Чиновник меняет мышление

Уверен, что, называя Чувашию лидером по реализации национальных проектов, В. Путин имел в виду не только реформы в сфере образования и здравоохранения. По обеспечению граждан доступным жильем и подъему агропромышленного комплекса мы также могли дать несколько очков вперед любому другому региону. Мне же приходилось отчитываться за эти направления и на заседаниях различных советов при Президенте России, и в Правительстве страны. И везде отмечалось, что республика не замыкается в отведенных рамках, а привносит в реализацию национальных проектов свои наработки, которые, зачастую, оказываются глубже и эффективнее федеральных стандартов.

В Приволжском федеральном округе посмотрели статистику по государственной поддержке, оказываемой молодым семьям при приобретении жилья. Оказалось, что почти двадцать процентов счастливых новоселов по этой программе приходится на Чувашию. Звонят, спрашивают, просят объяснить причину такого феномена. А ларчик открывается просто. Мы добавили к финансовым ресурсам, поступившим из Москвы, еще сотни миллионов рублей из бюджета Чувашии. И республиканская программа «Молодая семья» оказалась гораздо эффективнее и доступнее, чем ее федеральный аналог. Во-первых, при одинаковом совокупном доходе по нашим правилам можно было получить ипотечный кредит на 15 процентов больше. Во-вторых, ежемесячный платеж стал в 1,8 раза меньше. В-третьих, в полтора раза сократился объем процентов, выплачиваемых по кредиту.

Для кого-то эти цифры, возможно, и пустой звук, но все те, кому довелось приобретать жилье по ипотеке, эти льготы оценят по достоинству. Мы у себя подсчитали, и пришли к выводу, что если бы не поддержка республиканского бюджета, участников программы «Молодая семья» было бы втрое меньше. Остальные просто-напросто не потянули бы ее условия.

И национальный проект «Развитие АПК» не случайно дал в Чувашии без преувеличения потрясающий результат. Вся государственная политика в республике была ориентирована на комплексное и устойчивое развитие сельских территорий. И в этом направлении сделано немало: газифицированные дома и асфальтированные дороги, модельные библиотеки и современные школы, офисы семейного врача и дворцы спорта с бассейнами – все это стало привычными элементами облика чувашских сел. Мы старались, чтобы на селе было удобно жить и интересно работать. К тому же не зря римляне говорили: «Vita rustica et honestissima et suavissima est» - «Сельская жизнь и самая честная, и самая приятная».

О дорожном строительстве стоит сказать отдельно. В 2008 году, когда мы завершили программу по соединению всех населенных пунктов республиками дорогами с твердым покрытием, федеральные ведомства – Минсельхоз и Росавтодор – опубликовали статистические данные о том, как эта задача решается в целом по России. Признаюсь, даже я с удивлением прочел, что из 545 километров построенных во всей стране в том году дорог 325 километров было проложено только в одном регионе – Чувашской Республике.

Все названные инфраструктурные проекты, казалось бы, приносили бюджету одни расходы. А какая от них социально-экономическая, полезная отдача? С момента реализации национального проекта более 60 тысяч сельских жителей привлекли кредиты на сумму свыше 9 млрд. рублей для развития малых форм хозяйствования. То есть каждая четвертая сельская семья создала фактически семейное малое предприятие, воспользовавшись предоставленной государством льготой. Это абсолютный рекорд для страны и по числу заемщиков, и по объему кредитов. Значение проделанной работы стало особенно очевидной в разгар экономического кризиса, когда полученные средства обеспечивали самозанятость населения, являлись для крестьян своеобразным финансовым и социальным амортизатором.

А ведь далеко не сразу наши любимые труженики села оценили возможности, предоставляемые государством. Им дают практически беспроцентные кредиты, а они упираются. Мол, скотинку еще вырастить надо, потом реализовать, а вдруг не сложится, чем расплачиваться будем? Приходилось начинать с глав районов, поселений персонально. Знаете ли, административный ресурс еще никто не отменял, когда пряники не помогают, не грех и кнут применить. Но в меру, разумеется.

Да, сейчас можно долго и с удовольствием перечислять достижения в развитии общественной инфраструктуры для села. Но если говорить откровенно, то старт по развитию агропромышленного комплекса вообще складывался тяжело. Даже руководители республиканского уровня, ответственные за село, не понимали его сути, в отличие от Н.Смирнова – министра финансов, человека творческого, прогрессивного и сделавшего для села в сто раз больше, чем профильный коллега. Но выступает, например, один из заместителей Председателя Правительства и начинает сравнивать наши сельхозпоказатели с американскими. Мне приходится его прерывать и задать элементарный вопрос: почему не выполняются не американские, а предложенные Вами и утвержденные планы по производству мяса и молока, установленные в республиканской программе развития АПК и комплексной программе социально-экономического развития республики до 2010 года. Зачем разводить демагогию и в который раз ссылаться на происки Америки, ВТО, когда просто не выполняются положения нашего собственного закона?

Руководитель юлит, признает, что отдельные проблемы в животноводстве есть, и снова тараторит…набор слов... Вновь приходится ставить вопрос ребром: сможет ли ведомство остановить крайне негативную тенденцию падения объемов производства мяса и молока и каким образом оно собирается этим заниматься? Аграрий откровенно «поплыл», ничего толком сказать не может. Пришлось самому озвучить несколько возможных вариантов решения проблем. Ведь я не отчета требовал, а профессионального ответа. А вместо этого забивают головы аудитории чепухой. Тогда приходится предложить присутствовавшим на заседании правительства главам муниципальных образований для обсуждения альтернативные методы обеспечения роста производства в АПК.

Кстати, этот деятель не раз показал себя с неблаговидной стороны. Попался на попытке фальсификации площадей необрабатываемых земель. Простили…Но это лишь цветочки. Стало известно, что он несет ответственность за передачу ценнейших земель сельхозназначения чуть ли не за ящик водки и хвост селедки своим дружкам. Республика потом эту территорию, расположенную вдоль Волги под Чебоксарами, втридорога выкупала для строительства Нового города….Недаром мне бывший глава Правительства Чувашии однажды сказал: «Эх, Николай Васильевич, жаль, не заменил я этого (далее непечатно) порядочным человеком... Не успел. Вы же мне неоднократно давали поручение. Виноват…».

Но вернемся к аграриям республики. Перед сельскими районами и поселениями ставится вполне реальная дилемма, точнее - стимул: если добьетесь легализации реального производства, то будет соответствующее финансирование на дорожное строительство, газификацию и другие радости цивилизации. А будете фальсифицировать реальность, топтаться на месте или назад плестись - не ждите из бюджета дополнительной поддержки, других стимулов. «Справедливо?» - спрашиваю у них. В основном, молча, но все соглашались.

Главы районов и поселений прекрасно понимали, о чем идет речь. Ведь не секрет, что значительная часть сельскохозяйственной продукции производится как бы нелегально, ни в какие сводки она не попадает, поскольку крестьяне отдают ее заезжим перекупщикам. А разве нельзя организовывать собственные заготовительные кооперативы по закупке мяса, молока, другой продукции? Когда в село вкладываются огромные средства, то хочется и отдачу почувствовать. Однако из года в год одно и то же. Мы не жалеем инвестиций для того, чтобы в деревне заработала экономика. Создаем человеческие условия жизни и труда, а результатов нет. Поэтому я вынужден был поручить Правительству провести анализ в разрезе последних лет: сколько средств было вложено в конкретные районы, и какой результат был получен. Такая политика вполне может быть эффективной. Но при одном условии: если она прозрачна, открыта, понятна абсолютно всем участникам процесса.

Местный уровень власти – определяющий. Но поручиться за то, что мне удалось кардинально перевоспитать чиновников этого уровня, не рискну. Многие из них так и не научились мыслить по-современному, руководствоваться, прежде всего, интересами дела, а не собственными приоритетами. Некоторых мэров отстраняли от должности, наиболее наглых и жадных до казенных денег сажали на скамью подсудимых, а бюрократия в этом звене управления остается непобедимой. Словно сказочный дракон: одну голову у него срубишь, а вместо нее две вырастают.

Что скрывать, в некоторых районных администрациях в каждом кабинете можно встретить или родственника главы, или его близкого знакомого. А мы еще удивлялись тому, что в целом показатели республики растут, а в некоторых муниципалитетах дела все хуже и хуже.

Особенно это было заметно по сокращению объемов налоговых поступлений. И ведь только из-за бездействия ряда глав муниципалитетов местные бюджеты недополучали миллионы рублей. Пришлось потребовать, чтобы под особым контролем оказались те поселения, где доходы жителей росли как на дрожжах, а уровень поступления налогов падал, И понятно, что в решении проблем, связанных со сбором налогов на имущество, землю и транспортного налога, должны активно участвовать все органы власти – федеральные, республиканские и муниципальные. Это вопросы состоятельности власти.

Позже руководитель Управления Федеральной налоговой службы России по Чувашии мне докладывал, что проверки выявляли весьма характерные детали. Скажем, сельские поселения Правительство республики оснастило компьютерами с установкой соответствующих программ для того, чтобы специалисты в кратчайшее время смогли сделать электронную версию похозяйственной книги. Компьютер не задобришь бутылкой водки или шоколадкой, в его памяти ведется детальный учет имущества, земли, транспорта. С такими данными картина по налогам должна быть как на ладони. А что же на деле получается?

В ряде поселений компьютер предпочитали включать только для того, чтобы пасьянс разложить. Как работали по старинке с ручкой и бумажкой, так и продолжали в том же духе. А ряд так называемых специалистов оказались на муниципальной службе только благодаря семейным связям с главой района или поселения. Им эти компьютеры вообще до лампочки. Или они сознательно стремились не обременять близких им людей всякими податями. И они не торопились пополнять базы данных. Нередко владелец земельной доли уходил в мир иной, его землицей пользовались родные и близкие, которые не спешили свое достояние оформить их в собственность. И спокойно многие годы избегали налогообложения.

Однажды министр финансов республики Н. Смирнов доложил мне о нескольких муниципальных образованиях, где деньги, выделенные на дорожное строительство, использовались не по назначению.

«Главы не выдержали испытания ответственностью и предоставленной самостоятельностью», - с грустью сказал Николай Васильевич, который за каждую бюджетную копейку переживал, как за свою собственную. – Причем, ладно бы хитрили по крохам. Нет, в наглую почти все средства растратили по своему усмотрению. И большую часть – на содержание аппарата. Например, Красноармейскому району на строительство и реконструкцию дорог в виде межбюджетных трансфертов и из фонда социального развития было выделено 11,7 млн. рублей, и 8 млн. из них ушли на содержание чиновников. Примерно, такая же картина была и в некоторых других районах.

А в Новочебоксарске на содержание аппарата должны были потратить 10 млн. рублей, однако в городской бюджет заложили ровно в три раза больше. В Алатыре на себя любимых решили потратить в два раза больше положенного. Причем, в одном городе исполнение консолидированного бюджета по собственным доходам составляло одну треть, а в другом имелась огромная задолженность по оплате энергоресурсов. На Смирнова было просто жалко смотреть. Он несколько раз повторил: «Вот такая неприглядная картина, это безответственность как данность».

На ближайшем заседании Правительства пришлось потребовать от «отличившихся» глав муниципалитетов ответа на вопрос: «Как такое могло произойти?». Вызывал на трибуну и предлагал доложить народу Чувашии, почему они так безобразно, а по сути преступно, расходуют республиканские деньги, выделяемые для строительства дорог, и подкармливают раздутую администрацию. Ничего внятного, правда, от них услышать не довелось. А глава одного из районов едва-едва сумел выжать из себя единственное слово: «Нервничаю...». Но некоторые главы держались уверенно, искренне полагая, что ничего особенного они не совершили.

Так отвечать можно только в силу невежества или некомпетентности. То есть они даже не понимали, что нарушали существующий правовой порядок. Между тем, время самоуправства давно прошло. Возмущало еще и то, что главы оказались не в курсе цифр, озвученных министром финансов. Поэтому сочли необходимым провести у них тщательную ревизию с подключением органов прокуратуры. Ну а в качестве воспитательной меры было решено в установленном порядке уменьшить им объемы помощи из республиканского бюджета и сообщить об этом через средства массовой информации всем избирателям. Пусть знают, что их администрации тратят на себя непозволительно много бюджетных денег. Такое же поручение получили все министры, курирующие инвестиционные программы и проекты.

Удивительно, но реформу местного самоуправления некоторые деятели восприняли как индульгенцию на самоуправство. В Чебоксарах проезжаю улицу Константина Иванова и прямо на берегу, у обрыва, где стояли какие-то деревянные сооружения, строится капитальное железобетонное здание. А там ведь был удивительный вид на Волгу, туда многие приходили просто пейзажем полюбоваться. Сразу возникли вопросы. Первый: как можно уродовать такое живописное место? Второй: как можно разрешать на обрыве возводить железобетонные мощные строения?

Явное безобразие, тут можно даже не анализировать и не проводить экспертизы. Так поступать нельзя, если люди имеют хотя приблизительные понятия о своих профессиональных и служебных обязанностях. А фактически они дали санкцию на разрушение города, разрушение будущего столицы Чувашии. А также воспитание очень дурного вкуса – архитектурного с криминальным оттенком. Поручил проверить, чьи подписи стоят под разрешительными документами. Само с собой, таких людей нужно гнать с должности пинком под зад. А если есть возможность, то и привлекать к уголовной ответственности за корысть, потому что просто так подобные решения не принимают.

На каждом градостроительном совете у нас обсуждается вопрос о том, что должно быть больше парков и скверов, критикуется безобразная уплотнительная застройка города. И на фоне этих дискуссий заинтересованные чиновники смеют выносить на публичные слушания планы передачи под застройку ещё одного парка - на пересечении улиц Максима Горького и Гузовского. И за такое надо судить, если не уголовным судом, то нравственным.. Вместо того, чтобы побольше строить парков, скверов и садов, реализуют свои коммерческие проекты. Очевидно, что без коррупционной заинтересованности здесь не обходится у некоторых городских чиновников. А может быть, не только городских... Поручение было выполнено, несколько чиновников своих портфелей лишились, а главное - успели и незаконное строительство прекратить, и спасти прекрасный сквер возле оживленной магистрали.

Меня часто упрекали в том, что чересчур требовательно отношусь к кадрам. Мол, не надо во всем видеть злой умысел, не ошибается тот, кто ничего не делает. Согласен, порой приходилось действовать очень жестко. Однако нужно понимать, что это не я выдвигал новый стандарт. Административная реформа и реформа местного самоуправления в России, помимо того, что более четко распределили ответственность между всеми уровнями власти в стране, ввели в нашем государстве и новые понятия. С одной стороны, эти понятия носили экономический характер, но, с другой стороны, меняли политические подходы к власти как таковой. Качество предоставляемых услуг населению становилось главным в работе не только федеральных и региональных органов, но и муниципального управления.

И этот процесс носил объективный характер. По мере вхождения России в мировую экономику, развития институтов рынка, усиления экономической и политической конкуренции в ней кардинально меняется вся система управления. В новых условиях хозяйствующие субъекты должны становиться прозрачными, чтобы развиваться. Появилось понятие «муниципального менеджмента». В 1991 году в Великобритании была опубликована Хартия гражданина, которая включает в себя множество показателей и индикаторов качества выполнения местными органами власти своих функций по обслуживанию клиентов, то есть граждан. Когда Хартия используется в контексте новой модели регионального и муниципального управления, она дает основу для построения соответствующих стандартов обслуживания и для оценки деятельности местных органов власти. Поэтому муниципальные службы развитых стран в последние годы подверглись коренному изменению. В них прошел процесс восприятия новых технологий менеджмента, сотрудники учреждений озабочены снижением затрат, повышением эффективности, стали учитывать изменения внешней среды и растущие запросы потребителей услуг муниципальных структур.

В России эта тенденция усиливается тем, что система государственного и муниципального управления в целом трансформируется от командно-административных методов к экономическим и социально-психологическим. А любые общественные оценки, рейтинги и общественные конкурсы делают процесс регионального и муниципального управления более прозрачным и эффективным, что, с одной стороны, может служить преградой для коррупции и бюрократии, а с другой, – создавать привлекательный инвестиционный имидж территории муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: