Индивидные характеристики личности

Возрастные свойства индивида

Возраст - качественно своеобразный этап психического развития, который характеризуется рядом особенностей, совокупность которых определяет неповторимость структуры личности человека на определенном этапе ее развития. Возрастные особенности обусловлены конкретно-историческими условиями развития, наследственностью, в определенной мере характером воспитания, особенностями общения и деятельности человека, причем последние влияют прежде всего на сроки перехода от одной вековой стадии к другой.

Особенности векового развития:

1. Развитие человека происходит неравномерно;

2. В разных этносах, народах - развитие происходит по-разному;

3. Каждый человек проходит свой жизненный цикл, который охватывает процесс индивидуального развития от рождения до смерти, который представляет собой последовательное изменение фаз: становление; эволюции (развития); инволюции (старение).

Основные возрастные свойства:

1. Общая продолжительность жизни человека.

2. Изменение фаз индивидуального развития.

3. Продолжительность любой из отдельных возрастных фаз.

Возрастные периодизации различают по тому, насколько широко и детально представленные в них возрастные изменения разнообразных сторон психики и в какой степени выраженны метрические и топологические свойства возрастного развития человека.

Вековые стадии развития человека (по Д.Бромлею):

- утробный (состоит из 4 стадий к моменту рождения),

- детство: детство, дошкольное детство и раннее школьное детство; охватывают от рождения до 11-13 лет,

- юность: половое созревание 11-13-15 лет; поздняя юность 16-21 гг.,

- взрослость: ранняя взрослость (21-25 лет); средняя взрослость (26-40 лет); поздняя взрослость (41-55 лет); предпенсионный возраст (56-65 лет),

- старение: удаление от дел (66-70 лет); старость (71 и более лет); болезненная старость и дряхлость.

Возрастное развитие неотъемлемо связано с такими факторами:

- социальная ситуация развития личности - особое объединение внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа, что предопределяет динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода и новые качественно своеобразные психические образования, которые возникают в конце его;

- социализация - исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (происходит расширение поведенческого и деятельностного диапазона личности, расширение и углубление общения, развитие сознания и самосознания);

- время: физическое (паспортный возраст), биологическое (биологический возраст - обусловленный особенностями жизнедеятельности организма и его биоритмами), и сторическое (общественно-економическая формация, эпоха, период времени, в котором живет человек), психологическое (психологический возраст; человек способен "странствовать в времени" в своей памяти; психологическое время может "разворачиваться" или "свертываться" в зависимости от состояния и занятости личности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: