Организационного проектирования систем управления качеством

Предпроектная подготовка оргпроектирования системы управления качеством среди всех других стадий создания подоб­ных систем имеет наибольшую значимость. От нее зависит резуль­тативность функционирования всей системы. Как показывает опыт, основными на данной стадии являются этапы, связанные с проведением предпроектного анализа действующей на предпри­ятии системы управления качеством и разработкой ТЗ на создание проекта систем. Перед подготовкой и изданием приказа о разра­ботке оргпроекта системы управления качеством целесообразно провести предварительные работы, обосновывающие необходи­мость создания такой системы. Это нужно осуществлять в тех слу­чаях, когда со стороны постоянных потребителей нет жестких тре­бований к наличию на предприятии системы или при принятии решения о совершенствовании действующей системы управления качеством.


Малотрудоемкое и простое обоснование можно провести на ос­нове экспресс-опроса. К опросу желательно привлечь всех менедже­ров высшего звена и ряд менеджеров среднего и низового звеньев, в том числе производственных. Вопросы экспресс-обоснования целе­сообразно представить в табличном виде, где можно было бы дать однозначный ответ «да» или «нет». Участникам опроса необходимо понимать, что потребитель - это не только тот, кто потребляет ко­нечную продукцию за пределами предприятия, но и работники всей технологической цепочки (другого цеха, отдела и т.п.). Методически опрос можно проводить в письменной или в устной форме. Пользу­ясь результатами, полученными после опроса, и рекомендациями, можно выяснить, следует ли на данном предприятии создавать (со­вершенствовать) систему управления качеством. Объективность та­ких рекомендаций может быть достигнута только при максимально искренних и правильных отношениях (с учетом реальных данных о состоянии дел в области качества).

Содержание последующих работ:

1. Подготовка и подписание приказа директором, служащего
правовой основой создания проекта системы управления качеством
на предприятии.

2. Координация работ через специально создаваемую комплекс­ную рабочую группу, состоящую из заместителей директора, главных и ведущих специалистов предприятия, а также специально созданно­го штатного рабочего исполнительного органа. Такое подразделение должно подчиняться руководителю, осуществляющему общее руко­водство всеми работами в этой области.

3. Повышение квалификации, обучение и подготовка кадров. В учебных планах и программах обязательно следует предусмотреть изучение стандартов и других НМД и НТД, их применение на пред­приятиях передовых отраслей при производстве конкурентоспособ­ной продукции. Знания, умения и навыки в этой области должны приобретаться всеми работниками предприятия. Следует убедить сотрудников в том, что качество является приоритетным перед дру­гими результатами деятельности предприятия.

4. Проведение отбора конкретных видов продукции, для кото­рых будут создаваться системы управления качеством. Этот этап предпроектной стадии требует проведения маркетинговых иссле­дований, изучения требований потребителей и возможностей предприятия. По результатам проведения предпроектного анализа избранную номенклатуру продукции следует уточнить. Оконча­тельный перечень продукции целесообразно согласовать с основ­ными потребителями-заказчиками, с которыми будут заключаться контракты. Далее, в зависимости от требований основных потреби-


телей-заказчиков. специфики производства, следует осуществить для каждого вида продукции выбор необходимой модели СМ К, от­вечающей положениям современных воззрений и в наибольшей мере удовлетворяющей потребителя-заказчика. Результаты выбора моделей следует оформить с потребителями-заказчиками контрак­тами или соглашениями, в которых нужно также уточнить требова­ния к системам. Каждая сторона должна четко и однозначно пред­ставлять взаимоприемлемые требования к системе определенного вида продукции.

5. Определить содержание программы предпроектного анализа дей­
ствующей на предприятии системы с использованием системного под­
хода. Программа должна включать вопросы анализа политики в области
качества каждого вида избранной продукции, а также соответствия ей
фактических результатов деятельности предприятия в этой области.

Необходимо отметить, что в период начального перехода пред­приятия к использованию стандартов на системы управления качест­вом ключевым направлением всей программы должны стать вопросы сравнительного анализа действующих положений системы управле­ния качеством с требованиями стандартов и других НМД. При этом в программе должны быть предусмотрены вопросы анализа сравни­тельного соответствия элементов функционирующей на предприятии системы управления качеством требованиям потребителей и регла­ментирующих документов. Целью анализа должны стать не только определение негативных расхождений, но и поиск конкретных путей по их ликвидации и улучшение действующей системы. Помимо этого в программу анализа следует включать вопросы сравнения качест­венных сторон элементов: производственной подсистемы качества (продукции, экономических результатов в области качества, произ­водственных функций, производственной структуры и др.); сравне­ния элементов управляющей подсистемы управления качеством (элементов входа, специальных функций, оргструктуры, методов управления и др.).

Наряду с указанным в программе необходимо также отразить во­просы анализа сложившегося передового опыта по созданию анало­гичных систем управления качеством, адаптируя его для использова­ния на стадии проектирования и внедрения. Вся программа анализа составляется специалистами по управлению качеством, рассматрива­ется комплексной рабочей группой и утверждается руководителем ра­бот по созданию системы.

6. Сформировать и затем подобрать полный комплект НТД,
НМД и другой специальной документации и авторитетной отечест­
венной и зарубежной литературы по вопросам анализа и разработки ТЗ
на создание системы управления качеством. Эту работу следует осу­
ществлять работникам, исполняющим предпроектные этапы созда-


ния систем, привлекать специальные подразделения и службы ин­формации.

7. Подготовить план-график работ по созданию систем управле­
ния качеством. Его разработку следует начинать с определения пе­
речня работ, а затем осуществлять их привязку к срокам и исполни­
телям. План-график утверждается директором предприятия.

8. Проанализировать действующую на предприятии систему управ­
ления качеством. Цели анализа достигаются выполнением той про­
граммы, которая намечена. Для сокращения затрат на сбор данных, не­
обходимых при анализе, и получения достоверных выводов и предложе­
ний можно использовать измененный (относительно традиционного)
порядок. Сущность такого изменения заключается в предварительном
определении на основе прогноза гипотезы результатов анализа, т.е. до
его проведения. В этом случае последовательность работ этого этапа
будет носить циклический характер и включать: определение гипотезы
результатов анализа, определение необходимых показателей и данных
для анализа, сбор данных, анализ данных, формулирование результатов
анализа данных и сравнение их с гипотезой, принятие решения и кор­
ректировку гипотезы о начале повторного цикла анализа или опре­
деление предложений по изменению анализируемой системы.

При проведении анализа целесообразно установить наиболее значимые недостатки, которые заслуживают первоочередного вни­мания. Их значимость может определяться различными показателя­ми (количеством возникновения ошибок, дефектов, проблем, поте­рями и т.п.). Наиболее применяемым для определения важности причин недостатков показателем можно признать интегрированный показатель значимости (в процентах). С использованием этого пока­зателя цели анализа достаточно эффективно достигаются с помощью известной типовой диаграммы Парето.

Очень важно для выработки предложений в процессе анализа ус­танавливать причины и следствия недостатков в действующей системе управления качеством, используя матрицы, формы, номограммы и т.п. Например, при выполнении сравнительного анализа положений дей­ствующей системы управления качеством с требованиями НТД (стан­дартов ИСО и другими требованиями прогрессивных методических документов), являющегося центральным в начальный период создания системы, можно эффективно применять матрицы соответствия. Они позволяют отразить одновременно информацию о наличии или отсут­ствии в действующей системе управления качеством как элементов, предусмотренных НТД, так и оценку соответствия имеющихся эле­ментов требованиям стандартов и дополнений к ним со стороны по­требителей-заказчиков. Сравнительный анализ необходимо осуществ­лять для каждого рассматриваемого вида продукции в отдельности и отражать все функции системы общего управления качеством и специ­альные функции управления.


По результатам анализа составляются отчет или аналитическая справка, в которых указываются результаты сопоставления различных элементов, оценка эффективности действующей системы по достиже­нию ее целей, возможности использования для создания системы управления качеством в соответствии ^современными требованиями, предложения по совершенствованию действующей системы и превра­щению ее в требуемую потребителями и органами по сертификации систему управления качеством.

9. Разработка ТЗ на проектирование системы управления качеством. Техническое задание устанавливает требования к разрабатываемым сис­темам и порядку их создания. В нем желательно предусмотреть следую­щие разделы:

• основание и цели для разработки проекта системы;

• результаты предпроектного анализа действующей на предпри­ятии системы управления качеством. Отчет или аналитическая справка об анализе выносится в приложение к ТЗ;

. общие требования к построению системы управления качеством (принципы, правила построения и требования к системе управ­ления качеством с учетом дополнений со стороны потребителя и принятых регламентирующих документов);

. сроки разработки проекта систем;

• требования (задания) к объектам проектирования систем. Тре­бования-задания целесообразно группировать обобщенно, сна­чала для построения проекта системы общего руководства каче­ством и совершенствования элементов производственной сис­темы, а затем - для построения проектов систем управления ка­чеством для однородных видов продукции. Некоторые требова­ния, в случае их общности для нескольких видов продукции, мо­гут излагаться совмещенно. К каждому заданию целесообразно давать предложения и рекомендации по их выполнению;

• источники финансирования;

• состав, содержание и организация работ по внедрению проекта (этапы и состав работ, мероприятия, сроки их выполнения, ис­полнители, формы их завершения);

• технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта (определяет­ся экономический эффект по условиям использования каждого вида продукции за установленный расчетный промежуток време­ни на основе стоимостных оценок позитивных результатов и за­трат на разработку и внедрение проекта). В ряде случаев следует разрабатывать бизнес-план обоснования создания системы;

• порядок приемки системы управления качеством (включает ин­формацию о порядке приемопередаточных работ, предъявления потребителям, сертификационным органам и т.п.);

• нормативно-технические и методические источники проектиро­вания (НТД и НМД и другая документация, справочные и лите­ратурные источники, проекты - аналоги подобных систем, ти­повые проекты и т.п.);


• перспектива продолжения работ (излагаются направления улуч­шения системы управления качеством);

• приложения (перечень подразделений и должностных лиц, со­гласовывающих основные документы систем, отчет или анали­тическая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.).

3.1.4. Методические положения проектирования систем управления качеством

Естественным продолжением предпроектной подготовки явля­ются работы по проектированию и реализации проектных материа­лов непосредственно на предприятии (в организации).

Проектная стадия разработки системы управления качеством вклю­чает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проектов этих систем. Рабочий проект каждой системы, как правило, разрабатывается в соответствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и другой документации, необходимой для создания, прове­дения приемопередаточных работ и реализации системы, достижения целей и сертификации системы, а также обеспечения дальнейшего нор­мального функционирования системы.

Непосредственно при проектировании рабочего проекта осуществ­ляется:

1. Подбор комплекта НТД, НМД и другой необходимой литера­туры и документации, образцов-аналогов подобных систем.

2. Разработка проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов. Разделы технического проекта, их содер­жание были достаточно хорошо отработаны ранее. Практика разра­ботки систем управления качеством показала, особенно в отношении малых предприятий, а дальнейшее совершенствование этих систем подтвердило, что объективно можно ограничиться разработкой пер­вой редакции РД «Общее руководство по качеству». В нем должны быть раскрыты структура системы, политика в области качества, принципы управления качеством, процедуры основных процессов, порядок поддержания системы в рабочем состоянии и ее улучшения.

Разработка рабочей проектной документации системы управле­ния качеством может осуществляться в два подэтапа: на первом -разрабатываются документы по системе общего управления качест­вом, единой для всех видов выпускаемой предприятием продукции, на втором - документы непосредственно для «продуктовых систем» управления. Одним из исходных документов проектирования рабо­чей документации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распре­деления функций как в системе общего управления качеством, так и в каждой из «продуктовых» (табл. 3.1.1).


ТаблицаЗ. U Пример матрицы распределения функций по элементам системы общего управления качеством на предприятии (фрагмент)

Ms п/п Функциональные сферы Элементы СО УК (п. по ГОСТ Р ИСО 9001-2001) Ген. дирек­тор Техни­ческий дирек­тор Дирек­тор по каче­ству Директор по произ­водству и сбыту Коммер­ческий директор Директор по эконо­мике ифинансам Директор по кап. строи­тельству Помощник ген. дирек­тора по кадрам Главный инженер Главный бухгал­тер
  Применение (1.2) О У у У У у У у У у
  Требования к доку­ментации СМК. Об­щие положения (4.2.1) О У У У У У У У У У
  Руководство по каче­ству системы (4.2.2) О у ОУ У У У У У У У
  Управление докумен­тацией СМК(4.2.3) О У ОУ у У У У У У У
  Управление записями ВСМК (4.2.4) о УИ ОУИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ
  Обязательства руково­дства (5.1) о У ОУ У У У У У У * у
7 ~ Ориентация на по­требителя (5.2) О УО ОУ УО УО УО УО УО УО УО
                       
Корректирующие дей­ствия в СМК (8.5.2) оИ УИ ОУИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ
Предупреждающие действия в СМК(8.5.3) ОУИ УИ ОУИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ УИ

Условные обозначения: О - ответственность; У - участие: И - информация (соучастие).

Примечание. Можно использовать другой вариант распределения функций: О - отвечает за выполнение данной функции, организует ее испол­нение, подготавливает и оформляет окончательный документ (письмо, —ешения, приказ и т.п.); П - представляет предложения, исходные дан­ные, информацию, необходимые для выполнения данной функции; У участвует в обсуждении, выполнении данной функции, визирует подго­товленные документы: С - согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе их подготовки: Р - принимает решение (утверждает), подписывает документ и т.п.


При проектировании рабочей документации исключительное внимание должно уделяться разработке целевых программ «Качество» (на каждый вид однородной продукции). В ней необходимо заложить взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполнителям задания по повышению уровня качества и обеспечению конкурентоснособности продукции, а также комплекс реализующих их выполнение меро­приятий.

3. Разработать соответствующие конкретные мероприятия (науч­ного, технического, экономического, организационно-методического, социально-психологического и другого характера). Окончательным документом по этому этапу работ может стать план мероприятий по внедрению системы управления качеством. Он формируется на ос­нове суммирования мероприятий по каждому разработанному про­ектному документу. Сроки реализации необходимо четко увязывать с указанными в ТЗ на систему. В плане следует предусматривать мероприятия по сертификации продукции и системы управления качеством. Все планы мероприятий должны быть согласованы и утверждены.

4. Осуществление комплексной оценки эффективности всех ме­роприятий, направленных на повышение и обеспечение конкуренто­способности каждого вида продукции в рамках соответствующей системы управления качеством, уточнение расчетов ТЭО создания системы, проведенного на этапе составления ТЗ, с учетом более кон­кретных исходных данных.

5. Оформление рабочих проектов:

• титульный лист;

• ведомость документации (перечень НТД, РД и НМД) с указани­ем даты утверждения каждого документа, сроков их введения и окончания действия. Группировку документации следует прово­дить по структурно-системному признаку (по системе общего управления качеством и далее по «продуктовым системам» в рамках каждого блока - ответственности руководства, менедж­мента ресурсов, процессов жизненного цикла продукции, изме­рения, анализа и улучшения, приведенным, например в ГОСТ Р ИСО 9000-2001) или иному обоснованному признаку (функ­циональному, элементному и т.п.);

• сводный перечень используемых в документации рабочего про­екта НТД, РД и НМД со ссылками в документации проекта. Его целесообразно группировать по признакам, принятым для ведо­мости документации рабочего проекта;

• комплект документации рабочего проекта, относящийся к сис­теме управления качеством (утвержденные в процессе разработ­ки или ранее, но принятые к использованию без каких-либо до­работок). Их комплектация может осуществляться по нризна-


кам, принятым для ведомости документации рабочего проекта; в комплекте документации на рассматриваемый конкретный вид продукции целесообразно иметь целевую программу «Качество»;

• план мероприятий по внедрениюАстемы управления качеством;

• расчет эффективности проектных мероприятий по внедрению системы;

• пояснительная записка, содержащая следующие разделы: осно­вание для разработки рабочего проекта; цели и задачи разработ­ки рабочего проекта; краткую характеристику производственно-хозяйственной системы предприятия; проектные решения и обоснования их принятия; состав рабочего проекта (с указанием места проектных решений в соответствующих документах рабо­чего проекта); источники информации (список использованных литературных источников),

6. Организация рецензирования рабочего проекта, а в необходи­мых случаях - и экспертизы. Результаты объективного рецензирова­ния или экспертизы могут существенно помочь в совершенствовании рабочего проекта и улучшении его качества. Сведения о рецензиях (отзывах) и экспертизах вместе с принятыми решениями по замеча­ниям рецензентов (экспертов) прилагаются к пояснительной записке рабочего проекта системы управления качеством.

3.1.5. Методические положения реализации (внедрения) и совершенствования организационных проектов систем управления качеством

Заключительной стадией создания системы управления качест­в о м явля етс я стадияреализации (внедрения) организационных проек­тов, от которой во многом зависит эффективность и достижение це­лей каждой системы. Эта стадия состоит из следующих этапов:

Реализацияроекта

1) издание приказа о введении в действие утвержденной проект­ной документации как системы управления качеством, а также о вы­полнении мероприятий по их внедрению. В приказе следует указать задачи руководства предприятием и рабочих структур системы управления качеством, сроки внедрения и выполнения мероприятий и требуемые результаты;

2) выполнение мероприятий по внедрению рабочих проектов, особое внимание уделяется реализации мероприятий, направленных на сертификацию системы. Получение сертификата на такую систе­му является официальным признанием функционирования эффек­тивной системы обеспечения надлежащего качества;


3) стимулирование внедрения рабочих проектов, которое следует осуществлять всемерно, совмещая их с мероприятиям по внедрению различного характера инноваций и новой техники.

Контроль и анализ внедрения рабочих проектов системы управ­
ления качеством,
который должен включать:

1) контроль за внедрением проектной документации. Его должны проводить координационно-рабочая группа и руководители системы управления качеством. Формы отражения контроля могут быть раз­личными (например, в актах, контрольных карточках, приказах и т.п.);

2) анализ внедрения рабочих проектов системы. Он заключа­ется в сборе информации, ее изучении и оценке результатов вне­дрения.

На их основе следует устанавливать соответствие уровня органи­зации и реализации выполнения работ по внедрению, целям, отзы­вам потребителей и требованиям системы управления качеством. Для этого необходимо осуществить комплексную оценку фактической эффективности реализованных «продуктовых» мероприятий в рамках конкретной системы управления качеством. Кроме того, результаты данного этапа должны стать исходным материалом для дальнейшего совершенствования рабочих проектов систем.

Сертификация системыи продукции. На этом этапе необходимо подготовить соответствующий комплект документации, организовать сертификацию и получить сертификаты.

Совершенствование системы управления качеством:

1) улучшение функционирования всех элементов данной сис­темы;

2) проектирование новых элементов системы, соответствующих разработок и введение в действие новых документов (с включением их в состав рабочих проектов).

Включение новых элементов в системы управления качеством может осуществляться в связи с постановкой новых целей и задач системы, обусловливаемых изменением, например, спроса, потреб­ностей, цен и ситуации на рынках сбыта. Одним из основных на­правлений совершенствования систем является автоматизация про­цессов управления качеством.

Важное значение в условиях рыночных отношений после созда­ния систем приобретают вопросы их совершенствования. При этом порядок и последовательность таких работ следует принять традици­онными. т.е. они должны содержать практически тот же состав ста­дий, этапов и операций, что и при создании системы управления ка­чеством. Преемственность проведения работ по совершенствованию


и развитию систем обусловливает возможность реализации тех же основополагающих принципов системного управления, что и при первоначальной разработке системы управления качеством.

Опыт создания и функционирования систем управления качест­вом позволил определить два основных направления их совершенство­вания и развития:

1) дальнейшее совершенствование всех элементов системы, включая автоматизацию процессов управления качеством;

2) расширение круга задач по управлению и создание на основе управления качеством многоцелевых интегрированных СУ, основан­ных на принципах рыночной экономики.

Совершенствование и развитие системы, безусловно, требует со­ответствующей переработки, изменения и улучшения проекта систе­мы управления качеством. По своему содержанию и форме улучше­ние проекта может быть различным - В зависимости от причин, его вызвавших, и объемов возможных при этом работ.

Методическими документами по совершенствованию и улучше­нию деятельности системы управления качеством могут являться действующие НТД и НМД в этой области (в настоящее время для систем, удовлетворяющих требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2001, являются положения ГОСТ Р ИСО 9004-2001).

При совершенствовании проекта целесообразно увязывать вы­полняемые работы с работами по реализации взаимоотношений и взаимосвязей с системами других уровней.

Улучшение проекта может быть выражено: внесением изменений в НТД и НМД, разработкой и внедрением новой документации; разра­боткой и выполнением заложенных в усовершенствованный проект планов мероприятий по повышению и обеспечению качества; систем­ным совершенствованием. В случае внесения, например, изменений в действующие НМД и НТД порядок совершенствования системы может быть принят следующим:

1) составляются планы пересмотра документов и определяются необходимые изменения в них;

2) организуется их выполнение;

3) вносятся изменения в действующие документы и корректиру­ется рабочий проект системы;

4) выполняются мероприятия по внедрению новых положений документации.

При разработке новых дсжуменюн основными операциями совер­шенствования системы являются:

• разработка ТЗ на пересмотр Руководства по качеству и составле­ние плана по разработке новых документов;


• разработка новых документов и пересмотр Руководства по ка­честву;

• корректировка рабочего проекта системы;

• внедрение новых документов.

При системном развитии и совершенствовании проекта систе­мы управления качеством работы следует проводить по следующим стадиям:

• подготовка к совершенствованию системы;

• совершенствование проекта системы;

• внедрение усовершенствованного проекта.

Содержание работ на стадии подготовки к совершенствованию системы управления качеством практически аналогично предпроект-ной стадии при первоначальной разработке системы. Однако анализ состояния дел по качеству должен быть направлен в первую очередь на выявление резервов повышения и обеспечения качества и конку­рентоспособности продукции, а также на повышение результатов функционирования системы управления качеством. При выполне­нии работ по анализу следует обращать внимание на увязку в рамках системы всех проводимых на предприятии мероприятий - организа­ционных, технических, экономических, социальных и др. Кроме то­го, следует обращать внимание на уровень автоматизации функций управления качеством. Данные анализа должны стать основой для пересмотра, уточнения функций и задач по повышению качества, определения тех элементов системы, которые следует дополнить, пе­реработать или разработать вновь. По результатам анализа составля­ется, как правило, отчет и разрабатывается ТЗ на совершенствование системы управления качеством, которое должно включать следую­щие разделы:

• основание для совершенствования;

• характеристика действующей системы;

• цель и задачи совершенствования системы;

• уточнение состава и содержания функций системы при ее со­вершенствовании;

• структура плана повышения качества (или программы «Каче­ство»);

• сроки формирования проекта усовершенствованной системы;

• основные нормативные и методические источники;

• перспектива продолжения работ;

• дополнительные указания;

• приложения (перечни подразделений и лиц, с которыми должны согласовываться документы системы).

На стадии совершенствования проекта системы следует осущест- влять проверку и пересмотр действующих НМД и НТД системы, разработку новых документов, разработку комплексного плана по-


вышения качества (или программ «Качество»); составление усо­вершенствованного рабочего проекта.

Стадия внедрения включает разработку плана внедрения усо­вершенствованного проекта и его выполнение. План должен преду­сматривать подготовку и издание приказа о продлении действия пересмотренных и об отмене устаревших документов, введение но­вой нормативной документации и других документов системы. На этой стадии выполняются все мероприятия по внедрению усовер­шенствованного проекта системы управления качеством, осуществ­ляется контроль за их реализацией и соблюдением требований НТД. Наряду с этим должна проводиться оценка результатов функциони­рования системы, основными критериями которой могут быть увеличение спроса на продукцию предприятия, уменьшение пре­тензий потребителей, рекламаций и потерь от брака; улучшение показателей качества продукции; сокращение сроков разработки продукции и др.

На основе опенки результатов функционирования системы управления каченном осуществляется приемка усовершенствованной системы, что может стать позитивной предпосылкой ратифика­ции системы.

В условиях современного производства оперативность и эффек­тивность управления имеют решающее значение, поэтому характер­ной тенденцией в совершенствовании и развитии системы стало ав­томатизированное решение задач по управлению качеством. Это неиз­бежно приводит к созданию АС УК. Поскольку управление качест­вом - один из элементов единого процесса управления производст­вом, то применительно к уровню управления предприятием АС УК должны функционировать в составе и во взаи модействи и со всеми другими подсистемами АСУП. Для решения задач по управлению качеством на всех стадиях создания и использования продукции предназначена АС УК Главная цель АС УК- оптимизация производ­ственных и управленческих процессов для систематического повы­шения качества по удовлетворению потребностей потребителей и получения максимального эффекта от затрачиваемых трудовых и ма­териальных ресурсов. Она должна быть неразрывно связана с други­ми АС и информационной и нормативной базами, общими техниче­скими средствами и математическим обеспечением.

Между тем нельзя механически воспроизводить в АПС УК цели­ком структуру всей системы управления качеством, так как при на­личии АС ряд функций уже реализуется в других АПС предприятия. Даже при создании новых АПС целесообразно ряд функций по управлению качеством переносить на них, чтобы АПС УК обеспечи­вала только координацию основных функций.


В современных условиях целесообразно использовать следую­щий состав субподсистем АПС УК: ответственность руководства, менеджмент ресурсов, процессы жизненного цикла продукции (включая маркетинг и изучение рынков; разработку продукции; МТС; разработку технологических процессов и постановку продук­ции на производство; входной контроль и производственный про­цесс изготовления; обеспечение идентификации и прослеживаемо-сти; контроль и испытание готовой продукции; упаковку, хранение и подготовку к транспортированию продукции; техническую по­мощь потребителям в обслуживании, ремонте и утилизации про­дукции; организацию товарооборота и использования - эксплуата­ции или потребления продукции; обеспечение утилизации или уничтожения продукции после использования), измерение, анализ и улучшение.

Рыночные условия требуют использования при создании и со­вершенствовании систем управления качеством адекватных им мето­дов. Одним из наиболее перспективных методов, способным во мно­гом удовлетворить современным требованиям к проведению работ по системному управлению качеством является известный метод ФСА, который может использоваться не только при анализе на предпро-ектной стадии создания системы управления качеством или ее со­вершенствовании, но и на любых других этапах проектирования и реализации систем.

3.1.6. Трудности реализации

системного управления качеством

Обобщение результатов создания, внедрения и функционирования отечественных и зарубежных систем управления качеством на уровне п р е д п р и я т и й позволилоьытттъряд трудностей и недостатков;

• стратегические планы часто не содержат целей улучшения качества;

• непонимание некоторыми руководителями и специалистами не­обходимости создания систем управления качеством, удовлетво­ряющих современным и перспективным требованиям (в частно­сти, требованиям ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001);

• недостаточную активность ряда руководителей предприятий, так как улучшение качества не стало обязанностью каждого из них;

• существование «психологического барьера», мешающею отка­заться от традиционно сложившихся форм и методов управления;

• недостаточная менеджерская и исследовательская подготовка специалистов и руководителей;

• отсутствие на некоторых предприятиях специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и коорди­нации):


• сложность существующего административного порядка измене­ния систем;

• наличие слабой заинтересованности у работников в работах по улучшению управления качеством;

• недостаточное внимание «человеческому фактору»;

• низкий уровень МТС. технологического и метрологического обеспечения производства; недостаточная ориентированность механизма управления качеством на удовлетворение потребно­стей потребителей и др. (для отечественных предприятий);

• во многих случаях не проводится достаточно глубокий анализ состояния дел в области качества, что, естественно, приводит к поверхностному подходу при создании и функционировании системы, охвату крайне ограниченного круга функций и задач управления качеством, несоблюдению важнейших принципов управления;

• недооценивается роль учебы по управлению качеством, что ве­дет к непониманию работниками всех проводимых работ в об­ласти качества и конкурентоспособности, важности соблюдения и исполнения НТД и НМД;

• при согласовании НМД и НТД со всеми многочисленными за­интересованными службами и лицами все ценное и необходимое для обеспечения высокого качества, требующее больших усилий с их стороны, подвергается выхолащиванию и исключению из этих документов;

• не все подразделения предприятий и организаций участвуют в работах по улучшению качества;

• работу по управлению качеством в рамках системы во многих случаях возглавляли начальники ОТК, а не первые руководители предприятия, что создавало естественные противоречия между руководителями и ОТК (в большинстве случаев не в пользу по­следнего);

• системы не позволяли оперативно проводить «прослеживае-мость» материалов, деталей, узлов и продукции в случаях нали­чия у них дефектов и отказов;

• системы управления качеством слабо взаимоувязываются с дру­гими системами управления;

• уделяется недостаточное внимание торгово-техническому об­служиванию и социально-психологическому влиянию свойств продукции на ее спрос, которые в совокупности с техническим уровнем и ценой продукции во многом определяют ее конкурен­тоспособность;

• у управленческих работников сложилось ложное представле­ние, что обеспечение и улучшение качества увеличивают сум­марные затраты ресурсов и времени (общепризнано, что эти


затраты относятся к инвестиционным со всеми вытекающими отсюда последствиями);

• преувеличенное внимание к контролю качества специализиро­ванных подразделений;

• менеджментом охватываются не все стадии, этапы и процедуры обеспечения и улучшения качества;

• дефицит лидеров при управлении качеством;

• нерациональное распределение функций менеджмента между работающими в организации;

• нежелание проводить коренные изменения в управлении;

• оплата труда руководства и персонала слабо увязана с результа­тами обеспечения и улучшения качества;

• уход специалистов от существа работы по системному управле­нию качеством;

• содержание процедур, стандартов и других документов системы управления качеством часто бывает на уровне общего подхода, что относится также к ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001;

• частичное или полное отсутствие механизма реализации поло­жений и принципов руководств по качеству, стандартов и других документов, в том числе это относится и к ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001;

• процедуры, стандарты и другие документы системы управле­ния качеством - только средство достижения успеха в облас­ти качества, но это одновременно и достоинство, и недоста­ток, так как интеллектуальный потенциал предприятия может остаться в определенной мере в стороне от управления каче­ством;

• излишняя регламентация всех процессов, т.е. «делай, как запи­сано» может привести к формальному подходу к управлению ка­чеством;

• анализ деятельности предприятия может акцентироваться во многом только на проверке документации (что фактически и имеет место в настоящее время в большинстве случаев);

• отсутствуют критерии достаточности документирования системы;

• при сертификации отсутствует направленность на улучшение качества, т.е. руководители ориентируются, в основном, на то, что нужно проверяющим;

• не анализируются, как правило, показатели улучшения в дина­мике, а система сертифицируется сразу после комплектования документации системы;

• многие разработчики систем не понимают философии ВУК;

• слабая подготовка специалистов на предприятиях и в органах сертификации;

• недостаточное количество подготовленных консультантов;


• слабая методическая база разработки и внедрения систем;

• слабо отражены в ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 вопросы ана­лиза и перестройки технологии производства и управления, по­зволяющие гибко реагировать на рыночный спрос;

• во многом ГОСТ Р ИСО серии9000-2001 настроены на получе­ние сертификата, что неизбежно приведет к формальному обес­печению системы, а необходимо, в первую очередь, целенапра-вить систему на улучшение качества выпускаемой продукции, услуг в соответствии с их рыночным спросом.

Среди перечисленных трудностей реализации системного управ­ления качеством, некоторые из них являются следствием содержа­ния ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001. Тем не менее они имеют для со­временных условий экономики определенные достоинства. К таким достоинствам, в первую очередь, следует отнести следующее:

• положения стандартов ГОСТ Р ИСО серии 9000-2001 имеют ярко выраженные целенаправленность на улучшение качества и рыночный характер;

• правильность и перспективность принципов управления качест­вом (ориентация на потребителя и т.д.);

• возможность улучшения управления качеством по философии ВУК;

• создание условий для повышения эффективности деятельности предприятий.

Все недостатки могут быть устранены, а достоинства системного управления качеством можно реализовать только при условии осозна­ния и внутренней потребности в этом всего персонала предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: