Процедуры управления являются неотъемлемой частью документации как системы управления качеством, так и всей СУ. Наличие на
предприятии процедур управления процессами обеспечения и улучшения качества определяется требованиями МС ИСО, например стандартами ИСО серии 9000 на системы МК и 14 000 экологического управления.
Определения процедуры в литературе встречаются различными по своему содержанию. Ранее ее определение было дано в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001. По литературным зарубежным источникам под процедурами понимаются, используя отечественные наименования документов, любые нормативно-технические и нормативно-методические документы, включая сами процедуры, стандарты, инструкции, положения, алгоритмы, оперограммы, функцио-граммы, документограммы, функциональные матрицы и т.п. Применительно к системе управления качеством более объективным представляется определить процедуру как установленный порядок осуществления процесса или конкретного вида деятельности по управлению качеством на основе взаимосвязей и последовательности согласованного взаимодействия работников, подразделений, информации, технических средств и других элементов с целью добавления ценности.
Процедуры могут быть документированными или недокументированными.
Состав документированных разделов процедур исходя из отечественного опыта может быть следующим:
• титульный лист;
• оглавление (содержание);
• условные обозначения и сокращения в процедуре;
• назначение процедуры;
• оперограмма процедуры;
• описание операций процедуры;
• приложения;
• список литературы;
• лист регистрации изменений.
По опыту зарубежных стран состав основных разделов процедуры можно рекомендовать следующим:
• назначение и область распространения процедуры;
• ссылки (перечень других документов, используемых при выполнении данной процедуры);
• определения (термины и понятия, используемые в процедуре);
• описание процедуры (в том числе оперограммы);
• вспомогательная документация.
Процедуры, как правило, разрабатываются временной рабочей группой, включающей работников, непосредственно для которых
они создаются, и специалистов по организации и управлению качеством. Один из специалистов должен возглавлять эту группу.
Порядок разработки и утверждения процедур во многом анало гичен созданию и утверждению СТП, что включает:
1) обсуждение и утверждение технического задания на разработку;
2) разработку и рассылку на отзыв проекта (первой редакции);
3) обработку отзывов, разработку и представление на утверждение проекта (окончательной редакции);
4) утверждение документа и его регистрацию.
Наряду с процедурами управления регламентировать управленческие процессы могут традиционно известные в наших отечественных системах управления СТП.