Психология Веданты

Тело, ум, нервная система являются инструментами сознания, они не являются его причиной.

Сознание является своей собственной причиной, создатель объектов и образов, а не их продукт. Мы слепы к этой истине потому, что когда мы размышляем о сознании, то думаем именно обо индивидуальном.

Мы смотрим на мир перед нами и говорим о нем в терминах индивидуального сознания; но мир является творением универсального, вселенского сознания.

Индивидуум участвует в универсальном сознании подсознательно и сверхсознательно. Воплощенный индивидуум в своем физическом или бодрствующем уме не столько участвует, сколько добивается участия. Он не является напрямую частью универсального сознания, но воспроизводит, копирует его через частичное, непрямое действие, и в этом воспроизводстве отбирает и изменяет, комбинирует, расчленяет, заново комбинирует и развивает свои выборки.

В теле его бодрствующий ум получает свои впечатления из внешнего мира и реагирует на них. Тело и нервы являются его инструментом для[получения] впечатлений и реакции; поэтому вся их внешняя инструментовка является нервным, физическим, автоматически сгруппированным, физиологическим аппаратом для батареи нервной энергии.

Физические, нервные и чувственные впечатления являются средствами через которые этот индивидуум вынужден выражать себя во внешних взаимодействиях с физической вселенной. Физические, нервные и чувственные реакции являются его средствами для того, чтобы войти в это взаимодействие.

*

Он, но кто это он? Ментальное существо в своей ментальности.

Кто является тем, кто чувствует себя отделённым от мира или вещей во вселенной, чтобы быть вовне своего существа? Не Дух, ибо Дух содержит вселенную, создает и комбинирует все взаимодействия. Все персональности действуют в одном, едином духе также, как и наши множественные персональности действуют в едином существе. Духовное существо является их континентом, они не являются его компонентами, но его внешними результатами [проявления] и различными представляющими самостями его сознания и действия.

Не таково супраментальное существо. Ибо супраментальное существо является единым с духом в своем первичном или базовом сознании, в своем идея-сознании оно идеально всеобъемлет космические вещи или, если мы должны говорить в терминах пространства, соизмеримо со вселенной. Супраментальное существо одним движением своей идея-самости может рассматривать универсальное существование как свой объект воли и знания. Это отношение является семенем ума. Оно может рассматривать его как включенное в себя, а себя как включенное в него, и таким образом знать и руководить им. Но оно может также, как и Дух в своем реальном действии, знать все вещи через идентичность и управлять всеми вещами через идентичность. Внешняя часть существа не может войти в супраментальное переживание.

Сверхразум может видеть ум экстернализирующий объекты, он сам может занять особую точку зрения, выводящую на передний план объекты, но именно в самом себе он выводит их на передний план, подобно тому как мы выводим на передний план наши субъективные операции в уме. Он не рассматривает их как нечто внешнее по отношению к его собственному существу, как мы рассматриваем физически объекты.

Ум – это делегат от сверхразума, который главным образом рассматривает существование как объект, вынося вперед свое видение. Ментальному существу также нет нужды рассматривать вселенную как совершенно отдельную от или вне его собственного существа. Сублиминальная ментальность способна через расширение на всеобъемлющее отношение с космическими вещами и на вхождение в единение со вселенной. Отправная точка ума – это не содержащее вселенную видение или знание через идентичность, но индивидуализированная точка зрения с которой он видит вселенную. Все же ум может достичь разновидности всеобъемлющего, включающего в себя все видения, ментализированного космического сознания.

Что же тогда заставляет воплощенный ум видеть объекты внешне или через отделение? Это заставляет факт физического воплощения. Тело – это самоограничение сознания существа, посредством которого ум жестко привязан к своей собственной тенденции отдельной индивидуализации.

Тело, включая все физические формации от атома вверх, - это приспособление Природы для предельной индивидуализации сознания. Эмпирически (из опыта) оно невещественно, будь оно либо образом, созданным сознанием, либо реальной субстанцией бытия. Для практических целей мы можем принимать его как субстанциональную формацию. Фактически, тело – это узел сознательного существования, построенный своей собственной энергией, инстинкт с нервной или субнервной жизнью, потому что энергия в динамической реальности является живущей энергией, понимающей и понимаемой подсознательным или поверхностно сознательным чувством, поскольку энергия, в определенной присущей ей реальности, является сознательной энергией. Это узел неразделимый в реальности от универсального Сознания, Силы и Субстанции, но для определенной практической пользы избирательного действия скорее обособленный, чем отделённый. Тело в действительности не отделено, а ограничено подсознательным инстинктом отделения и энергетической тенденцией к отделению, но не способно на эффективное реальное отделение. Все его движения являются практическим результатом выборочного переживания и выборочного действия, которое базируется на феномене отдельного физического существования.

Тело отделено от других тел вторжением универсальной материи, но все отдельные тела едины с неделимой промежуточной материей, поэтому в действительности не отделены, но неделимо связаны в энергии и единой материи в фундаментальной реальности.

Выражаясь по другому, два тела являются образами или формациями единого неделимого эфирного пространства, которое в действительности, является одним неделимым движением материальной энергии, жизненной энергии, умственной энергии.

Эта неделимая связь и фундаментальное единство тел приобретает огромную важность, когда мы исследуем отношение проявлений сознания к его реальности.

Ум в теле должен начинать с отделения, присущего телу. Воплощенный ум привязан в своем корневом движении к отделенной точке зрения на вселенную. Это является его точкой зрения в бодрствующем состоянии; сублиминально, либо в подсознательной ментальности, либо там, где он достигает или касается сверхсознательного бытия он способен соединить мостом искусственное разделение.

Принимая этот разделенный базис бодрствующего сознания за самого себя и за реальность, дом заточенного осознавания, из которого он смотрит на мир, он должен видеть объекты внешними [по отношению] к этому осознаванию и этому сознательному видению. Воплощенный ум существует, как если бы обнесенный стеной дом должен был иметь думающую душу и дух (воздух и эфир) и смотреть на вещи не на сами по себе, но как на вещи вовне, через окна (чувства), получать касания внешнего воздуха (нервные жизненные импульсы), как будто отличные от воздуха в самом себе; даже его собственный эфир также является отличным от эфира остальных (моя душа и другие души). Все это я и не-я нашей ментальности.

Сублиминальный ум способен, хотя обычно и не приучен, соединить мостом бездну между я и не-я; когда он достигает суперсознания, эта бездна уменьшается и в существе растет сознание единства.

Тело – это только инструмент и основа для этой крайне обособленной индивидуализации, а не его первопричина. Сам ум является первопричиной; но ментальности, самой по себе, нет нужды быть жестко обособленной, отделенной; особенно сублиминальный ум имеет большую объединяющую силу. Сам по себе, ум – это только основа для относительно разделенной множественности; ум в теле усиливает это отношение в феномен абсолютно отделенной множественности.

С этого базиса облеченной во внешнюю форму идивидуализации и отделённой множественности пробужденное ментальное сознание в физической вселенной начинает свои действия.

Психология - это наука о сознании и его операциях.

Всеобъемлющей психологией должен быть комплекс науки об уме, его операциях и его взаимоотношениях с жизнью и телом, с интуитивным и экспериментальным знанием природы ума и его взаимосвязей со сверхразумом и духом.

Полная психология не может быть чисто естественной наукой, но должна быть смесью научного и метафизического знания.

Эта необходимость возникает из-за различия между естественными, или физическими, науками и психологией.

Физическая наука - это знание физических процессов,

Page 305

которое неизбежно ведет к действию и использованию физических процессов. Ученый может только рассматривать научную истину, а не пользу; но он может найти истину процесса вещей, а не истину природы вещей. Его открытия неизбежно приносят пользу для действия; ибо любая истина процесса является полезной для действия. Даже когда у науки нет цели, процесс и польза - это душа и тело физической науки. Сама Материя – это только утилита, полезное приспособление, Духа или Существа, или Природы для физического процесса и действия. Материальная энергия – это инструментальный динамизм для этой утилиты или же первичный динамизм, который не имеет никакого другого смысла в своих операциях. Мы выйдем за пределы этого к более высокому смыслу только когда мы выйдем за пределы материального к ментальной, психической и духовной энергии, к уму, душе и духу.

Бесспорно, что, если бы мы знали реальную сущность Материи и базовые, а не только внешние, связи ума, души и духа с материей и материальными операциями, то мы бы достигли бесконечно более мощного использования физических процессов и операций. Но в любом случае, эти вещи не могут быть обнаружены физической наукой; она имеет свои пределы и не может превзойти их.

Психология может начинать как естественная наука, но она уже имеет дело с супрафизическим и должна заканчиваться в метафизической проблеме. Если одна сторона процесса, который она рассматривает, и её метод обследования является физическим, то другая и более важная [сторона] – нефизическая; это прямое рассмотрение ментальных операций умом без какой-либо оглядки на их физиологическое значение, поддержку, основание или инструментовку.

Если это является в первую очередь изучением процесса и затрагивает полезность для психологического действия, все же это неизбежно ведет не к этому действию, а к обследованию природы ментального сознания.

Эта настоятельная потребность возникает из-за непосредственного восприятия умом чего-то за пределами и позади его операций, некой энергии скрытого сознания, более великого, чем наша внешняя ментальность. Чтобы узнать что это такое, мы должны прибегнуть к метафизическому обследованию.

Сознание, само по себе, обнаруживается не как сущностный процесс, хотя в уме оно проявляется как процесс, но как сама Природа самосуществующего бытия. Бытие, или «Я», вещей может быть узнано только метафизическим - не обязательно интеллектуальным - знанием.

Это самознание имеет два неделимых аспекта: психологическое знание процесса Бытия, метафизическое знание его принципов и сущности.

Мы находим,что один из этих принципов бытия есть энергия. Энергия – это вечная и неотъемлемая сила сознательного существования. Поскольку любая энергия превращается в действие, это знание также содержит сторону психологической и духовной полезности, в конечном счете, даже возможно, -поскольку жизнь и тело являются результатами энергии бытия и поддерживаются её действием, - витальной и физической полезности.

Две великие возможности открываются перед психологией. Мы можем овладеть возможностью более великого бытия, сознания и энергии. Мы можем открыть возможность и обнаружить психические средства или процесс становления сознательно едиными с нашим первичным самосуществующим Бытием, с Богом, Абсолютом, Трансцендентным. Подготовка к этим возможностям является целью Ведической психологии.

Любая психология должна иметь результатом и каждая полная формулировка психологической истины должна иметь в качестве своей структуры двойную схему существования, в которую должны укладываться факты, с которыми она имеет дело, это нисходящая шкала и восходящая шкала.

Простейшая элементарная психология имеет дело с тремя нотами ограниченного диапазона: тело, физическая сфера и её коллизии; жизнь, тело и биологические и физиологические процессы; ментальное существо и его сознательное переживание и действие. Это шкала восхождения.

*

Природа физической сферы является первым фактом; она определяет все остальное; она создает удары, которые пробуждают сознание, впечатления, образы, объекты, все это её дело, стартовая точка и базис всех её концепций, тело, которое является её поддержкой, инструментом, средством действия, физическим основанием для чувства я.

Все что появляется, пребывает в теле или [осуществляется] телом и либо для тела или для чувства «я» в теле.

Тело кажется главной, если не единственной, причиной или детерминантой индивидуального сознания.

То, что не является телом, находится в физическом поле вне тела.

Что бы ни находилось в сознании, как кажется, не из физической сферы, все же кажется будто происходит от нее, как будто результат, развитие или искажение физического.

*

Жизнь в теле является необходимой модификацией первичного факта материального существования, без вторжения которой сознание неспособно проявиться в любой материальной форме. Атом – это форма материи, камень - это материальное тело, но жизнь в этих вещах либо нулевая, либо не развита до той точки, когда становится возможным проявление сознания. Сознание в атоме и камне либо скрыто, не проявлено для нас, подавлено, потенциально, либо отсутствует.

Жизни в любой степени не достаточно для манифестации ментального сознания. Необходим определенный высокий уровень её или же определенный необходимый уровень организации для этой третьей ноты шкалы. Растения живут, даже в некоторой степени интенсивно живут, они имеют нервную организацию, но сознание либо отсутствует, либо латентно, по крайней мере, не проявленно для нас, подавленно, или же другого типа, чем наше субментальное нервное, а не ментальное, сознание,.

Жизнь добавляет определенные биологические условия и определенные психологические процессы, которые физически лежат в основе операций сознательного ментального существа.

Жизнь дает промежуточную динамическую связь между умом и телом.

Жизнь имеет два процесса, которые служат целям ментальности: необходимая жизненная сила в нервном аппарате и способность инструментального развития и модификации. Без силы жизни в нервном аппарате сознание в теле невозможно; без силы развивающих модификаций она может существовать, как у низших животных, но оно не может развиваться, расширяться как в человеке.

Нервный аппарат – это первоначальный биологический факт, необходимый для ментальности. Сила жизни не состоит из нервной системы, которая является физическим элементом, но из новой силы или энергии, для которой система является средством передачи – сила нервной связи, нервного заряда и нервного разряда. Этой силы не достаточно для того, чтобы создать ментальность, ибо растения тоже обладают ей, все же не проявляют ментального существа, но это первое условие для воплощенной ментальности.

Сила биологического и физиологического развития – это дополнительный продолжающий фактор, необходимый для дальнейшей эволюции ментальности. Однажды, когда нервная витальная сила появилась в материальном теле, она проявила биологическую силу, развивающую более комплексную физическую инструментовку для более комплексной нервной активности. Однажды, достигнув определенной комплексности физической инструментовки, жизнь кажется способна бесконечно совершенствовать неким тонким способом свое действие нервной силы с тем, чтобы поддерживать все более и более утонченное и комплексное действие ментальности.

Как далеко может зайти это развитие ментальности и на сколько она зависит от физического аппарата и нервного действия является одним из главных вопросов психологии.

*

Ментальное существо, сила и действие ментального сознания – это третья нота шкалы бытия.

Конечно, нельзя сказать, что ум создан из жизни и тела, нервного действия и реакции физического тела. Нервное действие не появляется для того, чтобы сделать себя сознательным, не более, чем физический удар и последующее автоматическое беспокойство появилось само по себе для того, чтобы создать нервное действие. Как соответствующая или результирующая нервная связь, заряд и разряд, необходимы для того, чтобы проявить жизнь, также результирующее или соответствующее сознательное действие – чувство, ощущение, мысль, сознательно мотивированное побуждение, желание, намерение, воля – необходимо для того, чтобы проявить ум.

Ум может, а может и не быть, точным результатом, отражением или соответствием действия жизни в теле, жизнь продумывает себя в теле, тело живет и продумывает свое переживание в уме, но он не та же самая вещь, что жизнь и тело.

Жизнь – это новая, или вторая сила, проявляющаяся из или в материальной энергии. Ум – это новая, или третья сила, проявляющаяся из или в энергии жизни.

*

Но это лишь восходящая шкала.

Ум не только пробужден действием жизни в теле на определенной эволюционной высоте её операций; ум воздействует и определенными способами использует ради своей собственной характерной цели, модифицирует своей волей к действию и усиливает действие жизни и способы действия тела.

Ум не ограничен в своих мыслях жизнью и телом. В нем есть действие, которое больше, чем созидательное давление жизни, попытка представить супрафизические реальности, которые мы можем объявить иллюзией или результатом аномального психологического состояния, но можем также и последовать за ними, как за первыми ключами к большей истине и возможности достижения более высокого тона, или тонов, шкалы бытия.

В этом случае ум проявляется как более обширная вещь, нежели жизнь и материальное существование. Хотя, несомненно, что эволюция идет из жизни и тела, но, быть может, ум в реальности является предшествующей силой, а жизнь и тело – это только его обстоятельства и средства для его самопроявления на материальном плане существования.

Во всяком случае, психология должна рассматривать шкалу не только с восходящей точки зрения тела, создающего жизнь, жизнь, создающей ум, но и с нисходящей точки зрения ума, создающего новую жизнь в теле.

Очевидно, что ум - более великая вещь, более высокая чем жизнь и тело. В этом случае кроме восходящей шкалы низшего, поднимающегося к более высокой возможности, мы должны рассмотреть возможность нисходящей шкалы, высочайшей реальности, вовлекающей себя в низшие состояния бытия.

Но возникает вопрос, является ли сам ум высочайшей возможностью или высочайшей реальностью?

*

Ведантическая психология исследует идею и интуицию более высокой реальности, чем ум.

Интуиция может быть проверена только психологическим опытом, превосходящим нормальное действие ума. Это переживание может постоянно вести ко все более восходящим интуициям, проверенных восхождением переживания на некую вершину существования.

За пределами умственного психологического переживания обнаруживается другая сила энергии, другая нота шкалы бытия. Это мы можем назвать сверхразумом. Этот сверхразум врожденно живет и действует в области существования, которую ум начинает осознавать через отраженное переживание и неясно называет это духом, или духовным существованием.

Обнаруженный Дух имеет три вида своего существования. Триединый, он создает каждую последовательную силу своей энергии, статус духовного существования и форму своего действия. Триединый, они неотделимы, но та или иная сила могут быть так подчеркнуты, что кажутся ведущим принципом.

Но о духе мы должны отметить три сущностных факта: Дух – это бесконечное сознание, даже когда он находится в ограниченных формулировках сознательного бытия.

Осознание духа – это бесконечное самоосознание.

Все его три сущностных принципа должны иметь этот характер бесконечности.

Бесконечное самосознательное блаженство – это первый; бесконечная самоосознающая сознательная энергия – это второй; бесконечное самосознающее существование – это третий принцип духа. Существование, сознание, блаженство – это три тона бесконечности, три базовых цвета Абсолюта.

*

Восходящая шкала бытия тогда представляется семью нотами: материя, жизнь, ум, сверхразум, я блаженства, я сознательной энергии, я первичного сознательного существования.

Но переживание, которое мы получаем, когда мы восходим по шкале, ведет нас к открытию того, что то, что в эволюции появляется последним, является предшествующим в реальности. Жизнь развилась в материи, но была предсуществующей по отношению к материи, латентной, вездесущей, ожидающей чтобы материя стала готовой к ее проявлению – что она и делает, когда движение энергии достигает определенной интенсивности.

Ум развивается в воплощенной жизни, но предсуществовал по отношению к материи и жизни, был скрытым, вездесущим, вовлеченным, скрытой причиной действия, ожидающий пока жизнь и материя будут готовы для его проявления, которое приходит, когда движение энергии достигает более великой интенсивности. Также и сверхразум является предшествующим уму, скрытым, вездесущим, вовлеченным даже в материю и в жизнь, скрытой причиной действия и ожидает пока ум не будет готов для его проявления, и поскольку сверхразум действует только в духе, дух тоже должен там быть скрытым, вездесущим, вовлеченным, скрытой причиной действия. Но дух не зависит от эволюции сверхразума для своей манифестации; он может проявиться для нашей ментальности, для нашего жизненного сознания, даже для нашего физического ума.

Истинная природа и разумное объяснение этой очередности проявляется в нисходящей шкале. Там мы видим истинное развитие универсума.

Дух самобытия развивает я сознательной энергии, которое поддерживает его я космического блаженства, которое воздействует на конечное через сверхразум, который предлагает свои дифференциации уму, связывает их с жизнью, фиксирует их феноменально в теле или делает ощутимыми для воплощенной души.

Но в материальном мире все сначала вовлечено в материю и должно найти себя в результате развития из материального существования и с материальным существом в качестве их поддержки и базиса. Развивающийся процесс этого самообнаружения универсального существования создает феномен эволюции более высоких и великих форм из более низких и меньших принципов, которые мы называем восходящей шкалой существования.

Этот феномен, сбивающий с толку рассудок, становится самоочевидным утверждением, когда мы рассматриваем нисходящую шкалу и находим инволюцию, предшествующую эволюции. Феномен неизбежно возникает из природы нашего бытия.

*

Схема бытия должна быть сформулирована исходя из этих двух точек зрения; результаты, даже если это данные опыта, должны сначала приниматься как рабочие гипотезы, подлежащие проверке. В действительности, мы следуем по восходящей шкале, но нисходящая шкала должна быть показана первой, поскольку иначе возможное объяснение психологического феномена, которое является результатом этой линии переживания, было бы непонятным и должно было бы быть либо исключено, либо в конце вся проблема должна была бы переформулирована заново в измененных деталях.

Все вопросы реальности или нереальности мира, его фундаментальной или конечной цели, или недостатка цели, судьба души должны быть оставлены до тех пор, пока не будут поняты психологические данные. Поступать по другому означало бы определять их метафизическим рассуждением; но перед нами стоит цель подойти к ним путем психологии.

Вся психология Веданты зависит от этой двойной градации и без нее она бы не могла иметь полного научного подтверждения. Вследствие её существования переживание сознания может дать ключ к природе мирового существования. Метафизическое рассуждение само по себе может дать нам только философские мнения, психологическая проверка делает Ведантическую истину твердым проводником в жизни. Она дает нам ощутимую лестницу восхождения, посредством которой мы поднимаемся к нашей высочайшей истине бытия.

Знание, к которому приходит психология в своих самых обширных обобщениях, заключается в том, что существует единая абсолютная и не поддающаяся описанию Реальность, которую для психологических целей мы называем «Я», единое, неделимое и общее для любого существования, которое проявляет себя с бесконечным многообразием во вселенной, и что каждая душа является индивидуальной персональностью – мы используем это слово за неимением лучшего – этого «Я», проявляющего себя во множественности, не в точности бесконечном, но неограниченном, но в соответствии со своей индивидуальной природой, которая обеспечивает принцип гармонии, регулирует многообразие, бросает его в некую форму единства. Все существование едино, но с постоянно активным принципом вариаций и индивидуализации. Существует универсальная природа вещей, но человек, хотя и живет внутри принципов этой природы, также имеет свою собственную природу, которая отличает его от животного и от низших форм жизни. Следовательно существует эта общая индивидуальность Человека, которую представляет все человечество в своей полной игре единства и многообразия. Внутри этой общей индивидуальности существуют типические, расовые, национальные, классовые индивидуальности, и каждый человек имеет свою собственную индивидуальную природу, несомненно, единую в своей общей основе и материалах со всеобщей человеческой природой и с его типом, расой, классом, национальностью, но все же владеющей своим собственным принципом особой индивидуализации. Именно он царит в своей ментальности, витальном существе, физическом существе и оставляет свой штамп на них, но сам по себе он не является ни ментальным, ни витальным, ни физическим, но происходит от тайного принципа, превышающего их все; ум, жизнь и тело – это только средства и ценности его самовыражения. Точно также обстоит дело и с каждым сообществом, нацией или другой естественной группировкой людей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: