Что дает младенцу природа?

Для ответа на этот вопрос следовало бы провести такой эксперимент, в котором дети с первых дней жиз­ни росли бы в условиях изоляции от взрослых: не слы­шали бы человеческой речи, не вступали бы в обще­ние с другими людьми. Если бы в таких условиях дети заговорили бы примерно в те же сроки, речевую спо­собность можно было бы считать действительно вро­жденной, заложенной в человеке самой природой.

Понятно, что ни один ученый и ни один родитель не позволит провести с человеческим ребенком такой рискованный эксперимент. Однако в истории челове­чества подобные эксперименты ставились неоднократно. Так, например, император Фридрих Гогенштауфен, имевший склонность к науке, решил точно установить, на каком языке заговорят мальчики сами по себе, если им не навязывать никакой речи извне, - на латыни, на греческом или на немецком. Для этого он отобрал не­сколько здоровых младенцев, велел кормить по-коро­левски, содержать в абсолютной чистоте, выполнять все их желания, но... не играть и не разговаривать с ни­ми. Однако эксперимент не удался, потому что никто из детей не дожил и до двух лет, и не произнес ни единого слова.

Ответить на вопрос о происхождении речи помо­гают также и известные в науке случаи развития де­тей-Маугли. Такое название получили дети, выросшие вне человеческого общества, найденные в логове жи­вотных и «воспитанные» ими. Оказалось, что дети-Маугли были лишены всех без исключения специфи­чески человеческих форм поведения. Они передвига­лись на четырех конечностях, вели ночной образ жиз­ни, по ночам выли. Найденные людьми и помещенные в условия человеческой культуры, они с неимоверны­ми трудностями овладевали прямохождением, эле­ментарными способами гигиены, но совершенно не­возможным оказалось для них полноценное развитие речи.

Характерным является также развитие детей, на­ходящихся в условиях госпитализма. Госпитализм ха­рактеризуется изоляцией детей от взрослых, отсутст­вием общения между ними, долгим пребыванием ре­бенка раннего возраста в одиночестве. Как показали исследования Г.Л. Розенгардт-Пупко, дети с явления­ми госпитализма отстают в психическом развитии и в первую очередь - в развитии речи. Так, например, во время Великой Отечественной войны, бывали случаи, когда работающая мать на целый день оставляла ребенка одного, успевая осуществлять лишь необходи­мый для выживания физический уход (кормила, ме­няла одежду). В таких условиях налицо были не только отставание в развитии, но и отсутствие психического развития вообще. Дети не умели смотреть, улыбаться, тянуться к предмету и, конечно, разговаривать.

Таким образом, для того чтобы заговорить, недо­статочно родиться человеком. Вместе с тем, речь развивается только у человека, и никакое животное ею не овладевает. В науке известны многочисленные попыт­ки обучить речи детенышей человекообразных обезь­ян. Советский психолог Н.М. Лодыгина-Котс попыта­лась даже дать маленькой обезьянке воспитание и для этого растила ее вместе со своим сыном. Увы, и этот опыт не привел обезьяну к речи.

Правда, у животных есть возможность использо­вать голос в средствах общения. Известно, что различ­ные звуки у гамадрилов носят коммуникативный ха­рактер, с их помощью члены стада передают соро­дичам самую разнообразную информацию: сообща­ют об опасности, зовут на помощь и т.д. Американ­ской исследовательнице Джейн ван Лавик-Гудолл, на­блюдавшей высших приматов в естественных для них условиях, удалось обучиться звуковому общению обезьян и вступить с ними в контакт. Такого рода об­щение возможно между человеком и другими живот­ными. Упоминающееся в сказках различных народов утверждение о понимании человеком животных («он знал язык птиц и зверей») на самом деле не просто сказочный вымысел. Это утверждение действительно имеет реальную основу. Человек овладевает языком животных, но никогда и ни при каких обстоятельствах ни одно животное не общается с человеком с по­мощью речи.

Имеется принципиальное различие между сред­ствами общения у животных и человека. Арсенал ком­муникативных возможностей даже у развитых при­матов сводится к ограниченному числу сигналов. В со­став используемых ими средств, помимо голоса, актив­но включаются разнообразные позы и жесты, и всегда передается сообщение, имеющее определенное кон­кретное значение, тогда как у человека основным средством общения является речь. С ее помощью передается неисчерпаемое богатство чувств, мыслей, выходящих за пределы конкретной ситуации. Речь че­ловека организует не только общение, но и познание, а также передачу опыта от поколения к поколе­нию. Как мы видим, необходимым условием ее раз­вития является принадлежность к человеческому роду, хотя в целом это обстоятельство само по себе прямо к речи не ведет.

Известно, что ребенок получает от рождения определенное строение органов дыхания и гортани, развитие которых приводит его впоследствии к членораздельной речи. Однако аналогичные органы речепроизводства встречаются и в животном мире (хорошо известно, что есть так называемые «говорящие попугаи»). Примечательно, что данные дефектологии позволяют считать наличие органов речи не самым важным условием в ее развитии. Это обстоятельство подтверждается следующими соображениями. Во-первых, устная речь не единственная форма речи. Существуют и другие языки, например у глухих людей. Во-вторых, здоровой гортани и правильного речевого дыхания оказывается недостаточно, если речь идет о тяжелых отклонениях, носящих характер психической аномалии, когда человек может правильно произно­сить определенные речевые звуки, не имеющие никакого смысла и являющиеся лишь подражанием слы­шимой речи. Так, например, наблюдаемый нами умственно отсталый ребенок десяти лет отличался исключительно высокой «речевой» активностью, он постоянно что-то сообщал и рассказывал, но его высказывания не имели никакого смысла. «Я буду подметать, чтобы летать на самолете. Буду строить дом. Где моя шляпа? Буду летчиком, чтобы строить дом. Пора идти на лекцию. Студенты подождут».

Таким образом, овладение речью нельзя свести к горению речевых звуков, не менее важным является здесь понимание речи, правильность использования грамматических форм, способность не только произносить слова по образцу, но и самому создавать осмысленное высказывание. При этом смысловая сторона речи является значительно более важной, чем процесс говорения.

Другой важной врожденной предпосылкой развития речи является особая избирательность новорожденного младенца к звуковой слышимой речи. Еще в период внутриутробного развития создаются бла­гоприятные условия для ее формирования. Дело в том, что околоплодные воды, по мнению советского пси­холога А.М. Фонарева, хорошо проводят звук, и пер­выми близкими и родными становятся звуки материн­ского голоса. Вот почему ожидающей ребенка женщи­не так важно быть спокойной и радостной и в разгово­ре тоже. Слуховой опыт еще неродившегося младен­ца можно расширить звуками музыки, пением, соб­ственной игрой на музыкальных инструментах.

Внутриутробное развитие может не только способ­ствовать будущей речи, но и, напротив, в дальнейшем служить причиной ее задержки. Так, например, в не­большом японском городке частыми стали случаи по­явления на свет глухих детей. Причем число их из года в год возрастало. Оказалось, что причиной явилось близкое расположение построенного недавно аэро­дрома, день и ночь жители слышали непрекращающий­ся гул и рокот самолетов. В результате еще не родив­шиеся дети оглохли, тем самым, оградив себя от непри­ятных и травмирующих звуков.

С помощью современных тончайших методов ис­следования деятельности мозга новорожденного со­ветскими учеными Т.П. Александрян и Э.А. Хризман удалось установить, что среди всех разнообразных раздражителей, воздействующих на ребенка, он вы­деляет голос матери. Это, конечно, не значит, что ре­бенок понимает обращенную к нему речь. Но среди всех звуков голос матери вызывает сосредоточение и специфическую активность сразу двух анализаторов - слухового и зрительного. И в дальнейшем ребенок всегда предпочитает звуки человеческого голоса всем остальным звукам.

Вместе стем наличие избирательного отношения к звукам человеческой речи само по себе не может быть решающим условием развития активной речи. Оно может исчезнуть за 2-3 месяца, если после рож­дения ребенок не слышит человеческой речи. Заме­тим, что эта способность не является природно задан­ной, а формируется под влиянием окружающих усло­вий.

Что же получается? Вроде бы никаких природных предпосылок к овладению речью у ребенка нет, и те, которые есть, сами по себе никакого решающего значения не имеют, и в то же время только человеческий заговорить. Значит, все-таки что-то есть в человеческом организме, что позволяет ему столь бурно и успешно усвоить все формы человеческого поведения, и главную из них - речь?

Да, есть. Как ни странно, главным условием психического развития ребенка является его врожденная беспомощность, его неспособность к каким-либо определенным действиям. По словам выдающегося советского психолога Д.Б. Эльконина, пластичность нервной системы ребенка, отсутствие каких-либо врожденных форм поведения служат основой быстрого и легкого вхождения ребенка в любую культуру, усвоения любых знаний, навыков, умений, отношений и пр. Природная беспомощность малыша оказывается его основным преимуществом. Именно пластичность нервной системы маленького человека делает его открытым для внешнего мира, для овладения способами и формами человеческой деятельности вообще и человеческой речи в частности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: