Основные положения регламентов

Термин, объект регламента Определение термина, объекта регламента
Регламент (от франц. -ivglement и л ат./vgula - правило) Свод правил, устанавливающий порядок функциони­рования, работы чего-либо (например, учреждения, системы, подсистемы, подразделений, элементов и т.п.) или ведения чего-либо (например, заседания, собрания, совещания и т.п.). Организационные регламенты слу­жат в качестве НТД и являются средством установления правил выполнения различного вида работ
Регламентация Установление определенных правил выполнения, проведения чего-либо
Регламентировать Подчинять, упорядочивать что-либо определен­ным правилам
Виды регламентов • Обший регламент (для системы в целом). • Системный регламент (для целевой или другого предназначения iioil-.k-.vmli). • Персональный регламент (для исполнителя)

Продолжение табл. 3.3.2


Термин, объект регламента

Технический регламент

Организационный регламент

Общий регламент

Системный регламент


Определение термина, объекта регламента

Документ, который принят международным дого­вором России, ратифицированным в порядке, уста­новленном законодательством РФ или федераль­ным законом или указом Президента РФ, или по­становлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требо­вания к объектам технического регулирования (про­дукции, в том числе зданиям, строениям и сооруже­ниям, процессам производства, эксплуатации, хра­нения, перевозки, реализации и утилизации)

Документ, определяющий порядок функциониро­вания системы с учетом совокупности факторов, связанных причинно-следственными связями. Отображает модель системы и является источни­ком информации для ее анализа. Выступает в каче­стве нормативно-методической документации и служит средством ориентации исполнителей в ор­ганизационной системе, обеспечивает функциони­рование исполнителей во взаимосвязанной и взаи­модействующей системной среде

Определяет назначение, организацию и внешние связи исследуемой системы в целом. В него вклю­чаются главные характеристики организационной системы:

• целевое назначение;

• конечныерезультаты;

• функциональные обязанности;

• состав;

• организационная структура;

• целевое назначение структурных элементов;

• внешние связи

Включает характеристики, состав элементов и поря­док работы целевых систем. В нем определяются;

• целевое назначение системы;

• конечный результат;

• функциональные обязанности;

• организационная структура;

• внешние связи;

• целевые назначения структурных элементов (ис­полнителей);

• программные регламенты



Окончание табл. 3.3.2

Термин, объект регламента Определение термина, объекта регламента
Программные рег­ламенты системно­го регламента Часть системных регламентов, которые описывают технологию работы целевых систем (перечень и последовательность задач, решаемых исполните­лями). Они раскрывают порядок работы каждой технологической системы и включают в себя: • перечень исполнителей; • задачи, решаемые исполнителями для достижения конечного результата технологической системы; • конечный и промежуточные результаты; • последовательность решения задач (взаимо­ связь результатов)
Персональный регламент Определяет характеристики, связи и порядок работы отдельных исполнителей. Он представляет третий уровень детализации в описании организационной системы и в основном характеризует организацион­ные отношения исполнителей. Назначение персо­нального регламента состоит в том, чтобы дать пред­ставление, какой вклад, каким образом и в каких ус­ловиях вносят исполнители в достижение целей ор­ганизационной системы. Целесообразно разрабаты­вать персональные регламенты для каждой целевой системы. В целом персональный регламент должен содержать следующие характеристики исполнителя: • целевое назначение; • конечные результаты; • функциональные обязанности; • внешние связи; • программные регламенты; • инструкции и методики решения задач; • права; • ответственность; • стимулы
Программные рег­ламенты персо­нального регла­мента Часть персональных регламентов, которые предпи­сывают порядок действий исполнителя в процессе решения возложенных на него задач (обязанностей) в тех случаях, когда исполнителю приходится всту­пать во взаимодействие с другими исполнителями или внешними контрагентами. Их взаимодействие принимает форму технологической цепочки. Если исполнитель самостоятельно решает какие-либо задачи, то его работу регламентируют в виде мето­дик или инструкций, т.е. регламентация принимает форму предписывающего (требуется строгое вы­полнение) или инструктивного (в виде советов) описания решаемых задач

Р.


3.3.2. Структура и порядок разработки основных документов систем управления качеством

Политика и цели в области качества

Как документ политика в области качества является первооче­редным в составе документации системы управления качеством, так как политика - одна из важнейших слагаемых управления. Это свя­зано с необходимостью принятия высшим звеном управления ответ­ственности за проведение политики в области качества на себя, и это становится первостепенным в разработке, внедрении и функциони­ровании системы управления качеством.

При формировании политики предприятия в области качества спещегучитывать требования, предъявляемые к ней:

• оформление в письменном виде и утверждение первым руково­дителем организации, что подчеркивает ее значимость и при­оритет среди всех других направлений деятельности;

• согласованность с другими направлениями деятельности пред­приятия;

• отношение ее в части качества к каждому члену коллектива и обеспечение полного понимания ими этой политики;

• постоянное проведение в жизнь и полная реализация политики;

• включение в структуру документа, как минимум, целей, страте­гии, тактики и направлений осуществления политики;

• логическая последовательность и четкость изложения информации;

• краткость, конкретность, простота, доходчивость и точность форму­лировок, исключающие возможность неоднозначного толкования;

• убедительность аргументации;

• информационная выразительность;

• достаточность и обоснованность;

• малый объем и легкость запоминания;

• малоизменчивость (стабильность);

• запоминаемость основныхположений;

• качественная содержательность.

Вполне приемлемой политикой в области качества может быть признана та, которая положительно отвечает на ряд вопросов:

• Является ли она краткой?

• Касается ли она каждого работника коллектива предприятия?

• Установлены ли в ней требования к качеству работы?

• Охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потреби­телю продукции и услуг (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, цене, качеству конечных результа­тов деятельности предприятия, включая услуги)?

• Подписана ли политика в области качества первым лицом пред­приятия?


Основой для разработки политики в области качества могут слу­жить принципы управления качеством, требования стандартов серии 9000 на СМ К и важнейшие положения законодательства (в частности ФЗ «О техническом регулировании»). В свою очередь, политика в области качества является базой для формирования целей по качест­ву как желаемых результатов, которые устанавливаются для различ­ных уровней управления предприятием.

Роль первого лица предприятия как в разработке и принятии поли­тики в области качества, так и особенно в ее реализации непереоце-нима. При этом ему необходимо устанавливать:

• соответствие политики и целей по качеству целям организации;

• соответствие обязательств предприятия требованиям в области качества;

• основные положения анализа целей по качеству;

• требования для проведения систематического анализа политики, целей и системы управления качеством.

Помимо этого, в области качества лидер предприятия должен обес-печивать:

• выполнение принципов управления качеством (ориентация все­го коллектива на удовлетворение требований потребителей по качеству и др.);

• снабжение необходимыми ресурсами;

• осуществление политики и достижение целей;

• популяризацию политики и целей для воспитания, мотивации и вовлечения персонала в деятельность по качеству;

• разработку и выполнение всех необходимых процессов, позво­ляющих удовлетворить предъявляемые к ним требования;

• создание и работу эффективной системы УК для достижения целей качества, постоянно повышая ее результативность;

• проведение анализа принятия эффективных решений в области качества (по политике, целям, улучшению всей системы).

В зарубежной практике политика в области качества формулиру­ется таким образом, чтобы она отвечала на многие перечисленные выше вопросы. Например, корпорация «IBM» в подписанную прези­дентом Политику в области качества включила, наряду с прочим, сле­дующее: «Мы будем поставлять нашим заказчикам бездефектные, конкурентоспособные товары и услуги точно в установленные сроки».

Анализ этого заявления показывает, что оно:

1) обращено к каждому работнику корпорации;

2) четко определяет показатели уровня качества работы (ожидает­ся от каждого поставка бездефектной продукции и услуг точно в срок, но лучше было бы записать так, чтобы каждый понимал: от не­го требуется работа без ошибок);

3) охватывает все аспекты качества (в том числе цену, срок по­ставки и исполнение);


4) политика в области качества подписана первым лицом корпорации.

Ниже приведены основные требования к разработке, согласова­нию, утверждению и управлению политикой в области качества, ука­занные в извлечении из Общего руководства по качеству одного из промышленных предприятий (ЗАО).

5.3. Политика в области качества

Руководство предприятия определяет стратегические цели, задачи и обяза­тельства предприятия по качеству в документированной Политике в области ка­чества (Приложение А).

Утверждает Политику генеральный директор ЗАО, после чего она приобрета­ет статус обязательного документа.

Политика в области качества рассматривается и корректируется с учетом:

• общих экономических и стратегических целей предприятия;

• достигнутого состояния дел в области качества:

• изменяющейся ситуации нарынке. требований и запросов потребителей.

Политика в области качества применяется при:

• разработке и актуализации системы менеджмента качества;

• формировании целей и задач в области качества для подразделений пред­приятия;

• формировании отношения персонала предприятия к вопросамобеспечени* качества;

• оценке эффективности системы менеджмента качества.

На предприятии действует процедура управления Политикой в области качества. Она предусматривает, что формирование Политики в области качества осуществля­ется службой качества и ведущими подразделениями по направлениям деятельно­сти на основе результатов маркетингового анализа, анализа результатов достигнуто­го научно-технического прогресса в производстве предприятием продукции, анали­за удовлетворенности потребителей качеством поставляемой продукции, состояния системы менеджмента качества. Проект Политики предварительно рассматривается высшим руководством и главными специалистами, обсуждается, корректируется (при необходимости) и утверждается генеральным директором.

Ответственность за процессы управления Политикой предприятия в об­ласти качества и оценку системы качества высшим руководством возложена на ответственного представителя (уполномоченною) руководства в области качества - ОП Р.

Утвержденная Политика в области качества доводится до сведения подраз­делений предприятия и обеспечивается ее понимание всеми сотрудниками. С этой целью Политика в области качества соответствующим образом оформля­ется и вывешивается на информационных стендах, комментируется в переда­чах местного радио, в каждом структурном подразделении руководством про­водятся собрания персонала, даются необходимые разъяснения и ставятся конкретные задачи. Изучение Политики в области качества предусматривает­ся в программах повышения квалификации персонала. Сотрудники, вновь принимаемые на работу, в обязательном порядке через инструктаж знакомят­ся с Политикой в области качества.

Все сотрудники предприятия должны понимать принятую Политику в области качества, знать, как она влияет на их роль в системе менеджмента качества. Поли­тика в области качества подлежит периодическому анализу на соответствие установ­ленных ею целей и задач текущему состоянию предприятия, проводимому в рамках предусмотренного пунктом 5.6 анализа со стороны руководства и СТП 20-01.


Примеры сформулированных документов СМК «Политика в об­ласти качества» приведены в разделе 1 и Приложении 4.

В настоящее время политика в области качества оформляется отдельным документом или включается в состав общего руково­дства по качеству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: