Термин, объект регламента | Определение термина, объекта регламента |
Регламент (от франц. -ivglement и л ат./vgula - правило) | Свод правил, устанавливающий порядок функционирования, работы чего-либо (например, учреждения, системы, подсистемы, подразделений, элементов и т.п.) или ведения чего-либо (например, заседания, собрания, совещания и т.п.). Организационные регламенты служат в качестве НТД и являются средством установления правил выполнения различного вида работ |
Регламентация | Установление определенных правил выполнения, проведения чего-либо |
Регламентировать | Подчинять, упорядочивать что-либо определенным правилам |
Виды регламентов | • Обший регламент (для системы в целом). • Системный регламент (для целевой или другого предназначения iioil-.k-.vmli). • Персональный регламент (для исполнителя) |
Продолжение табл. 3.3.2
Термин, объект регламента
Технический регламент
Организационный регламент
Общий регламент
Системный регламент
Определение термина, объекта регламента
|
|
Документ, который принят международным договором России, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ или федеральным законом или указом Президента РФ, или постановлением Правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации)
Документ, определяющий порядок функционирования системы с учетом совокупности факторов, связанных причинно-следственными связями. Отображает модель системы и является источником информации для ее анализа. Выступает в качестве нормативно-методической документации и служит средством ориентации исполнителей в организационной системе, обеспечивает функционирование исполнителей во взаимосвязанной и взаимодействующей системной среде
Определяет назначение, организацию и внешние связи исследуемой системы в целом. В него включаются главные характеристики организационной системы:
• целевое назначение;
• конечныерезультаты;
• функциональные обязанности;
• состав;
• организационная структура;
• целевое назначение структурных элементов;
• внешние связи
Включает характеристики, состав элементов и порядок работы целевых систем. В нем определяются;
• целевое назначение системы;
• конечный результат;
• функциональные обязанности;
• организационная структура;
• внешние связи;
• целевые назначения структурных элементов (исполнителей);
|
|
• программные регламенты
Окончание табл. 3.3.2
Термин, объект регламента | Определение термина, объекта регламента |
Программные регламенты системного регламента | Часть системных регламентов, которые описывают технологию работы целевых систем (перечень и последовательность задач, решаемых исполнителями). Они раскрывают порядок работы каждой технологической системы и включают в себя: • перечень исполнителей; • задачи, решаемые исполнителями для достижения конечного результата технологической системы; • конечный и промежуточные результаты; • последовательность решения задач (взаимо связь результатов) |
Персональный регламент | Определяет характеристики, связи и порядок работы отдельных исполнителей. Он представляет третий уровень детализации в описании организационной системы и в основном характеризует организационные отношения исполнителей. Назначение персонального регламента состоит в том, чтобы дать представление, какой вклад, каким образом и в каких условиях вносят исполнители в достижение целей организационной системы. Целесообразно разрабатывать персональные регламенты для каждой целевой системы. В целом персональный регламент должен содержать следующие характеристики исполнителя: • целевое назначение; • конечные результаты; • функциональные обязанности; • внешние связи; • программные регламенты; • инструкции и методики решения задач; • права; • ответственность; • стимулы |
Программные регламенты персонального регламента | Часть персональных регламентов, которые предписывают порядок действий исполнителя в процессе решения возложенных на него задач (обязанностей) в тех случаях, когда исполнителю приходится вступать во взаимодействие с другими исполнителями или внешними контрагентами. Их взаимодействие принимает форму технологической цепочки. Если исполнитель самостоятельно решает какие-либо задачи, то его работу регламентируют в виде методик или инструкций, т.е. регламентация принимает форму предписывающего (требуется строгое выполнение) или инструктивного (в виде советов) описания решаемых задач |
Р.
3.3.2. Структура и порядок разработки основных документов систем управления качеством
Политика и цели в области качества
Как документ политика в области качества является первоочередным в составе документации системы управления качеством, так как политика - одна из важнейших слагаемых управления. Это связано с необходимостью принятия высшим звеном управления ответственности за проведение политики в области качества на себя, и это становится первостепенным в разработке, внедрении и функционировании системы управления качеством.
При формировании политики предприятия в области качества спещегучитывать требования, предъявляемые к ней:
• оформление в письменном виде и утверждение первым руководителем организации, что подчеркивает ее значимость и приоритет среди всех других направлений деятельности;
• согласованность с другими направлениями деятельности предприятия;
• отношение ее в части качества к каждому члену коллектива и обеспечение полного понимания ими этой политики;
• постоянное проведение в жизнь и полная реализация политики;
• включение в структуру документа, как минимум, целей, стратегии, тактики и направлений осуществления политики;
• логическая последовательность и четкость изложения информации;
• краткость, конкретность, простота, доходчивость и точность формулировок, исключающие возможность неоднозначного толкования;
• убедительность аргументации;
• информационная выразительность;
• достаточность и обоснованность;
• малый объем и легкость запоминания;
|
|
• малоизменчивость (стабильность);
• запоминаемость основныхположений;
• качественная содержательность.
Вполне приемлемой политикой в области качества может быть признана та, которая положительно отвечает на ряд вопросов:
• Является ли она краткой?
• Касается ли она каждого работника коллектива предприятия?
• Установлены ли в ней требования к качеству работы?
• Охвачены ли в ней все аспекты качества поставляемой потребителю продукции и услуг (этот вопрос следует относить также к срокам поставки продукции, цене, качеству конечных результатов деятельности предприятия, включая услуги)?
• Подписана ли политика в области качества первым лицом предприятия?
Основой для разработки политики в области качества могут служить принципы управления качеством, требования стандартов серии 9000 на СМ К и важнейшие положения законодательства (в частности ФЗ «О техническом регулировании»). В свою очередь, политика в области качества является базой для формирования целей по качеству как желаемых результатов, которые устанавливаются для различных уровней управления предприятием.
Роль первого лица предприятия как в разработке и принятии политики в области качества, так и особенно в ее реализации непереоце-нима. При этом ему необходимо устанавливать:
• соответствие политики и целей по качеству целям организации;
• соответствие обязательств предприятия требованиям в области качества;
• основные положения анализа целей по качеству;
• требования для проведения систематического анализа политики, целей и системы управления качеством.
Помимо этого, в области качества лидер предприятия должен обес-печивать:
• выполнение принципов управления качеством (ориентация всего коллектива на удовлетворение требований потребителей по качеству и др.);
• снабжение необходимыми ресурсами;
• осуществление политики и достижение целей;
• популяризацию политики и целей для воспитания, мотивации и вовлечения персонала в деятельность по качеству;
|
|
• разработку и выполнение всех необходимых процессов, позволяющих удовлетворить предъявляемые к ним требования;
• создание и работу эффективной системы УК для достижения целей качества, постоянно повышая ее результативность;
• проведение анализа принятия эффективных решений в области качества (по политике, целям, улучшению всей системы).
В зарубежной практике политика в области качества формулируется таким образом, чтобы она отвечала на многие перечисленные выше вопросы. Например, корпорация «IBM» в подписанную президентом Политику в области качества включила, наряду с прочим, следующее: «Мы будем поставлять нашим заказчикам бездефектные, конкурентоспособные товары и услуги точно в установленные сроки».
Анализ этого заявления показывает, что оно:
1) обращено к каждому работнику корпорации;
2) четко определяет показатели уровня качества работы (ожидается от каждого поставка бездефектной продукции и услуг точно в срок, но лучше было бы записать так, чтобы каждый понимал: от него требуется работа без ошибок);
3) охватывает все аспекты качества (в том числе цену, срок поставки и исполнение);
4) политика в области качества подписана первым лицом корпорации.
Ниже приведены основные требования к разработке, согласованию, утверждению и управлению политикой в области качества, указанные в извлечении из Общего руководства по качеству одного из промышленных предприятий (ЗАО).
5.3. Политика в области качества
Руководство предприятия определяет стратегические цели, задачи и обязательства предприятия по качеству в документированной Политике в области качества (Приложение А).
Утверждает Политику генеральный директор ЗАО, после чего она приобретает статус обязательного документа.
Политика в области качества рассматривается и корректируется с учетом:
• общих экономических и стратегических целей предприятия;
• достигнутого состояния дел в области качества:
• изменяющейся ситуации нарынке. требований и запросов потребителей.
Политика в области качества применяется при:
• разработке и актуализации системы менеджмента качества;
• формировании целей и задач в области качества для подразделений предприятия;
• формировании отношения персонала предприятия к вопросамобеспечени* качества;
• оценке эффективности системы менеджмента качества.
На предприятии действует процедура управления Политикой в области качества. Она предусматривает, что формирование Политики в области качества осуществляется службой качества и ведущими подразделениями по направлениям деятельности на основе результатов маркетингового анализа, анализа результатов достигнутого научно-технического прогресса в производстве предприятием продукции, анализа удовлетворенности потребителей качеством поставляемой продукции, состояния системы менеджмента качества. Проект Политики предварительно рассматривается высшим руководством и главными специалистами, обсуждается, корректируется (при необходимости) и утверждается генеральным директором.
Ответственность за процессы управления Политикой предприятия в области качества и оценку системы качества высшим руководством возложена на ответственного представителя (уполномоченною) руководства в области качества - ОП Р.
Утвержденная Политика в области качества доводится до сведения подразделений предприятия и обеспечивается ее понимание всеми сотрудниками. С этой целью Политика в области качества соответствующим образом оформляется и вывешивается на информационных стендах, комментируется в передачах местного радио, в каждом структурном подразделении руководством проводятся собрания персонала, даются необходимые разъяснения и ставятся конкретные задачи. Изучение Политики в области качества предусматривается в программах повышения квалификации персонала. Сотрудники, вновь принимаемые на работу, в обязательном порядке через инструктаж знакомятся с Политикой в области качества.
Все сотрудники предприятия должны понимать принятую Политику в области качества, знать, как она влияет на их роль в системе менеджмента качества. Политика в области качества подлежит периодическому анализу на соответствие установленных ею целей и задач текущему состоянию предприятия, проводимому в рамках предусмотренного пунктом 5.6 анализа со стороны руководства и СТП 20-01.
Примеры сформулированных документов СМК «Политика в области качества» приведены в разделе 1 и Приложении 4.
В настоящее время политика в области качества оформляется отдельным документом или включается в состав общего руководства по качеству.