Исходя из приведенной выше характеристики объекта изучения истории, определяются основные содержательные линии школьного исторического образования. Они представляют аспектный состав исторического знания, раскрывающий историю в ее разносторонности и многоплановости. Содержательные линии определяют основные компоненты школьных курсов истории (историю людей и государств, политики и культуры и т. д.). Стандарт, таким образом, не предписывает логику изложения учебного материала в отдельных курсах истории и не заменяет школьную программу. Это документ, который «задает» состав знаний и уровень их предъявления и усвоения школьниками. На этой основе разрабатываются программы и учебники, которые и представляют картину истории в хронологической последовательности событий, явлений, процессов.
Основные содержательные линии школьного исторического образования:
I. Историческое время. Счет лет и периодизация событий и процессов (год, век, тысячелетие, эпоха); цикличность в истории; синхронность и асинхронность исторического движения.
|
|
II. Историческое пространство. Карты локально-исторических цивилизаций, центр и периферия в развитии цивилизаций. Динамика географических, экологических, этнических факторов развития человека и общества; изменение геополитической карты своей страны и мира.
III. Историческое движение.
1. Человек в истории — развитие человека в различные исторические эпохи: а) потребности, интересы, мотивы действий; б) восприятие мира, ценности; в) условия жизни и быта.
2. Эволюция трудовой деятельности человека, развитие материального производства, техники. Изменение характера экономических отношений между людьми в истории.
3. История человеческих общностей в разные эпохи: а) этнические общности (племя, народность, нация) и процессы; б) динамика развития социальных групп, слоев, сословий, классов и социальные движения в истории.
4. Процессы образования и развития государств, их исторические формы. Основные вехи политической истории стран и народов мира.
5. История познания человеком окружающего мира, развитие идеологии (религиозные и светские учения), общественной мысли, научных идей.
6. История культуры народов мира: духовная и материальная культура; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; историческая преемственность и культурное наследие; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру.
7. История отношений между народами, обществами, цивилизациями (соседство, преемственность, завоевания и др.). Проблема войны и мира в истории.
В соответствии с названными линиями формируется содержание полного предметного цикла, представляющего собой изложение истории с древности до наших дней. Такой цикл может быть рассчитан на линейное изучение истории в V—XI классах или на концентрическую структуру предмета — V—IX классы и X—XI классы (в этом случае полный цикл изучается в основной школе).
|
|
Как уже отмечено, существуют разные уровни представления истории — история всемирная, история государств и народов, история региональная и др. В настоящем стандарте базовое содержание школьных курсов истории определено на уровнях всемирной истории и отечественной истории (см. раздел 2 для основной школы). Первый уровень предусматривает высокую степень обобщения исторического материала, глобальные и цивилизационно-региональные характеристики исторического развития (при этом особое внимание уделяется российской цивилизации). На втором уровне дается более конкретное хронологически-событийное изложение отечественной истории. При разработке учебных программ это изложение дополняется региональным, историко-краеведческим материалом.