Актуальность
В настоящее время многие речевые расстройства у детей дошкольного возраста осложнены лёгкими «стёртыми» формами дизартрии.
Стертая дизартрия – речевое нарушение центрального генеза, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности (артикуляция, дикция, голос, мимика, мелодико-интонационная сторона речи.) При стертой дизартрии все симптомы проявляются в нерезко выраженной форме. Ведущим звеном в структуре речевого дефекта являются стойкие фонетические нарушения, обусловленные недостаточной иннервацией отдельных групп мышц артикуляционного аппарата. Несформированность звукопроизношения отрицательно влияют на формирование других сторон речи.
Состояние неречевых функций и ряда психических процессов у детей также характеризуется качественным своеобразием.
Количество детей со стёртой дизартрией имеет тенденцию к значительному росту. Это речевое нарушение достаточно трудно поддается логопедическому воздействию, поэтому проблема ранней профилактики и комплексной (медицинской, психологической, логопедической) коррекции данной формы дизартрии становится всё более актуальной на современном этапе развития логопедии.
|
|
В специальной литературе данное речевое нарушение именуется по- разному: «стёртая дизартрия», «минимальные проявления дизартрии», «дизартрический компонент», «дизартрический синдром», «лёгкая форма дизартрии», что свидетельствует о широком круге исследований данной проблемы.
План изучения темы
1. Проблема изучения стертой формы дизартрии у детей в трудах отечественных ученых.
2. Этиология. Клинико-физиологические аспекты данной формы дизартрии.
3. Симптоматика.
4. Клинико-психологическая характеристика детей с минимальным проявлением дизартрии.
5. Обследование детей с данной речевой патологией. Вопросы дифференциальной диагностики.
6. Системный подход к коррекции стёртой формы дизартрии (логопедическое и медикаментозное воздействие, массаж, лечебная физкультура).
Литература
1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. – М., изд. «Астрель», 2006.
2. Визель Т.Г. Аномалии речевого развития ребенка. – М., 1995.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., Детство-Пресс, 2005г.
4. Гуровец Г.В., Маевская С.И. К вопросу диагностики стертых форм псевдобульбарной дизартрии. Вопросы логопедии. – М., 1978.
5. Логопедия: методические традиции и новаторство./Под ред. С.Н. Шаховской, Т.В. Волосовец – Москва – Воронеж, 2003.
6. Логопедия. Учебное пособие./ Под ред. Л.С. Волковой – М., Просвещение, 1989.
7. Парамонова Л.Г. Логопедия для всех – СПб., Дельта, 1997.
8. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов–на–Дону, Феникс, 2002.
9. Новикова Е. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения». – М., 2000.