Целями исторического образования являются:
- овладение учащимися основами знаний об историческом пути человечества с древности до нашего времени, его социальном, духовном, нравственном опыте;
- развитие способностей учащихся осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, в их уникальности и вместе с тем органической принадлежности к единому потоку исторического движения (прошлое — настоящее — будущее); творчески применять исторические знания;
- формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления опыта истории, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами;
- развитие интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов, стремления сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.
- Объект изучения истории — прошлое людей и человечества в их естественном и социальном развитии (человек—природа—общество). Основные системные характеристики объекта — историческое время, историческое пространство, историческое движение.
|
|
Названный объект может быть представлен на разных уровнях: история человека, история социальных групп и социумов; история всемирная — история цивилизаций и государств — история этнонациональная — история региональная — история края. Основные содержательные доминанты школьного курса — история Отечества и всеобщая история.
В связи с введением наряду с федеральным национально-регионального и школьного компонентов образования роль краеведения в учебной и внеурочной работе по истории (как и другим дисциплинам гуманитарного и естественнонаучного циклов) значительно возрастает. На уроках отечественной истории учащиеся знакомятся с прошлым своей области, края, автономного округа. Вместе с тем в содержание учебных занятий включаются сведения о родном городе, селе, районе, прошлом семьи. У учащихся разных регионов России конкретные знания о крае будут различными, вариативными, но они должны войти (в определенном объеме) в состав обязательных базисных знаний по истории Отечества, в ряде случаев — по истории ближнего и дальнего зарубежья. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России; республики, входящей в состав Российской Федерации; более крупного, в том числе цивилизационного, региона (в составе нескольких территорий или стран, объединенных узами экономических, национальных, религиозных и культурных исторических связей), как частица всемирной истории.
|
|
Дидактическая значимость и воздействие истории состоят в изложении последовательности свершившихся в прошлом уникальных, неповторимых и необратимых человеческих деяний и событий, где следствия позволяют судить о причинах и сути происшедшего. Отсюда иная, чем в социологии и других общественных дисциплинах, хронологически выстроенная структура предмета «история».
История представляет человека, событие, ситуацию в их конкретности, целостности социальных, нравственно-этических, материальных, идеологических, культурологических и других отношений. Ей присуща особая методология познания, сочетающая элементы исторического и логического анализа. Этим и многим другим определяется место истории в системе общего школьного образования.
История не может быть ни заменена каким-либо набором антроповедческих или обществоведческих курсов, ни растворена в них. Более того, история как учебная дисциплина составляет вертикаль, стержень гуманитарных, обществоведческих курсов в основной и полной средней школе. История обеспечивает всей системе школьного образования, в том числе и предметам естественнонаучного, эстетического, технологического циклов, необходимый гуманитарный и исторический аспекты. История представляет многообразную картину социального, нравственного, коммуникативного, созидательного и другого опыта людей. Методы исторического познания с их диалектикой исторического и логического также имеют общеобразовательное значение.
1.3. Место предмета в базисном учебном плане
Проект Государственного образовательного стандарта по истории составлен, исходя из следующих положений:
- история рассматривается как учебная дисциплина, обязательно изучаемая как в основной (V—IX классы), так и в старшей средней школе (X—XI классы);
- в соответствии с установлениями Закона РФ «Об образовании» в рамках средней школы выделяется основная 9-летняя школа с завершенным историческим курсом с древности до наших дней (первый концентр), в X и XI классах предусматривается второй концентр; требования к исторической подготовке учащихся определяются на двух уровнях — для основной и полной средней школы.