Сущность и состав разделов процедур управления

Процедуры управления являются неотъемлемой частью докумен­тации как системы управления качеством, так и всей СУ. Наличие на


предприятии процедур управления процессами обеспечения и улуч­шения качества определяется требованиями МС ИСО, например стандартами ИСО серии 9000 на системы МК и 14 000 экологическо­го управления.

Определения процедуры в литературе встречаются различными по своему содержанию. Ранее ее определение было дано в соответст­вии с ГОСТ Р ИСО 9000-2001. По литературным зарубежным ис­точникам под процедурами понимаются, используя отечественные наименования документов, любые нормативно-технические и нор­мативно-методические документы, включая сами процедуры, стан­дарты, инструкции, положения, алгоритмы, оперограммы, функцио-граммы, документограммы, функциональные матрицы и т.п. Приме­нительно к системе управления качеством более объективным пред­ставляется определить процедуру как установленный порядок осуще­ствления процесса или конкретного вида деятельности по управле­нию качеством на основе взаимосвязей и последовательности согла­сованного взаимодействия работников, подразделений, информа­ции, технических средств и других элементов с целью добавления ценности.

Процедуры могут быть документированными или недокументиро­ванными.

Состав документированных разделов процедур исходя из отечест­венного опыта может быть следующим:

• титульный лист;

• оглавление (содержание);

• условные обозначения и сокращения в процедуре;

• назначение процедуры;

• оперограмма процедуры;

• описание операций процедуры;

• приложения;

• список литературы;

• лист регистрации изменений.

По опыту зарубежных стран состав основных разделов процедуры можно рекомендовать следующим:

• назначение и область распространения процедуры;

• ссылки (перечень других документов, используемых при выпол­нении данной процедуры);

• определения (термины и понятия, используемые в процедуре);

• описание процедуры (в том числе оперограммы);

• вспомогательная документация.

Процедуры, как правило, разрабатываются временной рабочей группой, включающей работников, непосредственно для которых


они создаются, и специалистов по организации и управлению каче­ством. Один из специалистов должен возглавлять эту группу.

Порядок разработки и утверждения процедур во многом анало ги­чен созданию и утверждению СТП, что включает:

1) обсуждение и утверждение технического задания на разработку;

2) разработку и рассылку на отзыв проекта (первой редакции);

3) обработку отзывов, разработку и представление на утвержде­ние проекта (окончательной редакции);

4) утверждение документа и его регистрацию.

Наряду с процедурами управления регламентировать управленче­ские процессы могут традиционно известные в наших отечественных системах управления СТП.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: