Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола.
Царь стоял во главе государственного аппарата и обладал законодательной властью - был главой фискальной администрации, верховным судьей, издавал эдикты, назначал крупных государственных чиновников. Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду. При царе существовали советы:
- паришад - совет царских сановников; приобрел функции политического совета, занимаясь проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Он состоял из военной и жреческой знати, которая стремилась сохранить свои привилегии и ограничить абсолютную власть правителя.
- тайный совет;
- раджа-сабха, или царский совет; преобразования претерпела и сабха - ранее широкое по составу собрание знати и представителей городского и сельского населения. К эпохе Маурьев состав сабхи становится значительно уже, она тоже приобретает характер царского совета - раджа-сабхи.
В эпоху Маурьев государство имело следующее административно-территоральное деление:
-главные провинции; (во главе царевичи)
-обычные провинции (джанапады); (во главе раджуки)
-области (прадеши);
-округа (ахале);
-деревни.
Законы Ману.
Законы Ману являются так называемой дхармашастрой - сборником норм (дхарм), правил, определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были этическими, а не правовыми. Понятия права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, в Древней Индии не было.