроль за их реализацией и соблюдением требований НТД. Наряду с этим должна проводиться оценка результатов функционирования системы, основными критериями которой могут быть увеличение спроса на продукцию предприятия, уменьшение претензий потребителей, рекламаций и потерь от брака; улучшение показателей качества продукции; сокращение сроков разработки продукции и др.
На основе опенки результатов функционирования системы управления каченном осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой ратификации системы.
В условиях современного производства оперативность и эффективность управления имеют решающее значение, поэтому характерной тенденцией в совершенствовании и развитии системы стало автоматизированное решение задач по управлению качеством. Это неизбежно приводит к созданию АС УК. Поскольку управление качеством - один из элементов единого процесса управления производством, то применительно к уровню управления предприятием АС УК должны функционировать в составе и во взаи модействи и со всеми другими подсистемами АСУП. Для решения задач по управлению качеством на всех стадиях создания и использования продукции предназначена АС УК Главная цель АС УК- оптимизация производственных и управленческих процессов для систематического повышения качества по удовлетворению потребностей потребителей и получения максимального эффекта от затрачиваемых трудовых и материальных ресурсов. Она должна быть неразрывно связана с другими АС и информационной и нормативной базами, общими техническими средствами и математическим обеспечением.
Между тем нельзя механически воспроизводить в АПС УК целиком структуру всей системы управления качеством, так как при наличии АС ряд функций уже реализуется в других АПС предприятия. Даже при создании новых АПС целесообразно ряд функций по управлению качеством переносить на них, чтобы АПС УК обеспечивала только координацию основных функций.
В современных условиях целесообразно использовать следующий состав субподсистем АПС УК: ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции (включая маркетинг и изучение рынков; разработку продукции; МТС; разработку технологических процессов и постановку продукции на производство; входной контроль и производственный процесс изготовления; обеспечение идентификации и прослеживаемо-сти; контроль и испытание готовой продукции; упаковку, хранение и подготовку к транспортированию продукции; техническую помощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации продукции; организацию товарооборота и использования - эксплуатации или потребления продукции; обеспечение утилизации или уничтожения продукции после использования), измерение, анализ и улучшение.
Рыночные условия требуют использования при создании и совершенствовании систем управления качеством адекватных им методов. Одним из наиболее перспективных методов, способным во многом удовлетворить современным требованиям к проведению работ по системному управлению качеством является известный метод ФСА, который может использоваться не только при анализе на предпро-ектной стадии создания системы управления качеством или ее совершенствовании, но и на любых других этапах проектирования и реализации систем.
3.1.6. Трудности реализации
системного управления качеством
Обобщение результатов создания, внедрения и функционирования отечественных и зарубежных систем управления качеством на уровне п р е д п р и я т и й позволилоьытттъряд трудностей и недостатков;
• стратегические планы часто не содержат целей улучшения качества;
• непонимание некоторыми руководителями и специалистами необходимости создания систем управления качеством, удовлетворяющих современным и перспективным требованиям (в частности, требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001);
• недостаточную активность ряда руководителей предприятий, так как улучшение качества не стало обязанностью каждого из них;
• существование «психологического барьера», мешающею отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;
• недостаточная менеджерская и исследовательская подготовка специалистов и руководителей;
• отсутствие на некоторых предприятиях специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации):
• сложность существующего административного порядка изменения систем;
• наличие слабой заинтересованности у работников в работах по улучшению управления качеством;
• недостаточное внимание «человеческому фактору»;
• низкий уровень МТС. технологического и метрологического обеспечения производства; недостаточная ориентированность механизма управления качеством на удовлетворение потребностей потребителей и др. (для отечественных предприятий);
• во многих случаях не проводится достаточно глубокий анализ состояния дел в области качества, что, естественно, приводит к поверхностному подходу при создании и функционировании системы, охвату крайне ограниченного круга функций и задач управления качеством, несоблюдению важнейших принципов управления;
• недооценивается роль учебы по управлению качеством, что ведет к непониманию работниками всех проводимых работ в области качества и конкурентоспособности, важности соблюдения и исполнения НТД и НМД;
• при согласовании НМД и НТД со всеми многочисленными заинтересованными службами и лицами все ценное и необходимое для обеспечения высокого качества, требующее больших усилий с их стороны, подвергается выхолащиванию и исключению из этих документов;
• не все подразделения предприятий и организаций участвуют в работах по улучшению качества;
• работу по управлению качеством в рамках системы во многих случаях возглавляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК (в большинстве случаев не в пользу последнего);
• системы не позволяли оперативно проводить «прослеживае-мость» материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;
• системы управления качеством слабо взаимоувязываются с другими системами управления;
• уделяется недостаточное внимание торгово-техническому обслуживанию и социально-психологическому влиянию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупности с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурентоспособность;
• у управленческих работников сложилось ложное представление, что обеспечение и улучшение качества увеличивают суммарные затраты ресурсов и времени (общепризнано, что эти
затраты относятся к инвестиционным со всеми вытекающими отсюда последствиями);
• преувеличенное внимание к контролю качества специализированных подразделений;
• менеджментом охватываются не все стадии, этапы и процедуры обеспечения и улучшения качества;
• дефицит лидеров при управлении качеством;
• нерациональное распределение функций менеджмента между работающими в организации;
• нежелание проводить коренные изменения в управлении;
• оплата труда руководства и персонала слабо увязана с результатами обеспечения и улучшения качества;
• уход специалистов от существа работы по системному управлению качеством;
• содержание процедур, стандартов и других документов системы управления качеством часто бывает на уровне общего подхода, что относится также к ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001;
• частичное или полное отсутствие механизма реализации положений и принципов руководств по качеству, стандартов и других документов, в том числе это относится и к ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001;
• процедуры, стандарты и другие документы системы управления качеством - только средство достижения успеха в области качества, но это одновременно и достоинство, и недостаток, так как интеллектуальный потенциал предприятия может остаться в определенной мере в стороне от управления качеством;
• излишняя регламентация всех процессов, т.е. «делай, как записано» может привести к формальному подходу к управлению качеством;
• анализ деятельности предприятия может акцентироваться во многом только на проверке документации (что фактически и имеет место в настоящее время в большинстве случаев);
• отсутствуют критерии достаточности документирования системы;
• при сертификации отсутствует направленность на улучшение качества, т.е. руководители ориентируются, в основном, на то, что нужно проверяющим;
• не анализируются, как правило, показатели улучшения в динамике, а система сертифицируется сразу после комплектования документации системы;
• многие разработчики систем не понимают философии ВУК;
• слабая подготовка специалистов на предприятиях и в органах сертификации;
• недостаточное количество подготовленных консультантов;
• слабая методическая база разработки и внедрения систем;
• слабо отражены в ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 вопросы анализа и перестройки технологии производства и управления, позволяющие гибко реагировать на рыночный спрос;
• во многом ГОСТ Р ИСО серии9000-2001 настроены на получение сертификата, что неизбежно приведет к формальному обеспечению системы, а необходимо, в первую очередь, целенапра-вить систему на улучшение качества выпускаемой продукции, услуг в соответствии с их рыночным спросом.
Среди перечисленных трудностей реализации системного управления качеством, некоторые из них являются следствием содержания ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001. Тем не менее они имеют для современных условий экономики определенные достоинства. К таким достоинствам, в первую очередь, следует отнести следующее:
• положения стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 имеют ярко выраженные целенаправленность на улучшение качества и рыночный характер;
• правильность и перспективность принципов управления качеством (ориентация на потребителя и т.д.);
• возможность улучшения управления качеством по философии ВУК;
• создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий.
Все недостатки могут быть устранены, а достоинства системного управления качеством можно реализовать только при условии осознания и внутренней потребности в этом всего персонала предприятия.