В ходе процесса психотерапевтического убеждения клиента перед психотерапевтом стоят две задачи. Во-первых, держать в фокусе зрения клиента конечные цели и промежуточные задачи (психотерапевтический фокус), которые контрактом о сотрудничестве признаны важными и желательными. Во-вторых, поддерживать активность клиента в границах, благоприятных для сохранения мотивации и движения в выбранном направлении. Теоретическая философия психотерапевта помогает установить психотерапевтический фокус, а применяемые психотерапевтические процедуры и техники являются средствами поддержания фокуса и оптимальной активности.
Предельно упрощая, можно сказать, что задача психотерапевта заключается в определении того, чего пациент пытается избежать, и способа, каким он это делает. Следовательно, психотерапевтические процедуры представляют собой попытку подвергнуть клиента воздействию того, чего он пытается избежать. Достигается это, по крайней мере отчасти, за счет исключения метода, с помощью которого клиент осуществляет избегание. Цель данного процесса — вызвать когнитивный диссонанс. Подвергать клиента воздействию того, что он пытается избежать, следует с определенной интенсивностью, чтобы поддерживать его активность с помощью когнитивного диссонанса и мотивировать, но не вызывать слишком сильную активизацию, которая сделала бы непродуктивными усилия, направленные на решение проблемы. Этот процесс облегчается, если учтены три аспекта соответствия применяемой психотерапии клиенту.
|
|
Первый аспект касается того, что происходит между клиентом и психотерапевтом. Следует различать два момента. Первый из них связан с совместимостью жизненных историй и мировоззрений клиента и терапевта. Проведенные исследования показали, что демографическое сходство между клиентом и психотерапевтом устанав-
ливает базис отношений, в то время как определенные различия в позициях способствуют осознанию клиентом потенциала изменений (например, когнитивный диссонанс). Второй момент связан со способностью психотерапевта улучшить качество отношений в случае недостаточно хорошего соответствия историй жизни и опыта клиента и психотерапевта. Психотерапевт может улучшить качество отношений с помощью процедур общения и слушания, увеличивающих доверие и силу убеждения.
Второй аспект касается соответствия между психотерапевтической техникой и уровнем сложности проблемы клиента, стилем "совладания" и чувствительностью в межличностных отношениях. Существует несколько сторон этого процесса. Так, например, некоторые техники и процедуры способствуют разрешению повторяющихся паттернов поведения, питаемых внутренними конфликтами, в то время как другие направлены на облегчение симптомов. Устанавливая сложность проблем клиента, а также их объем, мы можем выбрать процедуры, соответствующие сложности проблемы клиента.
|
|
Психотерапевтические техники различаются также уровнем осуществляемых интервенций — от уровня неосознаваемых переживаний, через аффекты и автоматические мысли вплоть до доступного наблюдению поведения. Разнообразны и стили "совладания" клиентов: от изоляции аффекта до вытеснения конфликтов, экстернализации и отреагирования в ситуациях стресса. Последователь систематической эклектической психотерапии выбирает психотерапевтические процедуры, соответствующие уровню переживания клиента, который обычно отражает характерный для клиента "совладающий" стиль. Процедуры, предназначенные для обращения к эмоциональному и сенсорному уровням переживания, могут быть использованы в работе с клиентами, изолирующими и отрицающими свои эмоции. Процедуры, направленные на осознание бессознательных конфликтов, могут быть применены в работе с клиентами, вытесняющими и отрицающими конфликт. Процедуры, рассчитанные на когнитивный уровень переживания, могут подойти тем, кому не хватает когнитивного контроля. И наконец, процедуры, предназначенные для поведенческого уровня переживания, оказываются полезными тем, чей внешний стиль "совладания" проявляется в разрушительном поведении.
Другой момент "подгонки" техники к клиенту связан с теми промежуточными задачами, которые психотерапевт намечает в ходе
достижения конечных целей, связанных с устранением конфликтов или симптомов. Некоторые из промежуточных задач заключаются в осознании поведения, когнитивных элементов, эмоций или конфликтов. Другие задачи касаются изменений в структуре личности или в межличностных отношениях или же поддержания уже достигнутых успехов. Уровень, на котором клиент прилагает усилия для решения проблем, соответствует характеру данных промежуточных задач и определяет их.
Еще один момент, касающийся соответствия психотерапевтической техники потребностям клиента, связан с отношением клиента к внешнему контролю и руководству. Клиенты с повышенной чувствительностью к такому контролю или остро реагирующие на него, могут испытывать трудности, стараясь приспособиться к психотерапевту, направляющему и структурирующему усилия, направленные на изменения. И наоборот, те, у кого внешние требования не вызывают протеста, могут успешно сотрудничать с психотерапевтом, дающим определенные указания и намечающим структуру действий. Следовательно, уровень реактивного сопротивления клиента может определять выбор психотерапевтом степени директивности применяемых им интервенций.
Третий аспект соответствия психотерапии особенностям клиента касается изменений, происходящих с течением времени. В этой связи представляют интерес два вида изменений. Первый касается изменения уровня, или фазы решения проблемы. Эта перемена фазы может быть использована для изменения промежуточных задач психотерапевтической работы. Второй же связан с изменениями, происходящими от сессии к сессии, когда психотерапевт наблюдает постоянные изменения в уровне реактивного сопротивления клиента и в его "совладающем" стиле, соответствующим образом изменяя уровень и директивность интервенции.
Подводя итоги, можно сказать, что эффективная эклектическая психотерапия осуществляется с помощью: (1) процессов подбора подходящих друг другу клиента и психотерапевта, что облегчает развитие оптимальных терапевтических отношений; (2) повышения качества этих отношений за счет изменения структуры психотерапии; (3) приведения целей психотерапии в соответствие со сложностью проблемы клиента; (4) приведения уровня, на котором осуществляется интервенция, в соответствие со стилем "совладания", присущим данному клиенту; (5) приведения уровня директивности психотерапии в соответствие с уровнем сопротивления
|
|
клиента; (6) такой регулировки всего вышеперечисленного в ходе сессий и от сессии к сессии, которая позволила бы добиться соответствия задачам психотерапевтической работы и особенностям реакции клиента. Сложность данной задачи соответствует сложности самого человеческого поведения.